Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (29 октября – 4 ноября 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Пакистане, а также были связаны с конфликтом в турецко-иракских отношениях. 3 ноября президент Пакистана П. Мушарраф ввел в стране режим чрезвычайного положения и приостановил действие конституции 1973 г., обещав через несколько месяцев вернуть Пакистан к нормальной жизни. Иракское правительство заявило о готовности принять жесткие меры против баз сепаратистов Курдской рабочей партии (КРП) на севере Ирака, однако в Анкаре скептически отнеслись к этому обещанию.

В своем обращении к нации вечером 3 ноября президент Пакистана П. Мушарраф объяснил введение в стране режима чрезвычайного положения тем, что система управления государства была парализована из-за юридических конфликтов и растущей активности религиозных экстремистских группировок. В частности, речь идет о конфликте главы государства с Верховным судом Пакистана, который так и не принял решения о легитимности переизбрания П. Мушаррафа президентом республики в октябре с. г. Власти сообщили о возможности переноса сроков парламентских выборов, запланированных на январь 2008 г. Согласно введенному в действие «временному конституционному положению», глава правительства, кабинет министров, правительства провинций продолжают свою работы, однако прекращают свою деятельность судебные органы. После объявления чрезвычайного положения в Исламабад и в другие города введены войска, ограничена деятельность негосударственных СМИ, производятся массовые аресты оппозиционных политиков.

Действительно, в последние месяцы ситуация в Пакистане постоянно осложнялась, активировалась деятельность радикальных исламистских сил, на северо-западе страны вблизи границы с Афганистаном практически постоянно происходили вооруженные столкновения правительственной армии с отрядами местных племен, близких к афганским талибам. Усиливалась активность легальной политической оппозиции, все чаще критике подверглись действия властей и лично президента Мушаррафа. Оппозиция при этом рассчитывала на успех на предстоящих парламентских выборах. Один из ведущих лидеров оппозиции Б. Бхутто 3 ноября срочно вернулась на родину из зарубежной поездки и выступила с резкой критикой мер, принятых П. Мушаррафом, заявив, что «страна скатывается к диктатуре», а введение чрезвычайного положения не приведет к успеху в борьбе с экстремизмом и терроризмом.

США, Великобритания выразили разочарование развитием событий в Пакистане. Госсекретарь К. Райс прямо заявила, что Вашингтон «не поддерживает неконституционные меры», которые «могут увести Пакистан с демократического пути развития и гражданского общества». Также заявлено о возможном сокращении финансовой помощи Пакистану, но США продолжат сотрудничать с Исламабадом в борьбе с терроризмом. Свою озабоченность ситуацией в Пакистане выразили Китай, Индия, Франция и Афганистан.

В целом отметим, что введение режима чрезвычайного положения вряд ли будет способствовать стабилизации обстановки в Пакистане и, скорее всего, может лишь усилить противоборство между властями и оппозиционными силами различной ориентации.

Сложной остается ситуация вокруг турецко-иракского конфликта. Сторонам пока не удалось выработать согласованные меры по решению проблемы прекращения деятельности КРП на территории Ирака. Этот вопрос был в центре внимания прошедшего 2-3 ноября в Стамбуле расширенного заседания руководителей МИД стран-соседей Ирака и ряда других государств. В итоговом коммюнике встречи подчеркивается, что иракская территория не должна использоваться в качестве базы для террористических организаций. Участники форума резко осудили «любые формы терроризма в Ираке», поддержали усилия правительства этой страны по противоборству терроризму, угрожающему соседним государствам. Признано необходимым «оказать поддержку Ираку и его соседям в сфере предотвращения транзита террористов и нелегальной транспортировки оружия». Была подтверждена поддержка «принципу независимости и территориальной целостности Республики Ирак», ее международно признанных границ и положению о невмешательстве в иракские внутренние дела.

В Стамбуле состоялись встречи руководящих деятелей Турции и Ирака, которые также провели переговоры с госсекретарем США К. Райс. При этом США и Ирак заверили Турцию в своих намерениях усилить противодействие боевикам КРП, принять против них решительные меры и т.п., что, однако, не вызвало удовлетворения у Анкары, где требуют как можно скорее «перейти от слов к делу». Турецкие лидеры заявляют, что, придавая большое значение политическому урегулированию проблемы, они, тем не менее, не снимают с повестки дня возможности ее силового решения, т. е проведения крупной военной операции против сепаратистов на севере Ирака в случае, если иракцами и американцами не будут приняты действительно эффективные меры по пресечению деятельности Курдской рабочей партии.

На всем протяжении прошедшей недели турецкие войска продолжали операции против боевиков КРП как на своей территории, так и наносили удары с воздуха по базам противника в Ираке. На иракской территории действовали подразделения турецкого спецназа. 3 ноября сепаратисты освободили 8 турецких военнослужащих, захваченных в плен в конце октября.

Турция придает большое значение начинающемуся 5 ноября визиту в США премьер-министра страны Р. Т. Эрдогана и его переговорам с президентом Дж. Бушем, в ходе которых, как полагают в Анкаре, Вашингтон должен четко заявить о своей позиции и действиях по отношению к КРП.

Между тем обстановка в самом Ираке остается нестабильной. В различных районах страны совершаются теракты, вооруженные нападения, другие насильственные действия.

Напряженность сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Боевики палестинских экстремистских группировок не прекращают ракетные и минометные обстрелы израильской территории. В ответ Армия обороны Израиля наносит удары, в т. ч. воздушные, по позициям и инфраструктуре боевиков, проводит рейдовые операции на территории палестинского анклава. Министр обороны Израиля Э. Барак не исключает проведения крупной войсковой операции против боевиков в Газе.

Глава палестинской администрации М. Аббас заявляет, что не намерен делать уступок Израилю на предстоящей конференции по ближневосточному урегулированию (БВУ), но будет требовать выполнения соответствующих резолюций СБ ООН, арабской мирной инициативы (2007 г.) и международного плана «дорожная карта». По мнению Аббаса, все проблемы палестино-израильского урегулирования следует рассматривать в комплексе. Со своей стороны, премьер-министр Израиля Э. Ольмерт рассчитывает договориться с палестинцами по ключевым аспектам двустороннего урегулирования в течение года, а конкретнее – до выборов нового президента США в ноябре 2008 г. Ольмерт полагает, что у Израиля «никогда не будет более удобной администрации, чем администрация Джорджа Буша», тогда как новые руководители в Вашингтоне не будут до такой степени привержены важным для Израиля принципам, в частности, по вопросу о границах между еврейским государством и палестинскими территориями. Вместе с тем, позиции сторон все еще далеки друг от друга. Именно попытка их сближения в преддверии конференции по БВУ является целью очередной поездки на Ближний Восток госсекретаря США К. Райс. 4 ноября она провела переговоры в Израиле, а затем встретится с палестинским руководством.

2 ноября по инициативе главы ПНА и лидера движения ФАТХ М. Аббаса состоялась его встреча с представителями движения ХАМАС — первая с июня с. г., когда исламисты ХАМАСа захватили власть в секторе Газа. 3 ноября глава политбюро ХАМАСа Х. Машааль заявил о желании вести переговоры с ФАТХом по разрешению конфликта между двумя движениями.

Иран считает, что предоставил МАГАТЭ всю информацию по центрифугам для обогащения урана. К середине ноября глава международного агентства М. аль-Бардеи должен подготовить очередной доклад по иранскому ядерному досье. В Тегеране заявили: если аль-Бардеи в этом докладе сообщит, что вопрос по центрифугам закрыт, то ИРИ ответит на оставшиеся у МАГАТЭ вопросы, в противном случае Иран не намерен двигаться дальше.

Глава МИД Саудовской Аравии принц С. аль-Фейсал сообщил, что аравийские монархии готовы создать международный консорциум для снабжения Ирана обогащенным ураном, необходимым для работы его АЭС. Тегеран приветствовал эту идею, но вновь подчеркнул, что не намерен отказываться от развития национальной ядерной программы.

На встрече в Лондоне Китай, Россия, США и «евротройка» (Великобритания, Германия, Франция) договорились о разработке третьей резолюции СБ ООН о санкциях в отношении ИРИ. Окончательное решение по этому вопросу будет принято после изучения нового доклада главы МАГАТЭ.

Министр обороны Франции Э. Морен заявил, что по имеющейся у Парижа информации, Иран работает над созданием ядерного оружия и это «совпадает с данными ряда других государств», что заставляет усомниться в утверждениях М. аль-Барадеи, считающего, что нет достаточных материалов, указывающих на разработку иранцами ядерного оружия.

В ходе состоявшегося на минувшей неделе визита короля Саудовской Аравии Абдаллы в Великобританию достигнуты договоренности о развитии двустороннего сотрудничества в сфере экономики, науки и техники, образования и др. Британский премьер-министр Г. Браун подчеркнул, что саудовское королевство является «важным партнером и союзником» Лондона на Ближнем Востоке. В то же время британским руководителям не удалось получить от короля Абдаллы точного ответа на вопрос, примет ли Саудовская Аравия участие в организуемой США международной конференции по БВУ.

Президент Судана О. аль-Башир сообщил 3 ноября, что его правительство смогло договориться с руководством правящего на юге страны Суданского народно-освободительного движения по большинству вопросов, касающихся соблюдения мирного договора 2005 г. между Севером и Югом страны, за исключением проблемы нефтеносного района Абией, расположенного в центре Судана. Переговоры по Абиею будут продолжены позже.

3 ноября на очередном IX-ом съезде правящей в Египте Народно-демократической партии ее председателем вновь избран президент АРЕ Х. Мубарак.

На прошедшей неделе Х. Мубарак объявил о планах строительства в Египте атомных электростанций, что вызвано необходимостью диверсифицировать источники получения электроэнергии и сберечь запасы нефти и газа. Строительство АЭС будет проходить при участии МАГАТЭ и Египет, скорее всего, будет импортировать обогащенный уран. Первая станция должна вступить в строй в 2015-2016 гг. Кроме того, в АРЕ воссоздан Высший совет по мирному использованию ядерной энергии. Во главе с Мубараком. В состав Совета вошли премьер-министр А. Назиф, ряд министров, в т. ч. обороны, иностранных дел, финансов, а также глава службы внешней разведки.

В Сомали ушел в отставку премьер-министр А. М. Геди, который не смог преодолеть разногласий с президентом страны А. Йусуфом, которые, как сообщается, касаются главным образом вопросов, связанных с нефтяным потенциалом республики. На всем протяжении минувшей недели в столице Сомали Могадишо происходили ожесточенные бои эфиопских войск и правительственных сил с боевиками оппозиционных исламистских группировок. В городе царит хаос, более 90 тыс. человек вынуждены покинуть Могадишо. Эфиопия срочно перебрасывает в Сомали дополнительные военные силы.

Канцлер Германии А. Меркель 3 ноября совершила визит в Афганистан. На встрече с президентом Х. Карзаем она обещала увеличить помощь в реализации гуманитарных проектов и обучении афганской полиции. Вместе с тем, Меркель заявила, что находящиеся в Афганистане военнослужащие бундесвера не будут передислоцированы на юг страны, где идут активные боевые действия с боевиками движения «Талибан».

Приложение

Сирия: армия и политика

С конца 1940-х гг. армия играет доминирующую роль в политической жизни Сирии. Почти все режимы, существовавшие в республике с 1949 г., были или откровенно военными, или представители вооруженных сил составляли костяк правящей элиты, в значительной степени определяя внутреннюю и внешнюю политику государства. И сегодня, когда в большинстве арабских стран роль армии в политической жизни заметно снизилась, а в целом ряде из них (особенно это касается аравийских монархий) военные находятся под жестким контролем правящих режимом, в Сирии вооруженные силы продолжают оставаться структурой, которая непосредственным образом воздействует на внутриполитические процессы и формирование внешнеполитического курса государства. Более того, армия по праву считается ведущей военно-политической силой Сирии. Наряду со спецслужбами, она полностью выведена из-под контроля конституционных органов власти, подчиняется непосредственно президенту САР, который контролирует в ней кадровые и структурные изменения.

В настоящее время высшие армейские чины фактически представляют собой правящую партию военных. При этом элитной опорой президента остаются его соплеменники – каста высшего алавитского офицерства. О значимости военной верхушки для судеб правящего режима свидетельствует тот факт, что ее демонстративная поддержка кандидатуры Башара Асада обеспечила в 2000 г. бесконфликтный переход власти в Сирии после смерти его отца Хафеза Асада, почти 30 лет руководившего страной. Подобная позиция генеральской элиты во многом объяснялась как нежеланием и опасением возникновения массовых беспорядков с непредсказуемым исходом в случае промедления с выдвижением кандидатуры «наследника», так (и это очень важно) отсутствием в высших военных сферах признанного лидера – здесь сказалась соответствующая целенаправленная и кропотливая работа Х. Асада по недопущению его появления.

Подчеркнем, что позиции алавитов в вооруженных силах, начиная со второй половины 1960-х гг., поступательно усиливались и к началу 1980-х гг. выходцы из этой общины занимали большую часть ключевых армейских постов. Подобное положение в основном сохраняется по настоящее время. В 1987 г. по личному распоряжению Х. Асада началось формирование специального элитного соединения – дивизии Республиканской гвардии (ДРГ), предназначенной для охраны главы государства, членов его семьи, других высших лиц страны. Одной из наиболее важных задач ДРГ является контроль над столицей и ее окрестностями. Личный состав дивизии, в первую очередь офицеры, комплектуется путем тщательного отбора из числа наиболее преданных президенту выходцев из алавитской общины. Части ДРГ (по сути, усиленной танковой дивизии) оснащены наиболее современным вооружением, имеющимся в ВС САР, и размещены в Дамаске и его пригородах.

Отдельно следует остановиться на взаимоотношениях армии и правящей в Сирии Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ, партия Баас). Баасисты еще в конце 1940-х гг., верно оценив особые роль и место вооруженных сил в сирийской политической жизни, всячески пытались примкнуть к военным, но последние игнорировали их, т. к. в те годы партия не представляла собой солидную и влиятельную силу. И тогда руководство Баас пошло «другим путем»: оно начало активно внедрять членов партии, преимущественно из числа молодежи, в армейские ряды. Большое число юношей-баасистов (среди них было много алавитов, в т. ч. Х. Асад) поступило в военные училища. В начале 1960-х гг. часть из них уже находились на ответственных военных постах, одновременно являясь видными партийными функционерами.

После прихода ПАСВ к власти в Сирии в 1963 г. (а это произошло при решающей роли армии), военные баасисты еще более активно и настойчиво стали усиливать свои позиции в партийном руководстве. Вершиной этого процесса стало т. н. «исправительное движение», в результате которого главой государства и партии Баас в 1970 г. становится Х. Асад (официально изменения, произошедшие в руководстве, были оформлены в 1971 г.). Причем армейские чины вовсе не составляли большинство в руководящих партийных и государственных органах, но именно они во главе с Х. Асадом и его ближайшими соратниками, определяли основные направления развития страны, руководили внешней и внутренней политикой САР. На долю же высших партийных форумов и парламента, где большинство составляли баасисты, оставалось одобрение принятых в узком кругу решений, а правительство и другие государственные структуры претворяли их в жизнь. При этом официально правящий сирийский режим не считался военным. Данная система управления страной в целом существует и поныне, однако с той существенной разницей, что действующий президент САР Б. Асад не обладает теми авторитетом и влиянием на политическую элиту, какие имел его отец, а поэтому вынужден более часто принимать во внимание мнения и рекомендации лиц из своего окружения.

Со времени прихода ПАСВ к власти основой идеологической и политико-воспитательной работы в сирийских вооруженных силах монопольно становятся баасистские идеи арабского национализма и арабского социализма. В армии разрешена политическая деятельность только партии Баас. За этим установлен строгий контроль и послаблений здесь не предвидится. Сами же партийные организации ПАСВ действуют в армии на основании специальной инструкции и подчиняются президенту – верховному главнокомандующему ВС и генеральному секретарю партии Баас. Для идеологической обработки личного состава армии создана разветвленная система политических органов. Ими руководит Политическое управление министерства обороны, созданное в 1971 г.

В управлениях министерства обороны и генштаба, штабах видов вооруженных сил, армейских корпусах и дивизиях имеются отделы политической ориентации, в бригадах и полках – отделения, в батальонах и дивизионах — офицеры политической ориентации. Основное место в их работе занимают вопросы расширения базы ПАСВ в армии, особенно среди солдат и сержантов, повышения уровня подготовки политработников, усиления авангардной роли членов Баас в укреплении боевой мощи ВС, совершенствования форм и методов работы армейских парторганизаций, организации политической и психологической подготовки всех категорий личного состава, работа по ликвидации неграмотности среди солдат срочной службы.

Главными задачами партийно-политической работы в сирийской армии являются:

1. идеологическая обработка личного состава в духе любви к родине, преданности правящему режиму и лично президенту;

2. воспитание у военнослужащих высоких моральных качеств

3. воспитание у военнослужащих ненависти к врагам Сирии, привитие иммунитета к враждебной (прежде всего израильской) пропаганде;

4. содействие поддержанию высокой боеспособности соединений, частей, подразделений, вооруженных сил в целом;

5. укрепление воинской дисциплины.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время в сирийском обществе идеи баасизма во многом потеряли свою популярность и привлекательность, что, несомненно, относится и к военнослужащим.

В последние годы в вооруженных силах даны некоторые послабления, относящиеся к религии. В частности, в 2003 г. военнослужащим срочной службы разрешили молиться на территории воинских частей. Это, как видится, сделано в рамках линии той части партийного руководства, которая считает необходимым сблизиться с исламским движением, его «умеренным» крылом. Однако в случае с армией речь идет только о возможности отправления религиозных обрядов, и не более того. Политическая же деятельность исламистов в военной среде по-прежнему жестко преследуется.

Власти также стремятся не привлекать военных к силовым операциям против исламистских экстремистских группировок, что отчетливо проявилось в 2004-2006 гг., когда против боевиков группировки «Джунуд аш-Шам» были задействованы только формирования госбезопасности.

В целом армия в Сирии на ближайшую перспективу уверенно сохранит за собой место одного из важнейших государственных институтов, продолжит играть ключевую роль в подержании внутриполитической стабильности, оставаясь надежным гарантом существующего в стране режима.

52.32MB | MySQL:103 | 0,570sec