О перспективах военно-технического сотрудничества КНР и ОАЭ в области учебно-боевой авиации

Успешная  служебно-боевая деятельность подразделений оперативно-тактической авиации любого государства начинается с подготовки летчиков.  Мероприятия учебных периодов последовательно проводят на винтовых и реактивных самолетах, позволяющих получить, развить и закрепить навыки будущим боевым летчикам, которым предстоит управлять сложными и дорогостоящими боевыми машинами в сложных условиях. Сложность боевых задач растет по мере развития, как самих боевых самолетов, так и средств противовоздушной обороны.

В этой связи обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий обратили внимание на активные переговоры между представителями Военно-воздушных Сил Объединенных Арабских Эмиратов и Хундусским авиастроительным предприятием, на испытательном аэродроме которого ближневосточные пилоты проходят ознакомительные полеты на учебно-боевых самолетах (УБС) L-15AW.

По данным китайских источников, Командование ВВС ОАЭ пересмотрело программу подготовки молодых пилотов истребителей F-16E/F и «Мираж-2000-9», которым недостаточно возможностей наличных УБС Hawk 60/100 (пр-во Великобритания) и МВ339 (пр-во Италия). По оценкам высокопоставленных аравийских военных, современные УБС должны быть оснащены оборудованием, имитирующим полеты на разных моделях самолетов и позволять отрабатывать применение широкого спектра авиационных средств поражения.

Следует отметить, что параллельно аравийские военные ведут переговоры с итальянской компанией Alenia Aermacchi на предмет поставки партии аналогичных самолетов под обозначением М-346. Представляется возможным сравнить основные тактико-технические характеристики (ТТХ) указанных самолетов, которые  фактически сражаются в необъявленном тендере ВВС ОАЭ. (Табл.1)

 

Таблица 1

Тактико-технические характеристики УТС L-15AW и М-346

Характеристика/Модель L-15AW М-346
Длина (м) 12,44 11,5
Размах крыла (м) 9,48 9,7
Высота (м) 4,71 4,76
Масса пустого самолета (кг) 6000 4610
Максимальная снаряженная масса (кг) 11600 9000 (9500)
Дальность полета (км) 2600 2590
Практический потолок (м) 16000 13700
Максимальная скорость (км/ч) 1200 1092
Крейсерская скорость (км/ч)   1059
Модель двигателя АИ-322Ф-25 или WP-13FC F124-GA-200
Количество силовых установок 2 2
Количество внешних точек подвески 9 9
Стоимость  (млн долл США) 15 21

Очевидно, что китайский самолет обладает самым главным преимуществом – стоимостью, которая на 25% ниже чем у итальянского самолета. В отношении L-15AW известно, что данный самолет изначально был разработан в интересах учебных подразделений морской авиации ВМС НОАК, которым был необходим учебно-тренировочный самолет профессионального этапа подготовки, позволяющий имитировать полет на разных типах летательных аппаратов и выполнять пуски управляемых ракет класса «воздух-воздух» или корректируемых авиационных бомб. В свою очередь УБС итальянского производства изначально создавался как учебно-боевая машина с возможностью применения АСП различного назначения и выполнения задач, характерных для легкого штурмовика.

По данным китайских источников, УБС L15AW обладает девятью точками внешней подвески для размещения вооружения, контейнерных оптико-электронных систем или подвесных топливных баков различной емкости. Авиационные средства поражения (АСП) можно размещать только на шести точках подвески, тогда как остальные либо оставляют свободными, либо устанавливают контейнерное оборудование с учетом массы другого вооружения.

Для ведения воздушного боя УБС L15B может быть вооружен управляемыми ракетами (УР) класса «воздух-воздух» (ВВ) типа «Гром 9С» или «Гром 12» (экспортное обозначение SD-10). Достоверно известно, что УР второй модели были разработаны специально для поставок на экспорт.

В отношении М-346 известно, что данный самолет может применять УР ВВ AIM-9L (пр-во США) и IRIS-T (пр-во Германия). Сравнение основных ТТХ ракетного вооружения представлено в Таблице 2.

Таблица 2

Тактико-технические характеристики управляемых ракет класса «воздух-воздух»

Характеристика/наименования Гром-9С SD-10 (Гром-12) AIM-9L IRIS-T
Длина  (м) 2,9 3,6 2,87 2,9
Диаметр  (мм) 157 203 130 130
Масса (кг) 115 199 88 87,4
Вес БЧ (кг) 12 20 11 7,4
Дальность пуска (км) 16-21 70 18 25-40
Скорость полета (МАХа) 3,5 4 2,5 3
Перегрузка (G) 40 38 12 60
Наведение Тепловое Тепловое + активное РЛС Тепловое + лазерное Тепловое
Год выпуска 1993 2002 1975 2005

 

По данным китайских источников, бортовая РЛС с АФАР SY-80  (размер антенны 400х500 мм, мощность 400 Ватт), разработанная специалистами 607-го НИО Китайской корпорации аэрокосмической науки и технологии, позволяет пилотам L15AW обнаруживать малоразмерные надводные цели на дальности до 75 км., а средне и крупноразмерные на дальности 120 км.

Для борьбы с надводными кораблями вероятного противника экипаж УБС может применять легкие и средние противокорабельные ракеты С-705 и С-802А соответственно. На внешних точках подвески можно разместить от двух до четырех ракет указанных моделей.

Пилоты УБС М-346 также могут бороться с надводными кораблями вероятного противника при помощи ПКР AGM-65 Maverick (Табл.3).

Таблица 3.

Тактико-технические характеристики противокорабельного вооружения

Характеристика/наименование С-705 С-802А AGM-65
Длина (м) 2 6,392 2,49
Диаметр (м) 0,25 0,36 0,30
Размах крыла (м) 0,587 1,22 0,71
Масса (кг) 320 650 От 210 до 304
Вес БЧ (кг) 130 165 От 57 до 136
Дальность пуска (км) 75 (170) 120 Более 22
Скорость (км/ч) 979 1100 1150
Наведение Активное РЛС Телевизионное РЛС/тепловое/ лазерное

 

Кроме ракет УБС L15AW позволяет применять планирующие бомбы «Лэйши-6» с дальностью пуска до 60 км и высокоточные управляемые малозаметные бомбы для борьбы с объектами ПВО «Лэйтин 2-500» с дальностью пуска 120 км.

Для сравнения отметим, что итальянский самолет позволяет пилотам отработать применение только свободнопадающих бомб осколочно-фугасных типа Mk.82 и Mk.83, которые без наборов JDAM или JDAM-ER не обладают необходимой дальностью пуска и точностью поражения одиночной высокоценной цели (Табл.4).

Таблица 4.

Тактико-технические характеристики бомбового вооружения китайского и американского производства

Характеристика/Модель «Лэйтин-2-500» «Лэйши-6» Мк.82 Мк.83
Тип Корректируемая Корректируемая оперенная Свободнопадающая Свободнопадающая
Длина (м) 3,53 3,0 1,48 3,0
Диаметр (мм) 377 377 273 357
Масса (кг) 564 564 227 454
Дальность пуска (км) 120 65 10 10
Круговое вероятное отклонение (м) 6,5 10,0 110 Более 120
Наведение Полуактивное  лазерное ГЛОНАСС, «Бэйдоу» Отсутствует Отсутствует

 

Подводя итог, представляется возможным отметить, что китайские самолетостроители и оружейники опираются на свои возможности в изготовлении УБС и всей номенклатуры авиационных средств поражения к нему. В свою очередь итальянские авиастроители зависят от стабильности поставок двигателей и других комплектующих из США. Необходимо обратить внимание, что больше половины АСП для М-346 также представлены образцами продукции ОПК США.

В дополнение отметим, что первую партию L15B в количестве шести самолетов приобрели ВВС Замбии (эксплуатируют без происшествий), а в настоящее время ознакомительные полеты выполняют летчики ВВС Венесуэлы и Уганды.

62.54MB | MySQL:102 | 0,638sec