О гуманитарных приоритетах ООН на Ближнем Востоке в 2020 году

4 декабря с.г. в Женеве под председательством заместителя генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам М.Лоукока был официально запущен гуманитарный призыв ООН на 2020 г. Таким образом, наконец, озвучены планы и приоритеты гуманитарных организаций системы ООН по оказанию содействия уязвимым странам в следующем году.

Как и ожидалось, в центре гуманитарной повестки ООН в предстоящем году будет регион Ближнего Востока и Северной Африки, где сегодня имеют место наиболее сложные, комплексные и масштабные кризисы гуманитарного характера. Одним из главных вызовов уходящего года для гуманитарной работы ООН, особенно на Ближнем Востоке, М.Лоукок назвал непредсказуемость. И действительно, согласно оценкам ООН в 2019 году общее число нуждающихся должно было составить 146 млн человек, однако по состоянию на декабрь с.г. оно уже превышает 166 млн, преимущественно за счет прироста в Сирии и Йемене, а также Южном Судане и Сомали.

Согласно очевидным политическим приоритетам, в бюджетном планировании ООН на следующий год также предсказуемо лидируют ближневосточные страны. Из запрашиваемых ООН 29 млн долларов на финансирование гуманитарных операций в 2020 году на первых двух позициях с большим отрывом Йемен и Сирия с бюджетами 3,3 и 3 млрд долларов соответственно, что составляет 22%. Это неудивительно, ведь в нынешнем году 42% всего гуманитарного донорского финансирования было выделено именно на  содействие населению, пострадавшему в этих двух крупнейших в мире гуманитарных кризисах. В частности, три крупнейших пакета финансирования доноры выделили в нынешнем году на Йемен (2.97 млрд долларов), Региональную операцию для сирийских беженцев в соседних странах (2 млрд долл) и на гуманитарные усилия внутри Сирии (1.73  млрд долл).

Чтобы обеспечить устойчивость финансирования операций в Йемене и Сирии в следующем году, ООН планирует активно задействовать стратегию проведения серии международных донорских конференций для закрепления международных обязательств и определения целевых ориентиров. Как показал 2019 год, данная стратегия успешно работает и дает неплохие результаты.

По итогам состоявшейся в феврале текущего года донорской конференции по Йемену доноры пообещали выделить на йеменские нужды 2.6 млрд долларов США и практически сдержали свои обещания — по состоянию на начало ноября 79%  из этой суммы было получено и до конца 2019 года ООН ожидает стопроцентного выполнения обязательств.

По Сирии с учетом политизированности этого конфликта дело обстоит похуже — в результате Брюссельской донорской конференции в марте текущего года совокупные обязательства доноров на программы гуманитарного содействия и политическую стабилизацию составили 7 млрд долларов США. При этом обещанные ресурсы на 2019 год уже выделены и освоены на 100%, а на 2020 год ожидается поступление еще порядка 2.4 млрд долларов США.

Еще одна тенденция — неуклонный рост численности населения, нуждающегося в гуманитарном содействии. В 2020 году общее число бенефициаров ООН составит 168 млн человек (по сравнению со 136 млн в 2018 году), из которых 42 млн — население стран Ближнего Востока и Северной Африки. К 2020 году число нуждающихся прогнозируется на уровне 212 млн человек, включая 54 млн в регионе.

Отдельное место в гуманитарных усилиях ООН на ближневосточном треке в 2020 году займет проблема миграции и беженцев. Обще число сирийских беженцев в регионе составляет 5.6 млн человек в пяти соседних странах, и на их поддержку в следующем году ООН потребуется значительно сил и ресурсов.  Более 70% сирийских беженцев в регионе живут за чертой бедности и в условиях безработицы и отсутствия доступа к базовым социальным услугам, образованию и инфраструктуры.

За последнее время ООН удалось решить ряд важнейших проблем в охваченных кризисом ближневосточных странах, включая обеспечение более 2 млн человек в год базовым содействием (продовольствие, медицина), доступ 1.3 млн детей в образовательные учреждения, создание рабочих мест и выдачу разрешений на работу беженцам.

В 2020 году гуманитарные организации ООН продолжат работать на этом треке. При этом от них потребуется гибкость и адаптация имеющихся механизмов гуманитарной помощи к специфике местных условий и вызовов в каждой из стран региона.

В Йемене главной задачей станет обеспечить бесперебойное операционное функционирование механизма помощи в условиях блокады и текущего вооруженного конфликта, хотя в целом с учетом проявляемой гибкости со стороны Саудовской Аравии, ситуация прогнозируется несколько более благоприятная, чем в нынешнем году.

Гуманитарные проблемы Сирии в первую очередь будет завязаны на поиске долгосрочных решений для сирийских беженцев и перемещенных лиц – как внутри страны, так и в соседних государствах. Это не только вопросы репатриации, но и реинтеграции в социально-экономическую жизнь, занятость и доступ к базовым социальным услугам, включая образование и здравоохранение. Внутри Сирии главным драйвером возможной новой эскалации гуманитарного кризиса в 2020 году станет военно-политическая неопределенность вокруг провинции Идлиб, где проживает порядка 3 млн человек. Важнейшей задачей станет создание платформы для перехода от гуманитарных операций к более устойчивым и долгосрочным проектам развития в сфере восстановления инфраструктуры и реконструкции фермерских хозяйств.

В Судане ООН планирует сочетать меры гуманитарного характера с экономическими интервенциями, но здесь многое будет зависеть от дальнейшего развития политического процесса в транзитный период. Политическая стабильность позволит мобилизовать столь нужные суданской экономике инвестиционные ресурсы, которые гуманитарные агентства ООН могут адресно направлять на инициативы по укреплению механизмов социальной защиты в сфере здравоохранения, образования и водных ресурсов, а также на развитие агробизнеса и укрепления национальной продовольственной безопасности.

В Южном Судане, на фоне сохраняющегося политического кризиса и невыполнения сторонами дорожной карты достигнутых договоренностей, главным из которых является возвращение в Хартум лидера оппозиции Р.Машара и формирование коалиционного правительства, гуманитарные агентства ООН продолжат непростую работу по помощи голодающим и самым уязвимым категориям населения. Главный вызов – отсутствие гуманитарного доступа к ряду провинций из-за проблем с безопасностью вкупе с новыми непредсказуемыми климатическими вызовами, как недавнее сильнейшее наводнение осенью с.г. Данное сочетание климатических шоков и вооруженного конфликта потребует от гуманитарных агентств ООН максимальной координации и синергии.

В Афганистане растущая неопределенность вокруг исхода состоявшихся в сентябре президентских выборов и связанная с этим активизация террористических действий со стороны «Талибана» будет главным фактором нестабильности в 2020 году. По прогнозам ООН, гуманитарные потребности Афганистана продолжат расти и как минимум 25% из 36-миллионного населения страны будут в категории нуждающихся в гуманитарном содействии в следующем году. Ввиду осложнения политической ситуации и роста угроз безопасности, следует ожидать роста атак и насильственных действий в отношении гуманитарного персонала и объектов в этой стране.

В Сомали не ожидается кардинальных изменений политической обстановки, однако экономический кризис в стране ввиду отсутствия внешних инвестиций будет и далее расширяться и вести к новым угрозам в гуманитарной сфере. Едва ли следует ожидать повторения ситуации с массовым голодом 20015-2016 гг., однако климатические шоки, включая засуху и наводнения, особенно в аридных зонах страны будут усиливаться и стимулировать новые массовые перемещения населения, в том числе миграцию в соседние страны.

В нынешнем году, по состоянию на начало декабря, ООН удалось уже мобилизовать 16 млрд. долларов, что на 2 млрд долларов больше, чем в 2018 году и пока является абсолютным рекордом. Бюджет 2020 года составляет 29 млрд. долларов, и ООН рассчитывает в качестве реалистичного сценария собрать хотя бы 60-70%, то есть 17-19 млрд как минимум. Основной прирост финансирования как раз ожидается за счет крупных ближневосточных конфликтов во главе с Йеменом и Сирией. В фокусе ближневосточных усилий ООН на гуманитарном треке в 2020 году – содействие детям и женщинам.

Устойчивость финансирование гуманитарных операций на Ближнем Востоке – главная проблема. Чтобы покрывать растущие потребности, гуманитарным организациям системы ООН придется активизировать усилия по мобилизации донорских ресурсов, где ряд традиционных доноров (США, Япония) постепенно сворачивают свою финансовую активность, а приходящие к ним на смену богатые страны залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар) пока не гарантируют устойчивое и стабильное финансирование. Евросоюз и особенно Германия вынуждены наращивать свои взносы, чтобы закрывать дефицит, однако и этих усилий пока недостаточно ввиду растущих потребностей. Новые доноры – Россия, Турция, Китай – пока действуют избирательно с учетом ограниченных ресурсов. Недостаток финансовых ресурсов в руках гуманитарных партнеров и отсутствие гибкости в их целевом использовании не позволяет ООН инвестировать в столь необходимые меры превентивного реагирования и упреждать таким образом разрастание кризиса. В итоге, гуманитарные потребности разрастаются, а интервенции ООН уже на стадии кризиса оказываются не столь эффективными, не приносят требуемой отдачи и ведут в конечном счете к удорожанию гуманитарных операций и росту их бюджетов.

62.54MB | MySQL:102 | 0,512sec