Инцедент на израильско-иорданской границе и его урегулирование

В последнее время двусторонние отношения между Иорданией и Израилем находятся едва ли не в самом худшем состоянии с момента подписания мирного договора между ними в 1994 году. Об этом регулярно напоминают израильские СМИ. Иорданские власти постоянно демонстрируют свою враждебность к еврейскому государству, к иудаизму и к евреям. При этом – что еще больше раздражает израильтян – вызывающе ведущая себя Иордания зависит от Израиля в сфере экономики, в сфере водного хозяйства и в сфере безопасности. Не будет преувеличением сказать, что в тот момент, когда высшее военно-политическое руководство решит, что оно больше не заинтересовано в сохранении нынешнего иорданского королевского режима и вообще Иордании как государства, Хашимитское королевство рухнет.

Однако пока израильское руководство заинтересовано в сохранении Иордании в качестве буферного государства на своей восточной границе, оно склонно с пониманием относиться к внутриполитическим проблемам короля Абдаллы II и позволять его поданным вести себя вызывающе по отношению к ненавидимым большинством из них евреям.

Так продолжалось, пока в этот вторник в 7.30 утра большая группа заместителей мэров израильских городов, глав местных и региональных советов, участвующих в профессиональной конференции в Эйлате, прибыла на расположенный к северу от Эйлата КПП Рабин для того, чтобы отправиться на экскурсию в соседнюю Иорданию и посетить мертвый город Петра, по праву считающийся одним из чудес света. Предварительно от религиозных заместителей мэров потребовали надеть на голову – по соображениям безопасности — вместо традиционной еврейской кипы кепки. Однако, когда группа прибыла на иорданскую сторону КПП, иорданские пограничники отказались ее пропустить под предлогом того, что часть израильтян носила цицит, так называемые «кисти видения», которые многие верующие евреи носят под верхней одеждой.

«Нам заранее сказали одеть кепку поверх кипы, но никто не говорил с нами о цицит, — сказал по телефону около 10 часов утра корреспонденту ежедневной израильской газеты «Исраэль гайом» заместитель главы регионального совета Самарии Давиди Бен-Цион, — Всех нас вернули назад. Нас снова проверили и отказали нам во въезде. Были такие, кто снял цицит, а были такие, что отказались это сделать, и теперь мы уже более двух часов задержаны иорданцами».

«При первой проверке наших религиозных товарищей попросили снять кипы и заменить их на кепки, — рассказал по телефону журналистам заместитель мэра города Гиватаим Мошик Гольдштейн, — Потом нас вернули, потому что поняли, что часть из религиозных (евреев – В.Ч.) носит цицит. Вернули всю группу на новую проверку. Женщин, которые носят парики или шляпки (замужняя религиозная еврейка должна, по обычаю, покрывать свои волосы – В.Ч.) отвели в сторону. (…) После второй проверки им (иорданцам – В.Ч.) снова что-то не понравилось, и они захотели вернуть всю группу на третью проверку. Наш гид сообщил, что обращались в Амман за получением разрешения и что он должен подписать обязательство, что мы поедем в Петру и больше — никуда. Не будем сворачивать ни вправо, ни влево, не будем демонстрировать никаких (еврейских – В.Ч.) религиозных атрибутов символов. На этом мы сломались. Атмосфера очень накалилась, а тяжелые чувства наших религиозных товарищей испортили настроение и нам. Мы приняли решение в знак протеста вернуться в Эйлат». Следует отметить, что несмотря на то, что заместители мэров принадлежат к разным партиям – как правым, так и левым, что большинство из них нерелигиозны, а некоторые из задержанных на КПП вообще были арабами-мусульманами, все они проявили полную солидарность со своими религиозными коллегами.

В израильских СМИ, который сразу же заинтересовались этим инцидентом, особо подчеркнули, что требование иорданцев, чтобы религиозные евреи сняли цицит, не имеет никакого отношения к обеспечению их безопасности, потому что цицит одеваются под верхнюю одежду и снаружи не видны.

«Ощущение такое, что это просто издевательство, попытка оскорбить нас и не дать нам въехать (на территорию Иордании – В.Ч.). Острое ощущение антисемитизма, — заявил по этому поводу заместитель мэра Гиватаима Мошик Гольдштейн, — потому что все остальные группы проводят стороной – группа украинцев и группа корейцев прошли без проверки. Только нас задержали безо всяких объяснений».

Следует признать, что иорданцы постоянно издеваются над религиозными евреями на контрольно-пропускных пунктах. Израильтянам хорошо об этом известно, и автор может это подтвердить это на собственном опыте. Однако на этот раз иорданские власти переоценили свои силы и готовность израильского руководства закрывать глаза на эти издевательства. Как уже было сказано, на этот раз иорданские пограничники имели дело не просто с израильтянами, а с народными избранниками — с заместителями мэров городов, глав местных и региональных советов. А народные избранники израильтян не побоялись громко выразить свое возмущение.

«Нам говорят, что есть мир с Иорданией, ну так говорят. Я не знаю больше ни одного государства в мире (кроме Иордании – В.Ч.), где бы евреев унижали из-за их еврейства, а Государство Израиль молчит, — заявил заместитель главы регионального совета Самарии Давиди Гольдштейн, — требование иорданцев, чтобы мы сняли цицит, это не более и не менее, как антисемитский скандал, и это еще один знак, не предвещающий ничего хорошего для будущего наших отношений с этими «миролюбивыми» соседями. Я могу только гадать, какие роскошные извинения опубликовало бы в СМИ израильское Министерство иностранных дел, если бы араба (мусульманина пограничники – В.Ч.)   попросили  бы снять и оставить на въезде в Израиль куфию, а христианина – крест».

На этот раз реакция израильского правительства была быстрой. Министр внутренних дел Арье Дери (лидер сефардской ультраортодоксальной религиозной партии ШАС) провел консультации с представителями израильского МИДа и с главой Совета национальной безопасности Израиля Меиром Бен-Шабатом. Те обратились к высшему руководству Иордании, после чего иорданские пограничники впустили израильскую делегацию безо всяких досмотров и ограничений.

Как позднее стало известно, представители израильского МИДа и глава СНБ переговорили со своими иорданскими коллегами и предостерегли их, что для начала в качестве ответной меры за издевательства над верующими евреями министр внутренних дел еврейского государства рассматривает возможность запретить въезд в Израиль тысячам иорданских рабочих, ежедневно прибывающих из Акабы в соседний Эйлат. Для страдающей от безработицы и безденежья Иордании это стало бы серьезным ударом. Иорданские представители пытались оправдать поведение своих пограничников тем, что они беспокоились о безопасности израильтян в связи с серьезнейшей угрозой исламистского террора на иорданской территории. Однако их объяснения не были приняты израильской стороной.

Не ограничиваясь урегулированием конкретного локального инцидента на КПП Рабин, министр Арье Дери потребовал от иорданской стороны пересмотреть в целом свое отношение к еврейским религиозным символам. Видимо, это требование сопровождалась весомыми угрозами, поскольку иорданская сторона незамедлительно пообещала заново проверить указания, запрещающие израильским туристам въезжать в Иорданию с кипами на голове и вообще с любыми атрибутами и символами иудаизма. Было объявлено о создании рабочей группы из представителей иорданского МВД, МИДа и силовых структур с тем, чтобы поставить на контроль выполнение на местах новых предписаний.

В заключение представляется возможным добавить, что поскольку Израиль уже фактически вступил в период новой избирательной кампании, жесткий демарш Арье Дери, безусловно, способствует повышению его акций у избирателей, причем не только избирателей партии ШАС, но вообще израильских граждан. Ни один израильский политик не посмеет упрекнуть его сейчас публично за проявление жесткости по отношению к Иордании. Поэтому иорданцам не приходится рассчитывать на послабления, если они не выполнят требования израильского министра внутренних дел.

52.32MB | MySQL:106 | 0,682sec