Об участии Турции в саммите НАТО в Лондоне. Часть 2

3-4 декабря 2019 году в Лондоне состоялся двухдневный Саммит НАТО, в котором приняли участие главы государств членов Альянса, включая президента Турции Р.Т.Эрдогана, а также лидеров Западных держав – Д.Трампа, А.Меркель, Э.Макрона, Б.Джонсона.

Как написала об этом мероприятии турецкая пресса, невзирая на разногласия, Североатлантический альянс «продолжает декларировать свое единство».

Турция на лондонском Саммите, в очередной раз, не добилась того, что хотела – признания на Западе сирийский курдских «Сил народной самообороны» и Партии демократический союз ответвлениями Рабочей партии Курдистана и террористическими организациями. Вернее, добилась, но наполовину.

Также вопросом остается применение Статьи 5 Устава НАТО о коллективной безопасности в условиях многочисленных локальных конфликтов, в которых участвуют члены Альянса. Применительно к Турции речь идет о проводимых страной антитеррористических операциях на турецко-сирийской границе, включая «Щит Евфрата», «Оливковую ветвь» и «Источник мира». Турция настойчиво пытается вовлечь Альянс в свои действия, однако, поддержки не получает. Предсказуемо не получила Анкара, в этот раз, поддержки и в Лондоне. Страна продолжает бороться с имиджем страны, отодвинутой на периферию Альянса.

Единственное, на что пошел Альянс – это на признание органической связи между РПК и СНС / ПДС. Получается, что дальше каждый член Альянса сам волен трактовать эту информацию на свое усмотрение – объявлять ли СНС / ПДС «террористическими организациями» или нет. Вот за это признание Турция сделала шаг назад и отозвала свое вето под планом по обороне Балтики и Польши против «российской угрозы».

Часть 1 обзора мероприятия доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=63873

Напомним, что мы остановились на второй уже за последнее время очной встрече между президентами Р.Т.Эрдоганом и Д.Трампом, которая, в очередной раз, была охарактеризована американским лидером как «великолепная и очень хорошая».

Развернутые заявления от Р.Т.Эрдогана в Лондоне прозвучали лишь на его встрече с представителями местной турецкой и, говоря шире, мусульманской диаспоры.

Отметим, что работа с зарубежными турецкими диаспорами – это один из краеугольных камней турецкой внешней политики. Оттого, с членами диаспора не гнушается встречаться лично президент Р.Т.Эрдоган. Тем более, в Лондоне, который, с полными на то основаниями, можно считать одной из европейских столиц ислама.

Современная турецкая политика в отношении зарубежной диаспоры направлена не только на то, чтобы сохранять турецких граждан в своей орбите влияния и не допускать их полной ассимиляции в новой стране проживания, но и на то, чтобы делать их своей «пятой колонной», мостами, транслирующими турецкие интересы по каналам общественной дипломатии, укрепляющим дипломатию официальную.

Р.Т.Эрдоган не раз выступал с открытыми призывами к турецким гражданам получать кроме турецкого ещё и второй гражданство. Время от времени, от него звучат и более оригинальные инициативы: из серии «привези своего европейского соседа на отдых в Турцию» и получи «бонус» (правда, эта инициатива не получила развития – не было ясно, как именно и в каком размере следует премировать подобных «адвокатов бренда» туристической Турции – В.К.).

В какой мере Турции удается «держать руку на пульсе» у выходцев из страны, выехавших на ПМЖ за рубеж?

Это — открытый вопрос, хотя сразу стоит заметить, что удается далеко не в желаемой для страны мере.

На что есть целый ряд причин, от естественного противления граждан тому, чтобы их вовлекали в какую-то орбиту, и вполне логичного и неизбежного выпадения из турецкого контекста, спустя определенное время постоянного пребывания за рубежом, до действий зарубежных властей, которым, вряд ли, может нравиться образование у себя неассимилирующейся диаспоры, которая живет по анклавному принципу и строит свои обособленные места компактного проживания.

А, следовательно, властями стран назначения выходцев из Турции предпринимаются действия по вовлечению приезжих уже в местный контекст. Включая разработку разнообразных программ ассимиляции, а также того минимального набора «требований и мировоззрений», которым должен отвечать приезжий, чтобы перейти в качество полноценного «местного жителя». Вплоть до того, что к этим критериям предлагается привязывать и вопрос получения гражданства.

Да и, кроме того, как мы помним из того же дипломатического скандала между Турцией и Голландией, местные власти просто блокируют попытки турецкого руководства заниматься политикой на своей территории и не дают устраивать у себя турецкие внутриполитические баталии в преддверии всеобщих выборов в стране (президентских и парламентских). Даже если эти баталии проходят на территориях турецких дипломатических учреждений, невзирая на то, что это – турецкая территория.

Обратимся к основным моментам, затронутым турецким президентом в ходе его выступления в Лондоне перед местной диаспорой тюрок и мусульман.

Кстати, очень интересным является то, что на встречу с турецким лидером были приглашены представители других диаспор, исповедующих ислам и проживающих в Лондоне. Это является наглядным свидетельством того, что турецкое руководство настойчиво продвигает идею о том, что Турция должна стать объединительницей всего исламского мира. Хотя, надо сказать, что, в условиях 2019-го года, эта идея смотрится ещё более утопично, чем это было десятилетие назад. В конце концов, и арабская весна, и война в Сирии, и кризис с блокадой Катара – все это внесло свою лепту в то, что на Ближнем Востоке и в Северной Африке единственной страной, с кем Турция поддерживает дружественные отношения, оказался Катар. Со всеми прочими крупными ближневосточными игроками отношения у Турции либо прохладные, либо и вовсе – враждебные. Ситуация во 2-м десятилетии 21-го века кардинальным образом изменилась, однако, риторика турецкого руководства осталась на уровне «Стратегической глубины» авторства опального премьер-министра страны Ахмета Давутоглу.

Однако, перейдем непосредственно к выступлению Р.Т. Эрдогана.

Как подчеркнул турецкий лидер, турецкие граждане, живущие за границей, «в тысячах километров от своей родины», построили совершенно новые жизни, не убоялись трудностей и не отступили перед лицом неприятностей. Как отметил Р.Т.Эрдоган: «Если есть вера, то есть и возможность», выразив свою гордость за все преуспевшие семьи, за всех своих сограждан.

Вот ещё один интересный момент, на который стоит обратить внимание. Р.Т.Эрдоган напомнил, что 12 декабря в Великобритании состоятся парламентские выборы и указал на то, что турецкая диаспора должна сыграть в выборах определяющую (!) роль.

Когда говорят о попытках России вмешаться в выборы за рубежом, в доказательство приводят какие-то немногочисленные твиты и посты со странных аккаунтов в социальных сетях, но невозможно припомнить случая открытых призывов российского руководства, чтобы выходцы из России играли «определяющую роль» на выборах, допустим, президента США. Не надо даже быть прогнозистом, чтобы предположить какую реакцию призыв подобного рода вызвал бы на Западе.

Но вот обвинений в адрес Турции о вмешательстве во внутренние дела иностранных государств пока не раздается, однако, турецкий лидер знает, о чем говорит. Во многих зарубежных странах число бывших граждан Турции достигло той отметки, что им, действительно, под силу обозначать свою позицию и проводить своих кандидатов на руководящие посты в стране. Разумеется, если удастся турецкую диаспору консолидировать, что, подчеркнем, не столь уж легкая задача. В этом смысле, как мы не раз писали на страницах ИБВ, Турции уже не надо вступать в Европейский союз, поскольку Турция – уже там, если исходить по формальному критерию наличия в ЕС выходцев из Турции.

Тут стоит сделать ещё одно отступления касательно турецкой мягкой силы за рубежом. Расхожим среди российских экспертов стало мнение о том, что Турция очень успешно продвигает свой образ за рубежом по линии государства и многочисленных неправительственных организаций. И что, дескать, Турция – буквально «на марше». На самом деле, это не совсем так. Действительно, турецкое государство пытается эти инструменты использовать. Однако, их финансирование – далеко от реальных потребностей. Частные НКО, за редким исключением, не столь богаты, чтобы действовать с размахом. Турецкой мягкой силе, в той же Западной Европе, противостоит достаточно мощная контрпропаганда, продвигающая негативный образ Турции. И, вообще, когда говорят про «мягкую силу», не всегда задумываются о её конверсии в практический результат. Да, Турция – одно из самых популярных в мире туристических направлений. Однако, если посмотреть на то, как помогает образ Турции в решении её практических задач на международной арене, нетрудно будет убедиться в то, что турецкая «мягкая сила» в Европе не конвертируется в результат. А, следовательно, и к оценкам турецкой мягкой силы надо подходить с большой осторожностью.

Возвращаемся к выступлению турецкого лидера.

Как указал президент Р.Т.Эрдоган: «Турция находится в хороших руках. Турция — в безопасности, мире и покое. Сегодня Турция — гораздо сильнее, чем 17 лет назад. Сегодня ей уже нельзя столь легко манипулировать (как в прошлом). Она сегодня определяет игру в регионе. Сегодня мы видим Турцию, которая решительно пресекает попытки манипуляции. Сегодня есть щедрая страна, которая не протягивает руку за несколькими миллиардами долларов (имеется в виду широко растиражированный тезис о том, что Турция погасила свою задолженность перед Международным валютным фондом – В.К.) и предоставляет самую большую гуманитарную помощь в мире, если считать в отношении к национальному доходу».

Отдельным образом, Р.Т.Эрдоган коснулся вопросов защиты национальных интересов страны на международной арене.

В частности, как указал турецкий лидер, благодаря своей экономике и инфраструктуре, Турции удается отстаивать свои права и защищать свои интересы на Эгейском море, на Черном море, а также в Восточном Средиземноморье. Как подчеркнул Р.Т. Эрдоган, Турция — это «мощная страна с военно-морским флотом».

На самом деле, ситуация обстоит следующим образом: Турция, впервые в своей истории, при Р.Т.Эрдогане начала проводить столь масштабные военно-морские учения с выходом кораблей турецкого МВФ в мировой океан. Однако, противоборство в Эгейском и в Средиземном море (особенно, в Восточном Средиземноморье – В.К.) продолжается. Турция оказывается в явном меньшинстве и говорить в этих условиях об успешной защите своих интересов было бы, как минимум, преждевременно. Не говоря уже о том, что ситуация в Черном море серьезно изменилась – Россия восстановила и наращивает свои позиции в бассейне буквально на глазах (особенно, после возвращения Крыма в состав РФ – В.И.), после тех надежд, которые были у турок по созданию себе стратегического преимущества в Черноморье и по обеспечению себе лидирующего места в регионе. С 2014 года эти планы уже можно считать несостоявшимися.

Возвращаемся к выступлению Р.Т. Эрдогана.

Не мог не напомнить турецкий лидер и про гражданскую войну в Сирии и про то, что в Турции нашло убежище более 4 млн «жертв и угнетенных». При этом, расходы на пребывание сирийских беженцев в Сирии, в этом раз, турецкий лидер оценил на уровне, превышающем 30 млрд долл. Как указал Р.Т.Эрдоган, через международные организации помощи со стороны Европейского Союза Турция получила лишь 3 млрд евро из этой суммы.

Опять же, классическим для турецкого президента является диспут о том, «что Турция делает в Сирии?». На этот вопрос Р.Т.Эрдоган очень любит давать ответ на публике. Процитируем турецкого лидера: «У нас – только один ответ им (то есть тем людям, которые задают этот вопрос – В.К.). Что вам за дело до Сирии? Да, мы – там. И мы не уйдем, пока не очистим этот регион от террористов. Мы не заримся на территорию Сирии, но те, кто зарится, пусть они, пожалуйста, оттуда уйдут».

Обратился в своем выступлении Р.Т.Эрдоган и к турецким успехам, подчеркнув, что эти успехи являются успехом турецкой нации: «Наша страны достигла этой точки, благодаря тому духу единства, который был продемонстрирован нами всеми: от президента до чиновников, от политиков до рабочих, от промышленников до торговцев, от студентов до зарубежной диаспоры. Я прошу сделать так, чтобы ваше сердце горело. Я хочу, чтобы вы верили в Турцию, я хочу, чтобы вы доверяли вашему государству».

Президент Р.Т.Эрдоган отметил, что тот конференц-зал, который был им предоставлен – недостаточен, чтобы вместить всю толпу. Многие вынуждены были остаться снаружи «на холоде». По этому случаю, Р.Т.Эрдоган выразил свое восхищение людьми.

Как указал президент Р.Т.Эрдоган, Турция решительно шагает по пути того, чтобы защитить будущее Турции и гарантировать его, невзирая на препятствия: «Турция строит новый мир, где вместо столкновений – солидарность, вместо репрессий – справедливость, вместо ссор – мир. Мы преодолеваем все расставленные нам ловушки с оружием, смертью, болью, кровью, давлением и угрозами. Есть те, кто полагают, что они могут запугать Турцию террором и шантажом. Они смущены тем, что не могут достичь своих целей. 82 миллиона человек живут в полной солидарности, укрепляют покой и братство, продолжают свое счастливое путешествие».

Президент Р.Т.Эрдоган, выступая перед собравшейся диаспорой, обратил внимание на то, что отношения между Турцией и Соединенным Королевством насчитывают историю более 400 лет. Как указал турецкий лидер, тесное сотрудничество растет день ото дня, происходит его углубление и выходит на новый уровень. Подчеркнув, что в Великобритании проживает крупная турецкая диаспора, численностью в полмиллиона человек, Р.Т.Эрдоган указал как на её динамичность, так и на продуктивность.

Процитируем ту высокую оценку, которой удостоилась турецкая диаспора, проживающая в Лондоне: «Сегодня у нас гораздо более эффективная и более организованная диаспора в этой стране, чем 15–20 лет назад. Турецкая диаспора играет важную роль в развитии отношений между Турцией и Соединенным Королевством. Мы гордимся тем, что наши граждане становятся все более и более активными, особенно в коммерческой жизни».

Далее турецкий лидер переключился на оценку торгово-экономических отношений, существующих в наши дни между Турецкой Республикой и Великобританией.

Объем взаимной торговли между Турцией и Соединенным Королевством, по словам президента Р.Т.Эрдогана, неуклонно приближается к заявленной цели, определенной в 20 млрд долл. (по итогам 2018 года, двусторонний товарооборот составил 18,6 млрд долл.).

Также, как напомнил Р.Т.Эрдоган, в 2018 году из Великобритании на отдых в Турцию прибыло 2 млн 250 тысяч туристов. За первые 10 месяцев 2019 года, число прибывших увеличилось на 13,5%, составив 2 млн 443 тысяч посетителей. Как отметил президент Р.Т.Эрдоган: «Иншаллах, мы поставим рекорд по туризму в 2019-м году. Я считаю, что этот импульс, который мы получили, будет продолжаться в экономике, в туризме, в оборонной промышленности, в инвестициях – во всех сферах, в целом».

62.63MB | MySQL:102 | 0,478sec