Турецкий экспорт по итогам 11 месяцев 2019 года

На первой неделе декабря 2019 года министр торговли Турецкой Республики Рухсар Пекджан озвучила объем турецкого экспорта за 11 месяцев 2019  года, который составил 167 млрд долл.

Прежде чем комментировать эту цифру, скажем несколько слов о ситуации в турецкой внешней торговле, которая складывается в последние годы.

Напомним, что страна прилагает значительные усилия к тому, чтобы уйти от отрицательного сальдо своей внешней торговли. С удвоенной силой звучат призывы руководства Турции к частному бизнесу наращивать экспорт и осваивать новые технологии путем импортозамещения. Руководством страны определены целевые отрасли экономики, наиболее емкие с точки зрения расходуемых Турцией средств и наиболее перспективные, освоение технологий в которых пользуется поддержкой государства: как прямым дотированием, так и содействием в выходе на новые для Турции рынки сбыта.

Надо сказать, что эти усилия приносят свои результаты. По крайней мере, с точки зрения роста объема экспорта. Озвученный выше объем экспорта за 11 месяцев – 167 млрд долл. – уже является рекордом в истории Турецкой Республики и приближает Турцию в 2019-м году к заявленной цели объема экспорта в 182 млрд долл.

Если мы посмотрим на предыдущую пятилетку, то увидим, что объем Турецкого экспорта пережил спад и подъем: 2014 г. – 158 млрд долл., 2015 г. – 144 млрд долл., 2016 г. – 143 млрд долл., 2017 г. – 157 млрд долл. и, наконец, 2018 г. – 167 млрд долл.

Впрочем, рост экспорта в 2018-м и в 2019-м году можно отчасти объяснить ещё и тем, что турецкая лира, заметным образом, ослабла по сравнению с мировыми резервными валютами – долларом США и евро. Возникновение такого курсового скачка на определенный период времени делает турецкую экспортную продукцию (чья себестоимость рассчитывается в турецких лирах — И.С.) более привлекательной с ценовой точки зрения, чем зарубежные аналоги. А, следовательно, в результате подстегивается экспорт. Что, собственно и произошло в прошлом и текущем годах.

С другой стороны, турецкий импорт, некоторым образом, повторяет траекторию экспорта страны: 2014 г. – 242 млрд долл., 2015 г. – 207 млрд долл., 2016 г. – 199 млрд долл., 2017 г. – 234 млрд долл., 2018 г. – 223 млрд долл. Тут такая динамика, отчасти, понятна: с учётом того, что Турция в немалом количестве закупает разного рода комплектующие для своей продукции. Да и спрос на энергоносители, которые Турция импортирует, также связан не только с бытовым, но и с промышленным потреблением.

Дефицит внешней торговли Турции демонстрирует заметные колебания, иногда сокращаясь, однако, нельзя сказать того, чтобы сокращение «ножниц внешней торговли», как к тому стремится турецкое руководство, являлось бы для страны устойчивым трендом.

Иллюстрируем: 2014 г. – 85 млрд долл., 2015 г. – 63 млрд долл., 2016 г. – 56 млрд долл., 2017 г. – 77 млрд долл., 2018 г. – 55 млрд долл.

На самом деле, выразим свое мнение, что крайне затруднительно для страны иметь положительное сальдо внешней торговли, не являясь ни ресурсной страной с одной стороны, которая бы торговала своими недрами в глобальном масштабе, ни страной, самостоятельно производящей востребованную в мире и конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию. Все же Турция зависит от поставок технологичной продукции и компонент из-за рубежа.

Впрочем, вариантом могло бы стать массовое производство ширпотреба по дешевым ценам. Но для налаживания такого производства надо не просто иметь достаточно рабочей силы. Нужно иметь много дешевой рабочей силы. А Турция, в полной мере, может считаться развитой европейской страной, чтобы конкурировать со странами третьего мира.

В общем, Турция, одновременно, не является самой дешевой страной (место Юго-Восточной Азии стране, даже если бы было такое намерение, занять не удалось бы – И.С.) и, более того, не стремится к тому, чтобы конкурировать в этой нише. Турция пытается стать страной – брендом, производящей престижную продукцию, которую люди будут покупать лишь только за лейбл «Сделано в Турции». То есть, Турция пытается приравнять свои торговые марки к ведущим мировым производителям.

То есть, челночная торговля и знаменитый Крытый рынок в Стамбуле с подделками мировых брендов – это рудимент прошлого для Турции, который, рано или поздно, обречен исчезнуть. А на его место постепенно и неуклонно приходят турецкие бренды, которые завоевывают позиции в мире и создают себе лояльную аудиторию европейским качеством при отнюдь неевропейских ценах.

При этом турецкий бизнес является очень активным, он объединяется в различные лоббистские структуры для продвижения своих интересов и активно идет на новые рынки сбыта. Надо отметить, что турки – хорошие торговцы и пиарщики, результатом чего уже стало то, что у Турции, как у страны, в целом, есть своя лояльная аудитория за рубежом. А это тянет за собой очень многое: от туризма и банальной розничной торговли, до вещей более сложных – покупки объектов недвижимости, инвестиций, крупной торговли и крупных проектов.

Однако, вернемся к тем цифрам, которые озвучила по итогам 11-ти месяцев Рухсар Пекджан.

Итак, на специальной пресс-конференции во влиятельном турецком объединении компаний, вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность – Меджлис турецких экспортеров или TIM – Р.Пекджан сообщила о том, что экспорт в ноябре 2019 года составил 16,2 млрд долл., а суммарный экспорт за 11 месяцев составил 165 млрд долл.

Эти достижения приблизили страну к заявленной турецким руководством цели – достичь в 2019-м году объема экспорта в 182 млрд долл. Напомним, что эта цель была озвучена в так называемой Новой экономической программе Турции – YEP – которая была обнародована в конце лета прошлого года лично зятем президента Р.Т.Эрдогана – министром казначейства и торговли Бератом Албайраком.

Процитируем турецкого министра Р.Пекджана: «Цифры нашего экспорта в ноябре месяце достигли 16 млрд 214 млн долларов. Если смотреть за 11 месяцев – то это четвертый результат в истории, если смотреть в месячном разрезе – то наилучший результат. Таким образом, наш экспорт за 11 месяцев, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился на 1,77% и достиг 165 млрд 67 млн долларов. Если смотреть за 12 истекших месяцев, то наш экспорт достиг 179 млрд 860 миллионов долларов».

Как отметила Р.Пекджан, импорт в ноябре месяце этого года увеличился на 11,44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 18,166 млрд долларов. Тем не менее, если сравнивать 11-месячные периоды прошлого и текущего годов то получится, что импорт уменьшился на 11,29% и составил 190 млрд 229 млн долларов. Опять же, если оперировать отрезками времени в 12 месяцев, то получится, что импорт сократился на 12,96% и составил 206 млрд 975 млн долларов.

Разумеется, когда говорится об экспорте и об импорте, то самым важным для турецкого руководства представляется показатель дефицита внешней торговли. Заметим, что чуть ли не на всем протяжении истории Турецкой Республики страна живет с отрицательным сальдо своей торговли с зарубежными странами и столько же ведет борьбу за то, чтобы, по крайней мере её выровнять. При этом, довольно интересным образом, не работает утверждение, что с развивающимися странами у Турции – положительное сальдо внешней торговли, а с развитыми странами – отрицательное. Ярким примером, подтверждающим то, что Турция может быть «в плюсе» в торговле с развитыми странами, является та же Великобритания.

Итак, что же говорит статистика о турецком сальдо внешней торговли?

Как отметила министр торговли, в первой половине 2019-го года наблюдалось существенное снижение импорта. Впрочем, импорт импорту рознь. Надо понимать, что импорт может играть важную роль как с точки зрения роста производства, так и с точки зрения роста инвестиций.

Так что, Р.Пекджан указала на следующее: «В краткосрочной перспективе, с точки зрения оживления и параметров (экономики — И.С.) этот рост импорта важен для нас. В среднесрочной и долгосрочной перспективах, нашими целями является, обеспечить задел для роста производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Соответственно, необходимо поддерживать такой уровень импорта, который соответствовал бы этой цели. А также обеспечить уровень, когда соблюдается баланс между экспортом и импортом».

Согласно данным, дефицит по внешнеторговым операциям за 11 месяцев прошлого года составил величину в размере около 52 млрд 247 млн долларов США. А если обратиться к цифрам уже этого года, то получится, что дефицит внешней торговли за 11 месяцев 2019 года составил сумму приблизительно в два раза меньшую – около 25 млрд 162 млн долларов (снижение на 51,84% — И.С.).

Процитируем турецкого министра: «Дефицит внешней торговли, таким образом, за 11 месяцев сократился на 27 млрд 85 млн долларов. Это снижение также обеспечило свою положительную лепту в баланс Турции по текущим операциям, а также в обеспечение внешнего финансирования. За 11 месяцев прошлого года соотношение экспорта и импорту составило около 75,6%. В то время, как в этом году оно достигло величины в 86,8%. За последние же 12 месяцев соотношение экспорта к импорту и вовсе достигло 86,9%».

Куда же Турция поставляет свою продукцию? – Перечислим лидирующих партнеров Турции, потребляющих производимую ею продукцию по убыванию (напротив указан экспорт за 11 месяцев текущего года – И.С.): Германия – 13,7 млрд долл., Великобритания – 9,9 млрд долл., Италия – 8,5 млрд долл., США – 7,2 млрд долл., Испания – 7,1 млрд долл.

Заметим, что первая пятерка – это развитые мировые экономики, охотно потребляющие турецкую продукцию. Хотя можно было бы ожидать, что Турция наиболее активно работает по развивающимся странам, однако, это – далеко не так. Лидирующие страны — торгово-экономические партнёры Турции, за редким исключением, — это ведущие мировые державы.

Продолжим его перечисление: Ирак – 6,9 млрд долл., Франция – 6,9 млрд долл., Голландия – 4,9 млрд долл., Израиль – 3,9 млрд долл. (к вопросу о том, какие «плохие» отношения между Турцией и Израилем, если Турция экспортирует в страну продукции больше, чем в ту же Российскую Федерацию, с кем уровень политических контактов – несравнимо выше – И.С.), Румыния – 3,5 млрд долл., Россия – 3,5 млрд долл., Польша – 3,0 млрд долл., Бельгия – 2,9 млрд долл., Египет – 2,9 млрд долл., Саудовская Аравия – 2,8 млрд долл., Китая – 2,3 млрд долл., Болгария – 2,3 млрд долл., ОАЭ – 2,1 млрд долл., Иран – 2,0 млрд долл., Марокко – 2,0 млрд долл.

Итого, как мы видим, первая двадцатка стран – потребителей турецкой продукции формирует 99,3 млрд долл. экспорта страны, что составляет около 60,18% от общего объема.

Теперь перейдем к товарным группам турецкого экспорта. Опять же, вопреки сложившемуся мнению, среди них доминирует отнюдь не отрасль производства текстиля или готовой одежды.

На упомянутом выше брифинге в Меджлисе турецких экспортёров (TIM), вместе с министром Р.Пекджан, присутствовал и председатель организации Исмаил Гюлле. Им были даны пояснения присутствующим на мероприятии относительно основных товарных групп, лидирующих в турецких поставках за рубеж.

На первом месте в ноябре месяце 2019 года – поставка автозапчастей и автокомпонентов на сумму около 2,7 млрд долл. Далее следует продукция нефтехимической промышленности – около 1,8 млрд долл. И лишь только потом идут изделия текстильной и легкой промышленности, включая готовую одежду на сумму в 1,5 млрд долл.

Среди факторов, «нарушающих привычки и комфорт» в мировой экономике, И.Гюлле назвал протекционизм в экономике, миграцию, проблему беженцев, цифровизацию экономики, а также безопасность предложения в сфере энергетики.

Процитируем руководителя турецкого экспортного направления от бизнеса: «Турция, как с точки зрения своего стратегического положения, так и с точки зрения динамичного и качественного населения страны – (полноправный — И.С.) кандидат на вхождение в список 10 крупнейших экономик мира».

На самом деле, глава Меджлиса турецких экспортеров, на сегодняшний день в Турции, — это фигура не только от бизнеса, это фигура политическая. В своих выступлениях И.Гюлле говорит о проблемах глобальных и отнюдь не только в сфере экономики, но и политики. Мы уже писали на страницах ИБВ, к примеру, о его выступлении на Саммите Нового Шелкового пути в г. Трабзон. Можно сказать, что глава TIM – полномочный представитель турецких экспортеров в руководстве страны.

В своем выступлении, посвященном ноябрьским показателям экспорта Турции, И.Гюлле говорил о том, что самый высокий рост – на 447% — был продемонстрирован отраслью судостроения и яхтостроения (экспорт в сумме составил 162 млн долларов — И.С.). Также высокими темпами рос экспорт в сфере военно-промышленной продукции и авиации: он увеличился на 48% и достиг 265 млн долл.

Опять же, если смотреть в разрезе 11 месяцев, то лидирующими потребителями турецкой военно-промышленной продукции и турецкой авиационной промышленности являются Украина, Объединенные Арабские Эмираты и Катар. Основной объем продукции, выпускаемой химической промышленностью, поставлен в Ливан, Нигерию, Сингапур, Голландию и Словению. Что же до металлургической промышленности Турции, то её основными клиентами являются Саудовская Аравия и Украина. В сфере автомобильной промышленности, лидируют потребители из Азербайджана. Турецкий фундук отправляется в Италию (рост на 100% в этом году — И.С.) и т.д.

Как можно заметить из перечисленного выше, у Турции — достаточно широкая экспортная линейка, в которой наличествует разнообразная продукция, как промышленная, так и сельскохозяйственная.

С другой стороны, у Турции – разветвленная география своей клиентуры за рубежом, буквально, на всех мировых континентах.

При этом, заметим, что со многими странами Турция продолжает торговать, невзирая на откровенно плохие политические отношения. Это касается не только упомянутого Государства Израиль, но и Египта, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.

Хотя объем экспорта – это лишь итоговый результат. Надо понимать, что плохие политические отношения приводят к тому, что турецкие экспортеры, пусть и заключают в проблемных для Турции странах свои сделки, однако, потом нередко сталкиваются с различными проблемами на этапе исполнения контракта. К примеру, могут возникать сложности с получением денег за поставленную продукцию. Вспомним те жалобы, которые звучали на Саммите Нового Шелкового пути в Трабзоне в адрес заказчиков турецкой продукции из ОАЭ или из Ирана и кого зять президента страны и министр казначейства и финансов Б.Албайрак назвал «интересными странами», с кем у Турции наличествуют проблемы.

Тем не менее, турецкий экспорт продолжает расти, постепенно возвращаясь к своим пиковым показателям и начиная превышать их. Для этого у Турции есть соответствующая инфраструктура, как производственная, так и логистическая. Кроме того, на турецких экспортеров работает снизившийся курс национальной валюты, сделавших их продукцию заметно более конкурентоспособной по сравнению со своими зарубежными аналогами в пересчете на мировые валюты – доллар и евро.

62.65MB | MySQL:102 | 0,542sec