Военно-политическая обстановка в Ираке (октябрь 2007 года)

В октябре 2007 года военно-политическая обстановка в Ираке сохранялась сложной, а в ряде районов страны напряженной. В сфере безопасности, несмотря на происходившие позитивные изменения, ситуация все еще очень далека от подлинной стабильности. Политический процесс по достижению в Ираке национального согласия и примирения продолжает стоять без движения. В октябре резко обострились иракско-турецкие отношения, что связано с намерением Анкары провести на территории Северного Ирака крупную войсковую операцию против боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП).

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что народ и правительство Ирака «по-прежнему сталкиваются с серьезными проблемами, обусловленными разрушительными последствиями насилия», а отсутствие реальной безопасности «по-прежнему препятствует налаживанию национального диалога, а расширяющиеся масштабы перемещения населения усугубляют гуманитарный кризис, который уже и без того вызывает тревогу. С учетом этих проблем руководство Ирака должно действовать с должной ответственностью, не позволяя вовлечь себя в порочный круг ненависти, который ставит под угрозу будущее Ирака».

По признанию заместителя командующего американскими войсками в Ираке генерала Р. Одьерно, переломить ситуацию в этой стране «необратимым образом» за счет увеличения контингента ВС США еще не удалось, хотя перемены, произошедшие в сфере безопасности за последние месяцы, «вселяют надежду». В октябре число иракцев, погибших от различных видов насилия, несколько возросло, составив 887 чел. (по другой информации – 905 чел.), по сравнению с 848 чел. в сентябре. Среди погибших 758 гражданских лиц, 116 полицейских и других сотрудников МВД, 13 военнослужащих правительственной армии.

Американское командование считает, что уровень насилия с конца июня с. г. в целом по стране снизился на 70 проц, в т. ч. использование боевиками различных взрывных устройств – на 40 проц.

В октябре 2007 г. в центре, на севере и западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Байджи, Тикрит, Самарра, Эль-Микдадия, Балад, Хувейджа, Туз-Хурмату, Эт-Тармия, Эт-Таджи, Рамади, Рияд, Эль-Халис, Рава и в ряде других мест. Наиболее сложная и нестабильная ситуация сохраняется в Багдаде и прилегающих к столице районах. Сложной остается обстановка в провинциях Дияла (административный центр г. Баакуба), Таамим (Киркук) и Найнава (Мосул). Не прекращаются вооруженные акции боевиков в провинциях Анбар (Рамади) и Салах-эд-Дин (Тикрит).

Положение дел в Багдаде остается очень сложным. Столица по праву считается главным источником нестабильности в стране. Здесь регулярно продолжают совершать теракты, вооруженные нападения, другие насильственные действия. В октябре американские войска и иракские правительственные силы при поддержке авиации провели несколько рейдов в шиитских районах города, особенно в Садр-Сити, против боевиков шиитских вооруженных формирований. В столице происходит устойчивый рост организованной преступности. Вместе с тем, американцы считают, что за период с конца июня с. г. уровень насилия в Багдаде снизился на 67 проц, в т. ч. использование боевиками взрывных устройств – на 40 проц, а число трупов, которых находят на улицах города, уменьшилось на 28 проц.

На севере Ирака происходит усиление активности боевиков, участились теракты смертников. При этом командование ВС США пока не может дать точный ответ на вопрос, переместилось ли большое число боевиков в этот регион на постоянной основе, или они ослабили свою деятельность в других районах Ирака в ожидании ухода из страны американских войск или падения правительства Н. аль-Малики. Так, за последние четыре месяца в провинции Найнава число терактов увеличилось на 129 проц, а число жертв насилия – на 114 проц.

На высоком уровне оставалась в октябре интенсивность боевой и террористической деятельности антиправительственных сил в т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада, главным образом в районе городов Эль-Махмудийя, Сальман-Пак и Эль-Искандерия.

Все более сложной становится обстановка в южных провинциях Ирака. Здесь различные шиитские группировки ведут борьбу за установление контроля над отдельными провинциями, особенно теми, где имеются нефтяные месторождения и инфраструктура по ее переработке и транспортировке.

На юге страны в октябре теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия происходили в городах (и прилегающих к ним районах): Басра, Эль-Кут, Эд-Дивания, Хилла, Эн-Наджаф, Эс-Сувейра, Эль-Куфа, Кербела, Аббас, Эд-Даггара и в некоторых других местах.

По информации СМИ, 23 октября боевики «Армии Махди», подчиняющиеся радикальному шиитскому лидеру М. ас-Садру, взяли под свой контроль Басру. После серии вооруженных столкновений с правительственными силами безопасности им удалось вытеснить полицию и военных из города. Большая часть суннитского и христианского населения Басры покинула городские пределы.

В Кербеле, Эд-Дивании и некоторых других южных городах в минувшем месяце происходили столкновения полиции и правительственных войск с шиитскими вооруженными группировками, в т. ч. с боевиками «Армии Махди».

Американцы вынуждены признать, что лишь в очень малой степени способны воздействовать на ход событий в Южном Ираке — регионе с преимущественно шиитским населением. На большей части территории южных провинций нет американских войск, а численность британского контингента, который был ответственен за безопасность в этих районах, в настоящее время явно недостаточна (всего ок. 5,5 тыс. чел.) для хоть какого-то контроля над происходящими здесь событиями. К тому же британцы (к большому неудовольствию США) фактически самоустранились от решения задач по обеспечению безопасности, сосредоточив почти все свои наличные силы в районе аэропорта Басры. Дело дошло до того, что специалисты из США и других стран коалиции, в чьи обязанности входит оказание содействия иракской стороне в восстановлении и реконструкции южных провинций, по соображениям безопасности зачастую не в состоянии работать на местах. В американском правительственном отчете прямо рекомендуется отозвать команды содействия специалистов США из южных провинций Ирака, т. к. они фактически не в состоянии полноценно выполнять возложенные на них задачи.

Командующий иракской группировкой ВС США генерал Д. Петрэус и американский посол в Багдаде Р. Крокер считают, что шиитские экстремистские силы представляют «растущую угрозу для усилий США в Ираке». В своих предложениях по стратегии американских действий в Ираке на период до лета 2009 г. они предлагают перенацелить основные военные усилия США на борьбу с шиитскими вооруженными формированиями, которые стали опасными источником насилия, причем не только на юге, но и в Багдаде и некоторых других местах.

В целом американцы констатируют, что «сражаясь с бомбистами из «Аль-Каиды»», они упустили из виду усиление шиитских экстремистских сил, в первую очередь в южных провинциях. При этом военные США считают, что они «ограничены в силах и времени», чтобы одновременно успешно противостоять различным «враждебным силам» на всей территории Ирака.

В Иракском Курдистане в октябре обстановка в целом сохранялась стабильной.

Американцы полагают, что в результате проведенных в последние месяцы силовых операций террористам из «Каиды аль-джихад в Ираке» нанесен очень серьезный ущерб. Кроме того, «иностранные элементы», составляющие костяк иракской «Аль-Каиды», «теряют внутреннюю поддержку». Считается, что возможности исламистских экстремистов снизились на 60-70 проц. Одновременно всячески подчеркивается та значительная роль, которую сыграло в ослаблении «Аль-Каиды» сотрудничество войск США и иракских силовиков на местах с суннитскими вооруженными формированиями, как из числа бывших повстанцев, так и с отрядами племен. Американцы намерены и впредь поддерживать и укреплять это сотрудничество.

Со своей стороны, правящая в Ираке шиитская коалиция видит в укреплении суннитских вооруженных формирований серьезную потенциальную угрозу своему политическому доминированию в стране и поэтому всячески пытается препятствовать развитию данного процесса. В частности, иракское МВД, контролируемое шиитами, различными административно-бюрократическими мерами и проволочками мешает приходу в полицию суннитов, в т. ч. из числа бывших боевиков. Это особенно отчетливо проявляется в провинциях Анбар и Дияла, а также имеет место в других регионах.

Отметим, что не все суннитские силы готовы поддерживать американцев в их борьбе с «Аль-Каидой». Так, Харис ад-Дари, считающийся духовным лидером иракских суннитов, призвал иракцев не сражаться с «Аль-Каидой» на стороне США, заявив: «Мы отвергаем действия иракской ячейки «Аль-Каиды», но 90 проц ее членов – иракцы». По мнению ад-Дари, участвуя в борьбе с «Аль-Каидой», иракцы «помогают оккупантам сражаться с соотечественниками», а поддержка иностранных войск недопустима с «национальной, исламской и рациональной точек зрения». Вместе с тем, суннитский лидер считает законной защиту от нападений боевиков «Аль-Каиды». Сам Х. ад-Дари в настоящее время проживает в Иордании. Он был вынужден покинуть Ирак из-за попыток покушений на его жизнь и угрозы ареста со стороны властей.

Американское разведывательное сообщество и часть военных руководителей высказывают опасения, что командование и политики недооценивают исламистского противника, который в прошлом неоднократно демонстрировал «великую живучесть». Исходя из этого, заявления о победе над «Аль-Каидой» рассматриваются как преждевременные, т. к. террористы все еще «сохраняют способность совершать катастрофические (по своим последствиям, — В. Ю.) вылазки», а потому представляют серьезную опасность. Так, сдержанность в оценках противника проявляет командующий ОЦК ВС США адмирал У. Фаллон.

Еще одним характерным явлением становится сокращение потока потенциальных боевиков и террористов из Сирии в Ирак: с 70-80 до 30-40 и более человек в месяц. Разведслужбы США затрудняются назвать точную причину этого явления. Имеется мнение, что значительная часть этих людей, возможно, направляется не в Ирак, а в Афганистан и другие страны.

В октябре проявилась тенденция консолидации усилий сил иракского антиамериканского и антиправительственного суннитского сопротивления. Так, в начале месяца несколько суннитских вооруженных группировок объявили о создании «Высшего командования джихада и освобождения» во главе с И. ад-Дури, бывшим заместителем С. Хусейна. Военное командование США считает ад-Дури главным организатором суннитского сопротивления в Ираке. Основной группировкой в новом объединении стала т. н. «Армия бойцов ордена Накшбанди». Также сообщается о создании несколькими суннитскими группировками «Политического совета сопротивления в Ираке», который ставит своей целью «освободить Ирак от иностранного влияния для достижения полной независимости» и считает вооруженное сопротивление легитимной формой борьбы. В этот «Совет» вошли: «Исламская армия в Ираке», «Армия муджахедов», «Ансар ас-сунна», «Исламский фронт иракского сопротивления («Иракский ХАМАС») и «Армия завоевателей».

М. ас-Садр призвал своих сторонников соблюдать его приказ от августа с. г. о «замораживании» на шесть месяцев боевой активности сил «Армии Махди», который во многих случаях и по различным причинам не соблюдается. Так, в октябре войска США усилили различного рода боевые операции против боевиков ас-Садра. Не прекращаются вооруженные столкновения сторонников ас-Садра с другими вооруженными группировками на юге Ирака. Американцы во все большей степени обеспокоены «мирной» активностью сторонников радикального шиитского лидера: установлением контроля над сферой услуг и недвижимостью, торговлей, заправочными станциями и т. д., что, по их мнению, «бросает серьезный вызов государству» и «с этими проявлениями будет трудно бороться».

Продолжается противостояние между арабами-суннитами и шиитами, хотя его острота и снизилась. Тем не менее, в различных городах Ирака ежедневно продолжают находить тела убитых иракцев из обеих конфессий (св. 330 в октябре). Совершаются нападения и похищения политических и религиозных, деятелей, шейхов племен суннитской и шиитской общин.

Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы, суннитские повстанцы и шиитские боевики совершают нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении местных политических деятелей, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, иракцев, работающих на иностранные войска, в т. ч. переводчиков.

Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, особенно профессора и преподаватели ВУЗов, врачи, иностранцы, работающие в Ираке, предприниматели, иракские и зарубежные журналисты, женщины и дети. В октябре было совершено покушение на посла Польши в Ираке. Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. Одним из активно применяемых способов осуществления терактов остаются действия боевиков-смертников, подрывающих автомашины, начиненные взрывчаткой, в местах большого скопления людей или около различных объектов.

Боевики, повстанцы и террористы совершают нападения на административные здания в столице и провинции, полицейские участки, пункты записи добровольцев в армию и полицию, офисы иракских политических партий и организаций, представительства местных и иностранных фирм, школы, представительства и здания СМИ.

Не прекращаются действия повстанцев и боевиков на автодорогах страны, что существенно затрудняет снабжение американских войск, создает препятствия на пути нормализации экономической жизни Ирака. Для обеспечения безопасности передвижения конвоев на автодорогах американское командование по-прежнему вынуждено привлекать крупные силы, включая авиацию. В числе важных целей диверсий и терактов остаются объекты нефтяной отрасли в различных районах страны. Нападениям боевиков подвергаются линии электропередач и связи.

В целом сложная обстановка сохраняется на границах Ирака с соседними государствами, в первую очередь, это относится к району иракско-турецкой границы.

17 октября парламент Турции одобрил правительственный законопроект, разрешающий вооруженным силам страны в течение года провести на территории Северного Ирака военную операцию против боевиков КРП. Официальное политическое оформление решения на право проведения турецкой военной операции в Иракском Курдистане привело к серьезному осложнению иракско-турецких отношений. Правительство Ирака и руководство курдской автономии выступают категорически против возможной военной акции Анкары. Президент автономии М. Барзани заявил о готовности противостоять турецкому вторжению, но также сообщил о своем желании вступить в переговоры с Турцией. Багдад настаивает на политическом решении кризиса и предлагает Анкаре «вместе сделать все необходимое для нейтрализации опасности, исходящей от курдских боевиков». Против турецкой военной операции в Северном Ираке выступают США и Евросоюз. В Вашингтоне опасаются, что крупная военная операция Турции на территории курдской автономии приведет к еще большей нестабильности обстановки в Ираке. Сообщается, что в конце октября Пентагон предоставил командованию турецкой армии важную информацию о боевиках КРП в Северном Ираке.

Следует подчеркнуть, что решение турецкого парламента не означает, что военная операция против боевиков КРП начнется уже в ближайшее время. Это подтвердил и премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган. По его мнению, военная акция может быть и вовсе отменена в случае, если территория Северного Ирака будет очищена от лагерей КРП, а главарей сепаратистов выдадут турецким властям. Однако развитие ситуации по подобному сценарию крайне маловероятно. Руководители Иракского Курдистана и их американские союзники вряд ли пойдут на открытие нового фронта вооруженного противостояния в Ираке, а багдадское правительство даже при очень сильном желании не способно что-либо предпринять, т. к. не контролирует территорию курдской автономии. Серьезным препятствием является и наступающая зима, в условиях которой весьма затруднительно вести масштабные боевые действия в горах Курдистана. Кроме того, на 5 ноября назначен визит Р. Т. Эрдогана в США, и турки ожидают от Вашингтона принятия действенных мер против сепаратистов в Северном Ираке.

Таким образом, проведение крупной турецкой военной операции на территории Ирака в ближайшее время вряд ли возможно. По всей вероятности, турецкие военные могут ограничиться нанесением ударов с воздуха по базам и лагерям КРП, проведением «точечных» акций по ликвидации (захвату) лидеров сепаратистов и уничтожению инфраструктуры их организации.

Тем временем турецкая авиация и артиллерия периодически наносили удары по объектам сепаратистов на севере Ирака, а подразделения спецназа совершали рейды против баз КРП на сопредельной территории. В Анкаре отвергли предложение боевиков о прекращении огня взамен на обязательство не начинать военную операцию в Ираке, в очередной раз подчеркнув, что не собираются вести переговоры с террористами. Продолжается наращивание турецкой военной группировки в районах, прилегающих к границе с Ираком. Ее численность уже оценивается примерно в 100 тыс. чел., а всего в юго-восточных районах Турции сосредоточено до 200 тыс. военных и полицейских. Кроме того, по информации СМИ, на территории Северного Ирака уже в течение длительного времени находятся «примерно три батальона» турецкой армии, задачей которых является сбор разведывательной информации о боевиках КРП. Об этом, как утверждается, знает американское командование, правительства Ирака и курдского региона. Более того, турецкие военнослужащие координируют свои передвижения с командованием ВС США и властями Ирака.

И еще одно замечание. Как известно, в 1990-е гг. турецкие войска на основании договора с саддамовским режимом (1984 г.) неоднократно проводили крупные и длительные операции против сил и инфраструктуры КРП на иракском севере. В них участвовали десятки тысяч солдат, авиация, бронетехника и т. п. Однако все они приводили лишь к временному (хотя и существенному) ослаблению активности сепаратистов. И не более того. А это со всей очевидностью показывает, что решение курдской проблемы в Турции ее руководители должны искать не на поле брани, а за столом переговоров.

Турецкое правительство не исключает введения экономических санкций против Иракского Курдистана в качестве меры давления на власти этого региона с целью подтолкнуть их к более решительным действиям против КРП. В ответ в Багдаде заявляют о возможности приостановки перекачки нефти по нефтепроводу Киркук (Ирак) – Джейхан (Турция). В Иракском Курдистане прошли массовые демонстрации против возможной турецкой военной операции на территории автономии.

23 октября правительство Ирака приняло решение о закрытии на территории страны офисов КРП и обещало заблокировать финансовые фонды этой организации. М. Барзани заявил, что не намерен выдавать членов КРП соседним странам, но обещал закрыть представительства этой партии на контролируемой им территории. Иракская делегация во главе с министром обороны М. Джасимом провела 26 октября в Анкаре переговоры с турецкими представителями по мерам противодействия вооруженной и террористической активности КРП, которые, однако, они не привели к сближению позиций сторон. Турция заявила, что меры, предложенные Ираком, далеки «от наших ожиданий». Отметим, что Багдад предложил организовать постоянный мониторинг и разведку в приграничных с Турцией районах с участием многонациональных сил, а также создать иракско-турецкую комиссию по координации действий и усилению охраны совместной границы.

Президент Сирии Б. Асад заявил о поддержке решения турецкого правительства, «касающегося борьбы с терроризмом». Позже в Дамаске заявили, что выступают в пользу мирного решения конфликта между Турцией и Ираком. За мирное решение конфликта в Иракском Курдистане выступил президент ИРИ М. Ахмадинежад. Он предложил Ираку и Турции посреднические услуги в урегулировании конфликта.

Сирия в октябре ввела визовый режим на границе с Ираком с целью ограничения растущего потока беженцев из соседней страны. Въезд на территорию САР отныне будет разрешен только лицам, направляющимся на учебу и в деловые командировки, а также бизнесменам, деятелям науки и культуры.

В Ираке продолжаются грубые нарушения прав человека, говорится в докладе Миссии ООН по оказанию содействия этой стране. В частности, в Ираке широко распространена практика бесчеловечного обращения с заключенными, участились случаи убийств иракцами сотрудниками частных охранных компаний, работающих по контракту с правительственными структурами США. Гражданские лица «являются жертвами террористических нападений, взрывов, внесудебных казней, захватов заложников и других актов насилия и беспорядков». В тюрьмах широко практикуются пытки, сотрудники правоохранительных органов не соблюдают процессуальные нормы при аресте и задержании людей, очень много иракцев находится в заключении в течение длительного времени без следствия и суда. Миссия ООН рекомендует властям Ирака «сосредоточиться на борьбе с беззаконием».

Число вдов и сирот, потерявших мужей и родителей во время войны 2003 г. и в последующий период, достигло в Ираке 8 млн чел., что может «самым негативным образом отразиться на иракском обществе через 10-15 лет». Общее же число мирных жителей страны, погибших от насилия в послевоенный период, по данным независимых источников, составляет ок. 100 тыс. чел.

По состоянию на 1 ноября 2007 г. списочная численность личного состава силовых структур Ирака не претерпела изменений и составляла 353,1 тыс. чел.: вооруженные силы – 158,9 тыс. чел. (сухопутные войска — 156,9 тыс., ВВС — 0,9 тыс., ВМС — 1,1 тыс. чел.); формирования МВД – 194,2 тыс. чел., в т. ч. полиция – 161,3 тыс. чел.

В Киркуке открыта авиационная школа по подготовке летного состава иракских ВВС. 1 октября в ней начали учебу первые 10 курсантов, для подготовки которых имеются два легких самолета «Цессна» 172. Предполагается, что со временем здесь могут пройти переподготовку летчики бывших саддамовских ВВС. Также планируется организовать обучение инженерно-технического персонала, специалистов авиационного тыла и воздушной разведки. Подготовкой иракских летчиков занимается личный состав 52-й Экспедиционной учебной эскадрильи ВВС США. До конца 2008 г. иракские ВВС получат от США 17 самолетов «Цессна» различных модификаций и 10 транспортно-десантных вертолетов UH-1H «Ирокез». В долгосрочной перспективе возможны поставки американских боевых самолетов F-15 и F-16 в варианте истребителей ПВО.

На сегодняшний день Ирак закупил в США вооружения и военной техники на сумму св. 1,6 млрд долл., а в ближайшее время эта цифра возрастет до 1,8 млрд долл. При этом американские эксперты полагают, что в конечном итоге значительная часть поставляемого оружия оказывается в руках повстанцев и боевиков.

Правительство Ирака намерено закупить в Китае стрелковое оружие для полиции на сумму в 100 млн долл.

29 октября американские военные передали иракским силам контроль над обеспечением безопасности в южной провинции Кербела. Таким образом, под контроль иракской стороны передано 8 из 18 провинций страны. Вместе с тем, ряд экспертов вполне обоснованно полагают, что путем передачи контроля над безопасностью в провинциях американцы и британцы стремятся уменьшить свое непосредственное участие в боевых операциях и тем самым снизить потери в людях и технике. Однако зачастую место иностранных солдат занимают не правительственные силы, а вооруженные формирования религиозно-политических группировок. Наиболее отчетливо это наблюдается на иракском юге.

В октябре в Кувейте прошло совещание глав МВД Бахрейна, Ирака, Ирана, Египта, Саудовской Аравии, Сирии и Турции. На нем также присутствовали представители ЛАГ, ООН и США, Участники форума обсудили вопросы совместной борьбы с терроризмом, контрабандой и незаконным пересечением государственных границ. Достигнута договоренность об улучшении обмена информацией по обсуждавшимся вопросам.

В целом, по оценкам специалистов, армия и полиция Ирака остаются плохо вооруженными и слабо обученными структурами. Их личный состав разделен по конфессиональному и национальному признакам. Министерство обороны и, особенно, МВД насквозь пронизаны коррупцией.

По состоянию на 1 ноября 2007 г. группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала 168 тыс. чел. в составе 20 боевых бригад.

Потери личного состава ВС США в Ираке в октябре 2007 г. составили убитыми 39 чел. (в сентябре 71 чел.) и ранеными ок. 300 чел. Это наименьшие ежемесячные потери американских войск за последние 19 месяцев, что во многом связано с уменьшением непосредственного участия вооруженных сил США в боевых операциях и повышением роли авиации в нанесении ударов по боевикам. Таким образом, общие потери ВС США со времени начала иракской компании в марте 2003 г. по 31 октября 2007 г. достигли, по уточненным данным, убитыми 4089 чел., и ранеными ок. 28450 чел. Кроме того, четыре американских военнослужащих считаются пропавшими без вести.

Потери среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции в Ираке составили в октябре 2007 г. убитыми 2 ранеными 3 человека.

Американские военные считают, что присутствие войск США в Ираке потребуется в течение, «как минимум, трех-пяти лет», причем их численность в зависимости от складывающейся ситуации может быть сокращена до 50 или даже 25 тыс. чел., а задачи могут варьироваться от участия в контртеррористических операциях до помощи в подготовке иракских военнослужащих.

Генерал Р. Санчес, командовавший иракской группировкой ВС США в Ираке в 2003-2004 гг., назвал американскую военную кампанию в этой стране «кошмаром, которому конца не видно». Санчес считает, что нынешняя стратегия Вашингтона в Ираке полна недостатков по политическим и военным вопросам, а это «поддерживает и открывает новые возможности для боевиков». В то же время генерал не призывает к полному выводу войск из Ирака, т. к. у Америки нет другого выбора, «кроме как продолжать войну».

Президент США Дж. Буш в октябре запросил у Конгресса на военные операции в Ираке и Афганистане в новом финансовом году дополнительно 42,3 млрд долл. С начала войны в 2003 г. американские расходы на военные действия в Ираке уже превысили 455 млрд долл. и в настоящее время составляют 10 млрд долл. В месяц.

Расходы США на военные операции в Ираке могут достичь 1,6 триллиона долл., считают в Бюджетном управлении американского Конгресса. Расчеты проведены исходя из того, что к 2017 г. численность контингента ВС США в этой стране составит примерно 50 тыс. чел.

Боевая авиация США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии (самолеты В-1В, F-16, F/А-18, А-10, GR-4 «Торнадо», вертолеты армейской авиации) в октябре продолжали оказывать постоянную поддержку боевым действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах Ирака, наносили удары по базам и лагерям боевиков и террористов, их транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывали с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, регулярно вели воздушную разведку объектов повстанцев и боевиков, осуществляли патрулирование над районами повышенной активности сил противника. Ежедневно в минувшем месяце авиация союзников совершала от 51 до 98 боевых вылетов (без учета вертолетов).

В октябре наиболее часто удары с воздуха по объектам повстанцев и боевиков наносились в районах городов Багдад (и его пригородах), Баакуба, Самарра, Басра, Балад, Сальман-Пак, Байджи, Эль-Кут, Эт-Тармия, Эль-Искандерийя, Эт-Таджи, Хувейджа, Эль-Кут, Эль-Фаллуджа, Кербела, Туз Хурмату, Мосул, Хилла, Киркук, Рава, Эль-Махмудийя и в ряде других мест. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, пушки, управляемые авиационные бомбы GBU-12, GBU-31, GBU-38 и GBU-51, ракеты «воздух-земля» «Мейверик», другие авиационные боеприпасы. Боевые вертолеты АН-64 «Апач» поражали цели противника ПТУРами «Хеллфайр» и огнем из пушек. Наряду с пилотируемыми самолетами американское командование активно использует в Ираке беспилотные летательные аппараты, особенно WQ-1 «Предатор», которые поражали противника ПТУРами. Кроме того, бомбардировщики В-1В и самолеты других типов неоднократно совершали полеты над неспокойными районами страны с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация также регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии. Дозаправку горючим боевых самолетов в воздухе осуществляли американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.

В октябре различных районах Ирака продолжали иметь место случаи ошибочного применения американскими войсками огневого воздействия, что приводило к жертвам среди гражданского населения.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (25) составляла на 1 ноября 2007 г. ок. 11,5тыс. человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (5,5 тыс. чел.) и Грузия (ок. 2,0 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи.

Великобритания дополнительно направит в Ирак 850 военнослужащих. Это решение, как сообщается, принято, несмотря на прежнее заявление премьер-министра страны Г. Брауна о сокращении до конца 2007 г. численности британского контингента в Ираке на 500 солдат и офицеров.

Командование коалиционных сил 16 октября официально предало контроль над безопасностью в провинции Васит на границе с Ираном контингенту грузинской армии.

Южная Корея приняла решение сократить численность своего военного контингента в Ираке вдвое – до 600 чел., одновременно продлив его пребывание до конца 2008 г.

Чехия к июлю 2008 г. сократит число своих военнослужащих в Ираке со 100 до 20 чел.

Госдепартамент США не осуществляет должного наблюдения и контроля за деятельностью частных охранных компаний в Ираке. К такому выводу пришли авторы доклада по расследованию деятельности этих компаний. Документ был подготовлен самим госдепартаментом в связи с инцидентом с компанией «Блэкуотэр», сотрудники которой 16 сентября открыли в Багдаде огонь по иракским гражданам.

Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в октябре 2007 г. оставалось очень сложным, а имеющиеся здесь позитивные изменения пока еще нельзя назвать прочными.

Существенных изменений во внутриполитической обстановке в Ираке в октябре 2007 г. не произошло. Политический процесс по достижению национального примирения находился в неподвижном состоянии. Иракский парламент так и не принял ни один из наиболее актуальных для страны законов (о нефти, об амнистии бывших баасистов, о местных органах власти и др.) и в ближайшее время это вряд ли произойдет. Продолжается бойкот работы правительства со стороны ряда министров-суннитов и сторонников М. ас-Садра.

30 октября Н. аль-Малики смог назначить на вакантные должности двух министров – здравоохранения и сельского хозяйства. Ранее эти посты занимали сторонники М. ас-Садра. Во время процедуры утверждения в парламенте новые министры (шииты) были представлены как «независимые» политики.

Продолжается публичная полемика между премьер-министром Ирака шиитом Н. аль-Малики и одним из вице-президентов страны суннитом Т. аль-Хашими. Последний, в частности, добивается освобождения из тюрем многих тысяч задержанных иракцев, которые находятся в различных местах заключения без следствия и суда на протяжении длительного времени. Причем 90 проц этих лиц – сунниты, что, по мнению аль-Хашими, со всей очевидностью свидетельствует о «сектантском подходе» в работе шиитского большинства в иракском МВД и правительстве.

В начале октября руководитель «Армии Махди» М. ас-Садр и глава Высшего исламского совета Ирака (ВИСИ) А. А. аль-Хаким подписали соглашение «об укреплении отношений» между двумя ведущими иракскими шиитскими политико-религиозными организациями. Как подчеркивается, этот документ направлен «на мобилизацию их информационных и культурных ресурсов во имя достижения взаимопонимания и согласия между последователями» исламистских группировок. Намечено создать двусторонний координационный комитет, филиалы которого будут действовать во всех иракских провинциях. Как видится, соглашение между сторонниками ас-Садра и ВИСИ отнюдь не свидетельствует о полном примирении между соперничающими группировками. Несомненно, что они продолжат борьбу за достижение возможно более полного влияния на шиитскую общину Ирака. Однако в нынешних условиях и ас-Садру, и аль-Хакиму необходима передышка для консолидации и укрепления своих сил.

Отсутствие безопасности, поголовная коррупция, нехватка квалифицированных специалистов самым негативным образом сказываются на состоянии экономики и социальной сферы Ирака. Медленно, со сбоями идет восстановление жизненно необходимых для страны энергетической отрасли и системы водоснабжения. Повсеместно происходят постоянные отключения электричества и перебои в подаче воды. В тяжелых условиях работает нефтяная отрасль. Уровень добычи нефти в Ираке все еще не превзошел довоенных показателей. Огромные массы беженцев и перемещенных лиц серьезно затрудняют работу всех видов транспорта.

По заявлению министерства здравоохранения Ирака к концу октября в стране удалось остановить распространение холеры. От этого заболевания, начиная с августа, умерли 22 человека, а всего было отмечено 4444 случая заболевания, преимущественно в северных районах Ирака.

В целом, учитывая сохраняющиеся серьезные разногласия между ведущими иракскими политическими силами по вопросам разделения власти и доходов от природной ренты (нефти), многим другим принципиальным политическим и экономическим вопросам, нет оснований ожидать скорой нормализации внутриполитической обстановки в стране.

Помимо конфликта с Турцией, в октябре 2007 г. руководство Ирака в своей внешнеполитической деятельности большое внимание уделяло отношениям с США и соседними государствами.

Госдепартамент США испытывает серьезные трудности в укомплектовании штатов американского посольства в Багдаде (вакантными остаются до 50 должностей), в то время как многие сотрудники внешнеполитического ведомства не желают ехать в Ирак, главным образом из-за соображений безопасности. В сложившейся ситуации госсекретарь К. Райс приняла решение об отправке дипломатов в Багдад под угрозой увольнения со службы, что вызвало недовольство многих сотрудников госдепартамента.

Сложными остаются ирано-иракские отношения. С одной стороны, некоторые высокопоставленные официальные лица в Багдаде утверждают о вмешательстве Тегерана во внутренние дела Ирака, оказании им помощи «некоторым радикальным элементам», в т. ч. поставками оружия. Одновременно иракское руководство заявляет о недопустимости использования территории своей страны для нападения на Иран, выступает за мирное решение проблемы иранской ядерной программы.

Глава МИД Ирана М. Моттаки сообщил, что Тегеран желает продолжить диалог с Вашингтоном по вопросам безопасности в Ираке.

Иран решил вновь открыть свое консульство в Эрбиле (Иракский Курдистан), которое было разгромлено американскими военными в январе с. г.

Глава кувейтского государства шейх Сабах аль-Ахмад ас-Сабах заявил, что его страна не примет никакого плана по разделу Ирака на федеральные регионы. Руководитель Кувейта также призвал Соединенные Штаты сохранить военное присутствие в Ираке до тех пор, пока там не будет восстановлена стабильность и не будет создана сильная иракская национальная армия.

Президент России В. Путин считает, что «вечно сохранять оккупационный режим в Ираке недопустимо» и США должны назвать дату начала вывода войск из этой страны. В противном случае иракское руководство не будет спешить с развитием собственных вооруженных сил и правоохранительных органов, «чувствуя себя под надежной защитой американского зонтика». Вместе с тем, глава российского государства согласен с мнением президента США Дж. Буша о том, что американские войска должны находиться в Ираке до тех пор, пока требуется их помощь в обеспечении безопасности.

Таким образом, в Ираке в октябре 2007 года сохранялась сложная и нестабильная военно-политическая обстановка. Ход событий в стране показывает, что нормализовать ситуацию в Ираке в ближайшее время не представляется возможным.

62.98MB | MySQL:102 | 0,644sec