Французские эксперты о новой стратегии Израиля в секторе Газа. Часть 2

По мнению французского эксперта, движение ХАМАС в ноябре 2019 года не было готово к столкновениям с Израилем. Да и  израильтяне, может быть, впервые за много лет противостояния стали видеть в этой исламистской партии партнера и единственного ответственного игрока в давнем конфликте между Газой и Израилем. В свою очередь у ХАМАС есть свои собственные причины уклоняться от военных действий против Израиля. Его руководство стремится к поддержанию долговременного соглашения о прекращении огня с израильской стороной. Автор пишет: «Его руководители, конечно, не стремятся стать «партнером» для еврейского государства, но разделяет некоторые цели с израильтянами. Оба актора стремятся сохранить ХАМАС в качестве господствующей силы в Газе и стараться, чтобы конфликт в Секторе не перешел за пределы низкой интенсивности».

Руководители ХАМАСа надеются на то, что израильская сторона оценит их поведение во время недавнего конфликта и благосклонно отнесется к притоку катарских инвестиций, а также к свободному перемещению товаров и людей через границу с Газой. В последнее время руководство ХАМАСа стремится диверсифицировать свои внешние контакты и развивать отношения как с Ираном, так и с Катаром, и Египтом. Это даже позволило некоторым аналитикам говорить об ирано-египетском соперничестве за влияние на ХАМАС.

По информации портала «Аль-Монитор», египетский президент Абдель Фаттах ас-Сиси в настоящее время вынашивает планы примирения ХАМАСа с руководством Палестинской национальной администрацией (ПНА) в обмен на частичное снятие блокады с сектора Газа. Египетский план включает в себя переход власти в Газе к руководству ПНА после создания правительства национального единства в составе представителей движений ФАТХ, ХАМАС и других палестинских группировок. При этом правительство ПНА возобновит выплату жалования государственным служащим в Секторе, заботу об энергоснабжении и обновлении обветшавшей или разрушенной военными конфликтами инфраструктуры. Фактически в Каире хотят вернуться к ситуации до 2007 года, то есть до раскола ПНА на сектор Газа и Западный берег реки Иордан. В этих условиях Египет стремится быть главным игроком на площадке в Газе и очень ревниво относится к попыткам руководства ХАМАСа наладить отношения стратегического партнерства с Ираном, Катаром и Турцией.

Катар в последнее время также активизировал свою политику в этом находящемся в блокаде палестинском анклаве. В начале мая с.г. катарские дипломаты  активно участвовали в посредничестве при примирении палестинской и израильской сторон после кратковременного, но ожесточенного вооруженного конфликта, стоившего жизни 32 палестинцев и приведшего к разрушению 120 жилых домов. 6 мая МИД Катара выпустил заявление, в котором говорилось, что «Эмират Катар выделил 300 миллионов долларов правительству ПНА на поддержку учреждений здравоохранения и образования в секторе Газа и 180 миллионов долларов на проведение срочной гуманитарной помощи в рамках программ ООН в Палестине и поддержку снабжения электроэнергией, особенно в священный месяц Рамадан и другие летние месяцы». Соглашение о прекращении огня, подписанное 6 мая между Израилем с одной стороны и движениями ХАМАС и «Исламский джихад» с другой позволяет катарскому правительству выделять ежемесячно 30 млн долларов на помощь сектору Газа. Таким образом, Катар становится серьезным игроком в этом регионе. При этом катарская финансовая помощь анклаву получила «благословение» со стороны руководства Израиля.

По мнению И.Жилль, движение ХАМАС в настоящее время столкнулось с тяжелым финансовым кризисом и не может рисковать, ввязываясь в новый конфликт, дорогостоящий и непопулярный. На протяжении десяти последних лет жители Сектора пережили три крупные войны. Эти конфликты привели к гибели 3500 палестинцев и значительным разрушениям и материальным потерям. В настоящее время жители Газы не намерены ввязываться в новую войну. Финансовые ресурсы ХАМАСа также катастрофически сократились. Финансовый кризис последних лет серьезно ударил по населению Газы, которое в значительной степени зависит от зарплат госслужащим, выделяемых этим исламистским движением, а также выплат ХАМАСа малоимущим семьям. Исторически популярность этой партии в значительной степени базируется на системе социальной поддержки, которую она вырабатывала в течение десятилетий. Сейчас эта поддержка серьезным образом уменьшается.

Показателем недовольства населения Сектора стали социальные протесты, прошедшие в Газе в марте 2019 года. 14-17 марта тысячи палестинцев в анклаве вышли на улицы Газы с лозунгами «Мы хотим жить». Протесты были решительно подавлены силами безопасности ХАМАСа. Сотни людей были арестованы, были конфискованы видеокамеры и мобильные телефоны, на которые демонстранты записывали свои выступления. Правда 25 марта практически все задержанные участники протестов были выпущены, однако на некоторое время они были помещены под домашний арест. Кроме того им запретили пользоваться компьютерами и социальными сетями.  17 марта специальный координатор ООН по Ближнему Востоку Николай Младенов осудил разгон мирных демонстраций в Газе и аресты протестующих. Руководство ХАМАСа попыталось оправдать свои действия тем, что манифестации были несанкционированными и были спровоцированными ПНА, возглавляемой ФАТХом. Однако оппоненты движения отмечают, что, согласно палестинским законам, мирные манифестации могут проходить несанкционированно. Поводом для демонстраций в Газе стало увеличение акциза на сигареты, являющегося главным источником доходов правительства Сектора, а также повышение пошлин на ряд импортных товаров, которые могут быть замещены производимыми в Газе.

Таким образом, израильское правительство отчасти обезопасило себя от нападения со стороны контролируемого ХАМАСом сектора Газа в условиях эскалации напряженности с Ираном и движением «Хизбалла». Израильское руководство опасается, что в случае дальнейшей эскалации напряженности в отношениях между ИРИ и США иранские прокси-группы могут открыть сразу три фронта против Израиля: северный со стороны Ливана, где основным актором будет движение «Хизбалла», северо-восточный со стороны сирийских Голанских высот и западный со стороны сектора Газа, где главной нападающей силой будет движение ХАМАС. Негласные компромиссы с ХАМАСом, по мнению израильских стратегов, способствуют нейтрализации возможной деятельности ХАМАС в этом направлении. В то же время со стороны палестинского движения имеет место не попытка примириться с Израилем, а прагматичное осознание того, что участие в масштабном конфликте на нынешнем этапе будет крайне непопулярно среди населения сектора.

62.53MB | MySQL:102 | 0,619sec