Успешная служебно-боевая деятельность подразделений оперативно-тактической авиации любого государства начинается с подготовки летчиков. Мероприятия учебных периодов последовательно проводят на винтовых и реактивных самолетах, позволяющих получить, развить и закрепить навыки будущим боевым летчикам, которым предстоит управлять сложными и дорогостоящими боевыми машинами в сложных условиях. Сложность боевых задач растет по мере развития, как самих боевых самолетов, так и средств противовоздушной обороны.
В этой связи обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий обратили внимание на активные переговоры между представителями Военно-воздушных Сил Объединенных Арабских Эмиратов и Хундусским авиастроительным предприятием, на испытательном аэродроме которого ближневосточные пилоты проходят ознакомительные полеты на учебно-боевых самолетах (УБС) L-15AW.
По данным китайских источников, Командование ВВС ОАЭ пересмотрело программу подготовки молодых пилотов истребителей F-16E/F и «Мираж-2000-9», которым недостаточно возможностей наличных УБС Hawk 60/100 (пр-во Великобритания) и МВ339 (пр-во Италия). По оценкам высокопоставленных аравийских военных, современные УБС должны быть оснащены оборудованием, имитирующим полеты на разных моделях самолетов и позволять отрабатывать применение широкого спектра авиационных средств поражения.
Следует отметить, что параллельно аравийские военные ведут переговоры с итальянской компанией Alenia Aermacchi на предмет поставки партии аналогичных самолетов под обозначением М-346. Представляется возможным сравнить основные тактико-технические характеристики (ТТХ) указанных самолетов, которые фактически сражаются в необъявленном тендере ВВС ОАЭ. (Табл.1)
Таблица 1
Тактико-технические характеристики УТС L-15AW и М-346
Характеристика/Модель | L-15AW | М-346 |
Длина (м) | 12,44 | 11,5 |
Размах крыла (м) | 9,48 | 9,7 |
Высота (м) | 4,71 | 4,76 |
Масса пустого самолета (кг) | 6000 | 4610 |
Максимальная снаряженная масса (кг) | 11600 | 9000 (9500) |
Дальность полета (км) | 2600 | 2590 |
Практический потолок (м) | 16000 | 13700 |
Максимальная скорость (км/ч) | 1200 | 1092 |
Крейсерская скорость (км/ч) | 1059 | |
Модель двигателя | АИ-322Ф-25 или WP-13FC | F124-GA-200 |
Количество силовых установок | 2 | 2 |
Количество внешних точек подвески | 9 | 9 |
Стоимость (млн долл США) | 15 | 21 |
Очевидно, что китайский самолет обладает самым главным преимуществом – стоимостью, которая на 25% ниже чем у итальянского самолета. В отношении L-15AW известно, что данный самолет изначально был разработан в интересах учебных подразделений морской авиации ВМС НОАК, которым был необходим учебно-тренировочный самолет профессионального этапа подготовки, позволяющий имитировать полет на разных типах летательных аппаратов и выполнять пуски управляемых ракет класса «воздух-воздух» или корректируемых авиационных бомб. В свою очередь УБС итальянского производства изначально создавался как учебно-боевая машина с возможностью применения АСП различного назначения и выполнения задач, характерных для легкого штурмовика.
По данным китайских источников, УБС L15AW обладает девятью точками внешней подвески для размещения вооружения, контейнерных оптико-электронных систем или подвесных топливных баков различной емкости. Авиационные средства поражения (АСП) можно размещать только на шести точках подвески, тогда как остальные либо оставляют свободными, либо устанавливают контейнерное оборудование с учетом массы другого вооружения.
Для ведения воздушного боя УБС L15B может быть вооружен управляемыми ракетами (УР) класса «воздух-воздух» (ВВ) типа «Гром 9С» или «Гром 12» (экспортное обозначение SD-10). Достоверно известно, что УР второй модели были разработаны специально для поставок на экспорт.
В отношении М-346 известно, что данный самолет может применять УР ВВ AIM-9L (пр-во США) и IRIS-T (пр-во Германия). Сравнение основных ТТХ ракетного вооружения представлено в Таблице 2.
Таблица 2
Тактико-технические характеристики управляемых ракет класса «воздух-воздух»
Характеристика/наименования | Гром-9С | SD-10 (Гром-12) | AIM-9L | IRIS-T |
Длина (м) | 2,9 | 3,6 | 2,87 | 2,9 |
Диаметр (мм) | 157 | 203 | 130 | 130 |
Масса (кг) | 115 | 199 | 88 | 87,4 |
Вес БЧ (кг) | 12 | 20 | 11 | 7,4 |
Дальность пуска (км) | 16-21 | 70 | 18 | 25-40 |
Скорость полета (МАХа) | 3,5 | 4 | 2,5 | 3 |
Перегрузка (G) | 40 | 38 | 12 | 60 |
Наведение | Тепловое | Тепловое + активное РЛС | Тепловое + лазерное | Тепловое |
Год выпуска | 1993 | 2002 | 1975 | 2005 |
По данным китайских источников, бортовая РЛС с АФАР SY-80 (размер антенны 400х500 мм, мощность 400 Ватт), разработанная специалистами 607-го НИО Китайской корпорации аэрокосмической науки и технологии, позволяет пилотам L15AW обнаруживать малоразмерные надводные цели на дальности до 75 км., а средне и крупноразмерные на дальности 120 км.
Для борьбы с надводными кораблями вероятного противника экипаж УБС может применять легкие и средние противокорабельные ракеты С-705 и С-802А соответственно. На внешних точках подвески можно разместить от двух до четырех ракет указанных моделей.
Пилоты УБС М-346 также могут бороться с надводными кораблями вероятного противника при помощи ПКР AGM-65 Maverick (Табл.3).
Таблица 3.
Тактико-технические характеристики противокорабельного вооружения
Характеристика/наименование | С-705 | С-802А | AGM-65 |
Длина (м) | 2 | 6,392 | 2,49 |
Диаметр (м) | 0,25 | 0,36 | 0,30 |
Размах крыла (м) | 0,587 | 1,22 | 0,71 |
Масса (кг) | 320 | 650 | От 210 до 304 |
Вес БЧ (кг) | 130 | 165 | От 57 до 136 |
Дальность пуска (км) | 75 (170) | 120 | Более 22 |
Скорость (км/ч) | 979 | 1100 | 1150 |
Наведение | Активное РЛС | Телевизионное | РЛС/тепловое/ лазерное |
Кроме ракет УБС L15AW позволяет применять планирующие бомбы «Лэйши-6» с дальностью пуска до 60 км и высокоточные управляемые малозаметные бомбы для борьбы с объектами ПВО «Лэйтин 2-500» с дальностью пуска 120 км.
Для сравнения отметим, что итальянский самолет позволяет пилотам отработать применение только свободнопадающих бомб осколочно-фугасных типа Mk.82 и Mk.83, которые без наборов JDAM или JDAM-ER не обладают необходимой дальностью пуска и точностью поражения одиночной высокоценной цели (Табл.4).
Таблица 4.
Тактико-технические характеристики бомбового вооружения китайского и американского производства
Характеристика/Модель | «Лэйтин-2-500» | «Лэйши-6» | Мк.82 | Мк.83 |
Тип | Корректируемая | Корректируемая оперенная | Свободнопадающая | Свободнопадающая |
Длина (м) | 3,53 | 3,0 | 1,48 | 3,0 |
Диаметр (мм) | 377 | 377 | 273 | 357 |
Масса (кг) | 564 | 564 | 227 | 454 |
Дальность пуска (км) | 120 | 65 | 10 | 10 |
Круговое вероятное отклонение (м) | 6,5 | 10,0 | 110 | Более 120 |
Наведение | Полуактивное лазерное | ГЛОНАСС, «Бэйдоу» | Отсутствует | Отсутствует |
Подводя итог, представляется возможным отметить, что китайские самолетостроители и оружейники опираются на свои возможности в изготовлении УБС и всей номенклатуры авиационных средств поражения к нему. В свою очередь итальянские авиастроители зависят от стабильности поставок двигателей и других комплектующих из США. Необходимо обратить внимание, что больше половины АСП для М-346 также представлены образцами продукции ОПК США.
В дополнение отметим, что первую партию L15B в количестве шести самолетов приобрели ВВС Замбии (эксплуатируют без происшествий), а в настоящее время ознакомительные полеты выполняют летчики ВВС Венесуэлы и Уганды.