Инвестиционная стратегия Пакистана… шаг назад?

Программа приватизации, которая в последние годы успешно проводилась правительством президента Первеза Мушаррафа, в последнее время начинает буксовать.

В высших военных эшелонах власти очередной всплеск недовольства был вызван решением правительства П. Мушаррафа приватизировать Государственную нефтяную компанию Пакистана/ Pakistan State Oil [1]. В местной прессе высказываются жесткие призывы к отмене решения о передаче в частные руки компании, а также о пересмотре в целом федеральными властями программы приватизации стратегически важных отраслей народного хозяйства.

Поводом для подобных высказываний стала повышенная озабоченность со стороны пакистанских военных быстрым проникновением Индии на телекоммуникационный рынок Пакистана в результате приватизации государственного Телекоммуникационного акционерного общества Пакистана/ PTCL в 2005 г.

Сегодня противники продажи нефтяной компании в частные руки выдвигают весомый аргумент, заключающийся в том, что «поставки (углеводородного сырья. – Н.З.) и механизм его хранения создадут большие проблемы для страны и ее военного потенциала» [2].

Противники продажи стратегического актива бросают вызов правительственной программе приватизации в целом, особенно после неудачной попытки продажи Карачинского металлургического комбината/ Pakistan Steel Mills российской компании «Магнитогорский металлургический комбинат» в 2005 г.

В начале ХХI века правительство П. Мушаррафа приступило к реализации новой инвестиционной программы с целью оздоровления экономики страны. Государство выработало три основных приоритета новой экономической политики: ограниченное вмешательство в процесс регулирования, выполнение контрольных функций над программой приватизации и создание благоприятных условий (закреплены законодательно) для иностранных инвесторов.

Наиболее перспективные, высокотехнологичные и экспортоориентированные отрасли экономики, такие как нефтегазовая, пищевая, информационных технологий и телекоммуникаций, малое и среднее предпринимательство, текстильная промышленность с повышенной степенью обработки сырья, туризм, сельское хозяйство, инфраструктура, были открыты для иностранных и местных инвесторов. Им предоставлялся льготный режим, как, например, заем в местных банках с низкой процентной ставкой, налоговые льготы, льготы при переводе выручки и капитала за границу, обслуживание долга, лицензионной платы, специальных сборов и т.д.

В основу программы были положены принципы дерегулирования. Инвестиционная стратегия предусматривает создание промышленных предприятий со 100%-ным иностранным капиталом без специального разрешения со стороны государства, за исключением производства вооружений и боеприпасов, радиоактивных и взрывоопасных веществ, выпуск ценных бумаг, валюты, чеканки монет, производства алкогольной продукции [3].

Действительно, были успешно реализованы инвестиционные проекты в телекоммуникационном секторе в 2004 г., когда на открытый аукцион были выставлены две лицензии на мобильную связь и несколько лицензий на фиксированную связь. Победителями были признаны норвежская компания Теленор/ Telenor и компания из Объединенных Арабских Эмиратов – Ол-Варид Телеком/Al-Warid Telecom. Появление новых игроков на телекоммуникационном рынке ужесточило конкуренцию, в результате тарифы на сотовую связь в стране начали резко падать [4].

Другим примером успешного инвестиционного сотрудничества служит строительство глубоководного порта Гвадар на побережье Аравийского моря в пакистанской провинции Белуджистан. Согласно договоренностям, правительство Пакистана выделило 50 млн долларов, а Китай предоставил в общей сложности 198 млн долларов. Одна из основных целей строительства порта — морские ворота в страны Персидского залива и трансперевалочный пункт между Пакистаном и странами Центральной Азии [5].

С целью выяснения негативных последствий продажи нефтяной компании Pakistan State Oil Совместный комитет логистики и планирования/JLPC просчитал возможные экономические риски и дал заключение о «невозможности приватизации» в силу ряда причин: с точки зрения пересмотра действующих контрактов, которые в частных руках труднее будет выполнить, с точки зрения вопросов энергетической безопасности Пакистана в целом и др.

Таким образом, Объединенный штаб/ Joint Staff Headquarters, основываясь на выводах Совместного комитета логистики и планирования, «строго рекомендовал правительству пересмотреть решение о приватизации Государственной нефтяной компании Пакистана» [6], подчеркнув: «во-первых, являясь стратегическим активом государства, приватизация Pakistan State Oil/ PSO в настоящее время не отвечает интересам вооруженных сил и страны; а во-вторых, улучшение экономической ситуации и финансовое оздоровление в целом уже не диктуют правительству необходимость приватизации столь крупных экономических активов, как это было несколько лет назад» [7].

Следует отметить, что подобные рекомендации военных имеют следующее обоснование. Объединенный штаб информировал правительство о случаях саботажа гражданских служб порта Карачи по отношению к судам военно-морского флота Пакистана. «Во время погрузки военного оборудования… представители армии и воздушных сил сталкиваются с рядом проблем, связанных с обеспечением безопасности, а также с административными проблемами. Подобные инциденты стали возникать после приватизации некоторых причалов порта Карачи». В частности, компания Karachi Port Trust отказывалась нести какую-либо ответственность за конфиденциальность груза. Были случаи, когда Государственная нефтяная компания еще даже до приватизации отказывалась несколько раз заправлять горючим корабли военно-морских сил страны.

Руководству Государственной нефтяной компании были также предъявлены серьезные обвинения в финансовых и административных нарушениях за последние шесть лет (январь 2000 – июль 2006 гг.) Комитетом по нефтепродуктам и природным ресурсам Национальной ассамблеи /The NA Committee on Petroleum and Natural Resources.

Сегодня Пакистан сталкивается с новой расстановкой сил на внутреннем рынке. Значительную долю рынка во многих секторах экономики занимают также компании, возглавляемые военными в отставке. Дисциплинированные, блестяще образованные, со связями и грамотным менеджментом, они прокладывают себе дорогу в экономику страны.

Иностранный капитал, как и прежде, крайне необходим экономике Пакистана. Представляется, что настало время для дальнейшего совершенствования инвестиционной стратегии в сторону предоставления государственных гарантий, независимо от внутренней политической конъюнктуры. Но каков будет механизм их привлечения и реализации – вопрос будущего правительства Пакистана.

1. Dawn 31.10.07.

2. Dawn 31.10.07.

3. Подробнее см.: Н. Замараева. Инвестиции в экономику Пакистана // Ближний Восток и современность: Сборник. М., Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004, № 21.

4. Подробнее см.: Н. Замараева. Телекоммуникационный сектор в Пакистане // Ближний Восток и современность: Сборник. М., Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004, № 23.

5. Подробнее см.: Н. Замараева. Порт Гвадар как фактор роста регионального значения Пакистана // Ближний Восток и современность: Сборник. М., Институт востоковедения РАН, Институт Ближнего Востока, 2007, № 32.

6. Dawn 31.10.07.

7. Dawn 31.10.07.

55.69MB | MySQL:116 | 0,820sec