Оценки китайских специалистов программы развития оперативно-тактических ракетных комплексов в Турецкой Республике

Выполнение некоторых оперативно-тактических задач в глубине территории противника в современных условиях невозможно с применением воздушного или тактического десанта, поскольку это сопряжено с потерями летательных аппаратов и личного состава – экипажей и десантников. Единственной альтернативой в данном случае является применение оперативно-тактических ракет (ОТР), которые практически не подлежат перехвату  и позволяют в кратчайшие сроки нанести удары по укрепленным объектам противника.

Контроль поражения целей можно возложить на разведывательные беспилотные летательные аппараты, которые благодаря современным оптико-электронным системам разведки и наведения собирают данные об обстановке в районе цели. По данным китайских источников, ВС Турецкой Республики впервые применили оперативно-тактические ракеты 28 мая 2019 г. по одному из аэродромов, расположенных на севере Сирийской Арабской Республики.

Следует отметить, что военно-политическое руководство Турецкой Республики еще в 80-е гг. прошлого столетия пришло к понимаю важности оперативно-тактического вооружение и его роли в возможных вооруженных конфликтах с соседними странами за контроль над территорией или ресурсами в акватории Средиземного моря. По данным китайских источников, официальная Анкара неоднократно обращалась к союзникам по НАТО с просьбой о продаже реактивных систем залпового огня большой дальности или оперативно-тактических ракет, однако каждый раз в ответ поступал отказ в заключении контракта на поставку, что предопределило дальнейшие действия турецкого руководства.

Еще в середине 80-х гг. прошлого столетия после оценки продукции оборонно-промышленного комплекса КНР официальная Анкара приняла решение о подписании соглашения с Поднебесной о разработке высокоманевренного оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) с конвенциональной боевой частью, который будет обладать дальностью пуска  более 100 км.

Конструкторы 7-ого НИИ Китайской аэрокосмической корпорации на базе РСЗО WS-1 разработали оперативно-тактический ракетный комплекс В-611 (по классификации НАТО CSS-X-11), который в Вооруженных Силах Турецкой Республики получил обозначением J-600T «Илдырым-1». Известно, что китайские специалисты в ходе контрольно-испытательных пусков получили максимальную дальность полета – 152 км, что вполне удовлетворило турецких военных.

Следует отметить, что турецкие оружейники, а именно компания «Рокетсан» получили лицензию от китайских партнеров и сборочную линию для серийного изготовления данных ракет. Согласно контракта китайская сторона изготовила 200 ракет для ВС ТР. Перевозку готовых ракетных комплексов и передачу технологического оборудования выполнила Китайская экспортно-импортная корпорация высокоточного машиностроения.

Представляется возможным указать основные тактико-технические характеристики оперативно-тактической ракеты J-600T «Илдырым-1»:

– длина: 6,75 м;

– диаметр: 0,6 м;

– стартовая масса ракеты: 2000 кг;

– масса боевой части: 380 кг;

– максимальная дальность пуска: 120 км.

– круговое вероятное отклонение: 150 м.

Основными целями для J-600T «Илдырым-1» являются крупноразмерные объекты – командные пункты вероятного противника, склады боеприпасов и горюче-смазочных материалов, позиции артиллерии и ПВО, электростанции, аэродромы, порты и т.д. По данным китайских источников, турецкие конструкторы предпринимали попытки увеличить дальность пуска ракеты до 260 км за счет уменьшения массы боевой части, что вполне предсказуемо уменьшало эффективность боеприпаса.

Известно, что китайские специалисты предлагали для размещения пусковой установки (ПУ) грузовые автомобили тип 2629А с колесной формулой 6х6, однако турецкие военные выбрали аналогичный грузовик от немецкой компании МАН. Одна ПУ позволяет выполнять пуск двух ракет, которые хранятся в транспортно-пусковых контейнерах прямоугольного сечения.

На втором этапе сотрудничества с китайским конструкторами, а именно в 2012 г. турецкие оружейники получили несколько образцов и технологическую документацию по ОТР под обозначением В-611М. На основе данного боеприпаса специалисты «Рокетсан» создали комплекс J-600T «Илдырым-2», который обладает возможностью обстреливать цели на дальности до 300 км, что в два раза больше чем у первой модификации.

Дальность пуска удалось повысить за счет применения более эффективного твердого топлива. Повышенная мощность двигателя позволила увеличить массу конвенциональной боевой части.

Достоверно известно, что более современный модуль инерциальной навигации, а также приемник сигнала системы глобального позиционирования GPS в совокупности позволили в три раза повысить точность ракет – КВО составил всего 50 м.

По данным китайского специализированного военно-технического издания «Оружейное знание» после нескольких сложных моментов в военно-техническом сотрудничестве Турции и КНР именно официальный Пекин прекратил действие всех контрактов и соглашений. Отказ китайской стороны от продолжения сотрудничества по тематике ОТРК привел к тому, что турецкие конструкторы и инженеры были вынуждены самостоятельно совершенствовать конструкцию оперативно-тактических и ракет и как результат был создан новый комплекс под обозначением «Бора» (вероятно существует модификация «Бора 2»), который отличается от J-600T «Илдырым» только максимальной дальностью пуска, которая достигла 360 км.

К настоящему моменту на вооружении ВС ТР находятся ОТРК отечественного производства под обозначением «Хан». По данным китайских специалистов ракета данного комплекса обладает длиной 7,8м, диаметр корпуса составляет 0,61 м, стартовая масса 2500 кг., а масса боевой части увеличена до 470 кг. Максимальная дальность пуска составляет 280 км, а КВО уменьшено до 30 м. Наведение обеспечивает инерциальный модуль и приемник сигнала системы глобального позиционирования GPS.

Основное отличие ОТР «Хан» состоит в том, что благодаря новому твердотопливному двигателю она способна увеличивать скорость на среднем участке полета, а рулевые поверхности позволяют изменять траекторию и уходить от системы ПРО.

В качестве транспортного средства для ОТРК «Хан» турецкие военные используют грузовые автомобили белорусского производства – MZKT-7909, Данные автомобили имеют длину 12 м, ширину 3 м, и высоту 3,5 м, а максимальная снаряженная масса может достигать 35 тонн. Дизельный двигатель модели ТМЗ-84631.10 мощностью 525 л.с. в сочетании с автоматической коробкой передач обеспечивает максимальную скорость 70 км/ч (при движении по шоссе), а максимальный запас хода по топливу составляет 1000 км.

Китайские специалисты отмечают, что турецкая компания «ВМС» пытается составить конкуренцию белорусским конструкторам специальной автомобильной техники. К настоящему моменту специалисты компании ВМС не смогли создать конкурентоспособный тягач для ОТРК, а также для тяжелой бронетанковой техники.

В состав одной батареи ОТРК «Хан» входит командно-штабная машина, три пусковые установки, три транспортно-заряжающие машины (экипаж три в/с) и мобильная электростанция. Время подготовки батареи к пускам составляет 12 минут.

По данным китайских источников, в головной части ракеты «Хан» могут быть установлены боевые части разных типов, а именно осколочно-фугасная, кассетная бронебойная, объемного взрыва. Подобный подход турецких оружейников позволяет оптимально воздействовать на цель.

В дополнение отметим, что турецкие специалисты предусмотрели возможность осуществление пуска двух ракет по разным целям. Известно, что ракета может получать новые координаты цели благодаря цифровой системе связи, которая после пуска подключается к комплексной тактической командной сети.

52.29MB | MySQL:103 | 0,391sec