О плане Турции создать туркоманский пояс в Сирии

В ноябре 2019 г. СМИ сообщили, что Турция намерена создать туркоманский пояс или даже туркоманское государство на севере Сирии. Всего через несколько недель после военной операции «Источник мира» началась «тюркизация» региона.  В этом контексте, турецкая Национальная разведывательная организация (MİT) и Миграционная служба (Göç İdaresi) работают вместе, чтобы заселить туркоманами полосу шириной в 5 километров, расположенную между Рас-эль-Айном и Телль-Абьядом. По имеющейся информации, Главное управление турецкой миграционной службы (Göç İdaresi Genel Müdürlüğü, GIGM) приступило к подготовке переселения семей из «тюркских государств» в Центральной Азии в два северных сирийских города.

В начале этих людей размещают в Центрах временного размещения (Geçici Barınma Merkezleri), которые были созданы в рамках GIGM в Стамбуле, Хатае, Антепе и Урфе, а потом их отправляют на север Сирии ( последние три провинции граничат с Сирией). Эти работы координирует MİT, представители которой встречаются с семьями, которые мигрировали в Турцию из так называемых тюркских государств, таких как Восточный Туркестан (Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая), Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан и Афганистан, чтобы убедить их переселиться.

Для переселения отбираются в первую очередь семьи поддерживаемых Турцией боевиков, собранных под названием «Сирийская национальная армия» (СНА). Чтобы переселить их в регион, им выделяется всевозможная поддержка от миграционного управления, Турецкого Красного Полумесяца (Kızılay) и AFAD (Агентства по ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций). Предполагается, что семьи будут расселены в пятикилометровом туркоманском поясе, который первоначально протянется от Рас-эль-Айна до Таль-Абьяда. А сирийские беженцы будут размещены в более глубоких внутренних районах страны.

К настоящему времени так называемые «туркменские боевики» из СНА, т. е. боевики из «Бригады Султана Мурада», «Бригады Султана Сулеймана Шаха», «Бригады Фатиха Султана Мехмета», «Бригады Мунтасира Биллаха» и «Бригады Самарканд» уже расселены в стратегически важных пунктах вдоль границы. Юридически турецкое государство ссылается на Аданское соглашение от 20 октября 1998 г., в котором турецкое и сирийское государства договорились о том, что Турция может преследовать «террористов» на расстоянии до пяти километров вглубь страны. После своего недавнего визита в Венгрию президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган четко дал понять, ссылаясь на соглашение в Адане: «Мы не уйдем, пока другие страны не уйдут. (…) У нас есть такой документ, как Аданское соглашение. Мы продолжим наше пребывание здесь основываясь на полномочиях, которые дает нам Аданское соглашение».

Турецкое государство уже проводило такую же тактику в Африне, Аазазе и Джараблусе. Наемники, привезенные из таких стран, как Восточный Туркестан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан и боевики с Северного Кавказа были  расселены вдоль границы вместе со своими семьями. Эти боевики контролируют там пограничные переходы. В Идлибе это касается района Джебель-Акрад, Джебель-Туркман, пограничного пункта Баб эль-Хава, Айнтариба, районов Африна Джиндирес, Бильбиле и Шера, в Аазазе – пограничного пункта Баб-эль-Салама и пограничных районов вблизи Джараблуса. MİT уже начала выделять места жительства сирийским беженцам на оккупированных территориях[i].

Напомним, что СМИ также сообщили о планах Турции создать туркоманский пояс 19[ii] и 23 октября[iii]. Согласно этим сообщениям, Анкара использует десятки различных группировок, многие из которых происходят из «Аль-Каиды» и «Братьев-мусульман» (запрещены в России), чтобы оккупировать Сирию. План Анкары заключается в создании туркоманского пояса в Северной Сирии так как  Турция, понимает, что не будет постоянно находиться в Сирии, поэтому размещает подконтрольные группы в регионе с целью реализации концепции «5-километровая горячая линия» на границе. Турция держала эти группы в тылу, чтобы они не понесли потерь в боестолкновениях. В то  время как эти протурецкие группы контролируют важные места, такие как пограничные пункты и автомобильные маршруты, другие группы, в основном состоящие из арабов и иностранцев, идут внутрь страны.

Итак, какие выводы мы можем сделать из вышесказанного?

1․ Турция не собирается выходить из севера Сирии и для этой цели использует разные предлоги. В октябре 2018 г. Эрдоган заявил, что Анкара сохранит присутствие в Сирии до тех пор, пока в этой стране не будут проведены выборы[iv]. В ноябре 2019 г. Эрдоган заявил, что Турция не уйдет из Сирии, пока оттуда не уйдут другие страны[v]. А в декабре 2019 г. он уже заявил, что Турция не намерена выводить военных из Сирии до тех пор, пока об этом не попросит сирийский народ[vi].

Здесь возникает вопрос, кого имеет в виду президент Турции под сирийским народом? Эрдоган, по всей вероятности, имеет ввиду в первую очередь туркоманов (по некоторым данным, их число составляет 4.8 млн — 22% население Сирии), и во вторую очередь — сирийских беженцев (3-3.5 млн), которые во время войны нашли убежище в Турции и лояльны к ней (днями ранее турецкий лидер заявил, что «Пока сирийский народ не скажет: «спасибо, вы уже можете уходить», мы не можем покинуть эту страну»). Все это свидетельствует о том, что Эрдоган не только не хочет уйти из Сирии, но и хочет продлить военное присутствие Турции в Сирии на неопределенный срок. Почему? Здесь есть внутриполитические (догнать Ататюрка в плане расширения Турции на счет Сирии, а также курдский вопрос), внешнеполитические (неоосманизм, статус региональной державы, послевоенная Сирия), военные (увеличение военного присутствия за рубежом, фактор полигона), экономические (эксплуатация сирийских земель, природных ресурсов, строительство новых населенных пунктов) факторы.

  1. Турция продолжает держать в центре внимания фактор туркоманов, роль которых постепенно увеличивается. Турция всегда воспринимала туркоманов как своих родственников, которых от них отрезали из-за Первой мировой войны и развала Османской Империи, и как средство для продвижения своих интересов в регионе. Когда началась война в Сирии, Турция открыто поддержал туркоманов, которые в боях практически не участвовали и были задействованы в основном на охране участков сирийско-турецкой границы, через которых шло снабжение отрядов СНА. По этой причине MIT и создал вышеназванные группы из числа туркоманов. Таким образом, с начала гражданской войны в Сирии туркоманское население играло особую роль в планах Турции.
  2. Турецкая тактика по отношении туркоманам в регионе Рас-эль-Айн — Телль-Абьяд, по сути, не является новой. Уже было отмечено, что Анкара  проводила такую же тактику в Африне, Аазазе и Джараблусе (во время операций «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь»). Известно также, что Турция меняет демографический облик региона, в чем она до этого обвиняла сирийских курдов (которые в свою очередь также меняли демографический облик региона, исходя из собственных интересов).
  3. Турция сейчас намерена основать туркоманский пояс, а в перспективе — туркоманское государство. Уже было сказано, что турецкая сторона заселяет туркоманами полосу шириной в 5 километров, а сирийских беженцев заселяет в более глубоких внутренних районах Сирии. Это означает, что турецкие власти больше доверяют туркоманам (своим этническим родственникам) и имеют большие планы в связи с ними. Анкара, таким образом, выбивает клин между курдами Турции и Сирии, притом двумя слоями одновременно (туркоманы и арабы). Турция понимает, что турецкие военные должны будут покинуть территорию Сирии, исходя из этого, она хочет оставить за собой контроль через туркоманский, а также арабский пояс. Туркоманский пояс может пригодиться не только для защиты турецких границ, но и в том плане, что в перспективе Турция может организовать референдум в регионе, и туркоманы сначала могут создать свое (вассальное от Турции) государство, а потом и вовсе объединяться с Турцией. Это в некотором плане напомнит насильственное присоединение Александретского санджака к Турции  1930-х годах.
  4. Опубликованные карты туркоманского пояса свидетельствуют, что фактор туркоманов Турции нужен не только в контексте сирийских событий. Речь идет еще и об Ираке, где, по данным СМИ, проживают 6.3 млн туркоманов, что составляет 19% населения Ирака. Карты показывают, что туркоманский пояс распространяется и на территории Ирака. В итоге, расширенном варианте туркоманский пояс включает в себе города Хомс, Алеппо, Табка, Ракка, Хасака (в Сирии) и Мосул, Киркук, Эрбиль (в Ираке). А это свою очередь свидетельствует, что в перспективе Турция намерена вбить клин также между курдами Сирии и Ирака и использовать туркоманов как противовес курдам. Всего в Сирии и в Ираке проживают более 11 млн туркоманов, поэтому Турция естественно хочет использовать их для продвижения собственных интересов в регионе.

[i] MİT’in Orta Asya’dan Rojava’ya iskanı: Türk kemeri oluşturuluyor, Fırat Haber Ajansı, 10.11.2019

[ii] MİT ‘tampon bölge’ için nüfus oyununa kamplardan başladı, Fırat Haber Ajansı, 19.10.2019

[iii] TC sınırda ‘Türkmen kuşağı’ oluşturmaya çalışıyor, Fırat Haber Ajansı, 23.10.2019

[iv] Erdoğan Türkiye’nin Suriye’den çekilme şartını açıkladı, DW, 04.10.2018

[v] Cumhurbaşkanı Erdoğan Suriye’den ne zaman çıkacağımızı açıkladı, Haber7, 08.11.2019

[vi] Cumhurbaşkanı Erdoğan Suriye’den Ne Zaman Çıkılacağını Açıkladı, Haber.com, 07.12.2019

52.22MB | MySQL:103 | 0,849sec