Положение коптов в современном Египте

Копты – восточные христиане, считающие себя потомками древних египтян и принявшие христианство примерно с I в. н.э. Само слово «копт» появилось после мусульманского завоевания и является арабской транскрипцией греческого слова aiguptos, «египтянин». Но, кроме названия, арабы привнесли еще множество других изменений в обыденную жизнь египетских христиан, в том числе они поглотили коптский язык, по утверждению самих коптов, являющийся истинным древнеегипетским языком [1].

Копты – это своеобразный этнос, обладающий целостностью, внутренней национально-религиозной сплоченностью и солидарностью. Центральными идеями их культурной самоидентификации являются принадлежность к христианству и преемственная связь с древнейшей историей Египта. Коптам пришлось интегрироваться в мусульманское сообщество Египта, но они никогда не отказывались от своей особой идентичности, на протяжении многих веков сохраняя обычаи, взгляды, мировоззрение и искусственно поддерживая исчезающий коптский язык. Их место в современном Египте не соответствует их представлению о своих правах. Не соответствует оно и современным демократическим эталонам в области прав меньшинств.

Но коптские ассоциации не просто требуют уравнивания в правах коптов с мусульманами Египта, они приводят страшные факты дискриминации своего народа, а отчасти и его геноцида. Американская коптская Ассоциация в срочном обращении к ООН приводила такие данные: 3 января 2000 г. в районах Верхнего Египта, Ал-Кошехе, Дар Ал Салам и западном Аулад Тог мусульманские крестьяне пришли в неистовство и разгромили три христианские фермы. Тогда, по официальным данным, были застрелены и похоронены более 20 коптов, а еще 10 пропали без вести — как утверждают авторы данного послания, их убили, а тела сожгли в целях снижения официального количества жертв.

Объективность подхода со стороны европейцев к коптскому вопросу вряд ли возможна: во-первых, на их стороне всегда преимущество единой веры, во-вторых, положение меньшинств вызывает массу сочувствия в обществе и одновременно политику двойных стандартов со стороны политических организаций. Но необходимо отметить тот факт, что все арабские источники почти всегда замалчивают какие-либо случаи конфликтов или столкновений мусульманского населения с коптским.

Если на сайтах коптских ассоциаций других стран постоянно появляются статьи о случаях угнетения коптов на родине, то на коптских сайтах Египта большая часть информации посвящена мирным встречам патриарха с представителями власти, постановлениям о праздновании каких-либо событий, мирским вопросам, но почти никогда религиозно-политическим. Даже коптская газета «Ватани», издающаяся в Египте, редко поднимает подобные вопросы. В «Ватани» можно найти статьи, обвиняющие коптов в некотором бездействии, выражающемся в их нежелании вести диалог непосредственно с египетскими властями. Очень часто копты задействуют свое лобби в США и Канаде, где диаспора политически активна. Это зачастую является единственным действенным способом решения коптских проблем. Однако почему копты, живущие в Египте, просят о помощи людей, которые находятся в гораздо лучшем положении и которые, по сути, заинтересованы лишь в привлечении внимания, но не в решении вопроса? [2].

Ситуация накалилась еще больше после триумфа исламистов на выборах в законодательное собрание. В районах, где «Братья-мусульмане» пользуются наибольшей поддержкой, коптам жить просто небезопасно. Они превратились в неких изгоев. Исламисты полагают, что копты являются подсобниками израильских спецслужб. Подобные заявления ни на чем не основаны, ни один представитель коптов не имеет доступа к важным государственным постам. В данном случае исламисты делают все, чтобы обрушить гнев населения на христиан.

Ни в ходе турне В.В. Путина по странам Ближнего Востока в 2005 г., ни даже в ходе недавнего визита Кондолизы Райс в Египет проблема коптов не поднималась. Отсюда вытекают два вывода: либо коптское население действительно стало чувствовать себя спокойно, либо властям удается успешно скрывать от глаз общественности факты дискриминации христиан. Судя по докладу Human Rights Watch по Египту, подготовленному в мае текущего года, проблема дискриминации коптов продолжает оставаться одним из барьеров, преграждающих движение Египта к демократии. В докладе отмечено около 60 фактов дискриминации коптов по всей стране [3]. Соответственно, говорить об излишней свободе коптского населения преждевременно. Однако уже не раз в современной истории Египта внимание властей было отвлечено от коптской проблемы всякий раз, когда перед ними вставала какая-нибудь другая острая проблема. Так было во время войны Йом Кипур, когда Египет перевел все свое внимание на борьбу с Израилем. То же самое было в 1995 г., после покушения исламистов на Мубарака в Аддис-Абебе. В эти редкие моменты копты чувствовали себя более вольготно. Однако все возвращается на свои места, когда власти вновь концентрируют свое внимание на внутриполитической ситуации.

Много споров взывает вопрос о численности коптского населения в самом Египте. Имеются довольно противоречивые статистические данные, представленные как внутренними статистическими органами, так и международными статистическими организациями. Согласно коптским источникам, численность коптов Египта колеблется от 10 до 15 млн человек, что составляет от 14 до 20% от всего населения Египта. Однако, согласно официальным государственным источникам Египта, численность коптского населения в конце XIX в. не превышала 4 млн человек (то есть 6% населения страны). Данная статистика может варьироваться по той причине, что возросла численность коптов, родившихся за пределами Египта и не имеющих гражданства данной страны.

Наблюдается тенденция уменьшения коптского населения Египта. Этот факт вызван следующими причинами: дискриминация христианского населения Египта со стороны правительства Египта и исламистских организаций, трудности при трудоустройстве, проблемы при приобретении собственности, притеснение на религиозной почве. Египетские копты зачастую являются главным объектом актов дискриминации со стороны мусульманских экстремистских группировок, в частности «Братьев-мусульман». Хотя данная организация является запрещенной, она продолжает существовать в качестве активного политического игрока в Египте [4]. Зачастую центральные власти не проявляли никакого интереса к подобным происшествиям и открыто демонстрировали свое безразличие. Согласно последним данным, численность коптского населения Египта составляет 7,6 млн человек, то есть 10% всего населения страны [5].

Многие представители коптской общины в США возлагают большие надежды на президентские выборы, которые должны пройти в Египте в 2010 г. В статье, опубликованной в журнале «Foreign Affairs» в мае с.г. отмечается, что США будут чрезвычайно заинтересованы в исходе выборов в Египте. А учитывая общую тенденцию в регионе (ПНА, Турция), особый упор будет делаться на создание противовеса исламистам. В данной ситуации для коптского населения Египта чрезвычайно важно утвердиться в качестве действенной политической силы в стране. Однако это невозможно без поддержки извне. Подобные шаги полностью зависят от инициатив администрации президента США. Таким образом, копты хотя и не могут рассчитывать на кардинальное изменение своего положения, имеют уникальную возможность закрепиться в институтах власти в случае, если они получат карт-бланш от нового избранника, в которые больше остальных прочат сына Хосни Мубарака [6].

В конце 2006 г. американский коптский союз выдвинул 19 пунктов, соблюдение которых должно привести к равенству коптов и мусульман. Приведем некоторые из этих пунктов:

— копты просят об отмене устаревшего декрета Хамайуни, выпущенного в XIX в. Этот декрет требует одобрения президентом Египта разрешений на строительство церквей и даже на ремонт туалетов в церквях. При этом строительство мечетей происходит без ограничений;

— копты требуют вернуть вверенные церкви земли. Доход, получаемый от этих земель, уходил на нужды коптов. Министерство по делам ислама использует эти земли, несмотря на то, что постановлением судов было решено вернуть эти земли их законным хозяевам, коптам;

— копты требуют прекратить насильственное обращение в ислам христианских девушек, которых похищают и подвергают насилию исламские экстремисты;

— копты требуют отмены строки о религиозной принадлежности в Идентификационной карте, бланках о приеме на работу и т.п. для того, чтобы христиан не отличались от других слоев населения и не подвергались притеснению;

— копты требуют прекращения дискриминации при приеме на работу и продвижении по карьерной лестнице. Очень мало христиан назначены на такие ключевые позиции, как министр или государственный чиновник. На данный момент отсутствуют христианские губернаторы, мэры, главы полиции, главы Городского совета или деканы вузов в Египте. Поднимается вопрос о неадекватном представительстве коптов в египетском парламенте;

— копты желают того, чтобы в школах, которые посещают их дети, преподавали их историю, язык и культуру. Они также требуют прекращения религиозной дискриминации, которая превалирует на всех уровнях египетской образовательной системы;

— копты желают видеть в лице Мубарака президента, отстаивающего интересы как мусульман, так и коптов. Они хотят, чтобы он заботился о них и выслушивал их просьбы. Они хотят, чтобы президент встретился с коптскими религиозными представителями и, возможно, посетил бы церковь, что делают некоторые президенты других стран, но никогда не делал президент Египта [7].

Все требования представителей американского коптского союза основаны на фактах, подтверждающихся не первое десятилетие, а случаи дискриминации продолжаются не первое столетие. Отсюда возникает вопрос, насколько могут оправдаться надежды коптов сейчас, в XXI в. Как было отмечено раньше, очень многое зависит от руководства Египта и от дальнейшей политической и экономической ситуации в этой стране и странах, от которых Египет зависит. Коптский вопрос не только вопрос сугубо религиозный, но в первую очередь политический.

1. Коптский язык прекращал существование постепенно, что привело к тому, что в повседневной жизни его полностью заменил арабский, а древний коптский стал использоваться только как язык богослужений в церкви.

2. Watani. Sunday. 15 Jan. 2006 – 1st Issue: Yr. 48 – No. 2299 – 2nd Issue: Yr. 5 – No. 265.

3. Human Rights Watch. World Report. Events of 2006. N.Y., 2007, p. 461.

4. L’Express, 21 сентября 2006.

5. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/eg.html#People

6. Foreign Affairs. 11 мая 2007.

7. Copts demand equality // http://www.coptsunited.com/coptsdem/coptsdem.php?subaction=showfull&id=1162158842&archive=&start_from=&ucat=3&.

62.89MB | MySQL:102 | 0,613sec