Оценки китайских специалистов программы создания истребителя пятого поколения в Турецкой Республике

Наличие современных многофункциональных истребителей является определяющим фактором для многих современных вооруженных конфликтов, практика которых показывает, что даже легкие одномоторные боевые машины с турбореактивными двухконтурными двигателями при наличии достаточно количества топлива способны выполнять длительные перелеты и наносить ракетно-бомбовые удары, оставаясь вне зоны действия зенитных средств противовоздушной обороны средней дальности. Как известно, на вооружении ВВС большинства стран Большого Ближнего Востока находятся одномоторные истребители американского производства F-16 различных модификаций, которые обладают значительным потенциалом для модернизации.

Необходимо отметить, что американские специалисты регулярно расширяют номенклатуру авиационных средств поражения для этих истребителей, а также совершенствуют бортовую электронику, создают новые подвесные контейнерные системы разведывательного и оборонительного характера. ВВС Турции располагают наибольшим количеством истребителей F-16 среди государств Ближнего Востока, а значит являются постоянными клиентами предприятий оборонно-промышленного комплекса США, которые, до последнего времени, поставляли для турецких военных значительное количество сменно-запасных частей, необходимых для поддержания летной годности этих многофункциональных боевых самолетов.

С учетом осложнений в военно-политических отношениях между Анкарой и Вашингтоном предприятия ОПК США, повинуясь воле президента Дональда Трампа прекратили поставку СЗЧ для истребителей F-16 ВВС Турции, чем серьезно подрывают боеготовность эскадрилий оперативно-тактической авиации, которые традиционно выполняют широкий спектр задач. Кроме того, американские предприятия вынуждены прекратить сотрудничество с турецкими подрядчиками по серийному строительству малозаметных истребителей пятого поколения F-35.

По данным китайских источников, на территории Турции было локализовано производство 835 деталей из новых композитных материалов и сплавов для F-35. Достоверно известно, что турецкие специалисты отвечают за производство центральной части фюзеляжа и стоек шасси для данного истребителя, который чрезвычайно необходим, как для ВВС, так и для подразделений морской авиации ВМС Турции, которые должны обеспечить прикрытие надводным кораблям от действий вероятного противника.

По оценкам китайских аналитиков, в процессе реализации программы строительства F-35 американские компании создали на территории Турции предприятия и подготовили специалистов в следующих областях:

–  изготовление современных авиационных корпусных материалов;

– высокоточная резка и соединение элементов из металлических и неметаллических материалов;

– изготовление кабельной продукции авиационного назначения и сборка кабельных линий для боевой авиации;

– автоматическая окраска сложных и сверхсложных деталей с применением специальных составов.

Все эти направления вполне актуальны для авиастроительного кластера оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики в свете прекращения сотрудничества по программе F-35, поскольку еще в 2015 г. официальная Анкара санкционировала разработку перспективного малозаметного истребителя национального производства, который должен более чем на 65% состоять из компонентов, производимых в Турции.

Как известно, проект получил обозначение TFX. Известно, что на проведение опытно-конструкторских работ военно-политическое руководство Турции выделило 1,3 млрд долл. США. В целях выполнения важнейшей государственной задачи в единую проектную организацию  объединено 3200 конструкторов и инженеров, работающих на предприятиях ОПК Турции.

Анализ и видеоматериалов, а также отдельных чертежей позволяет утверждать, что турецкие самолетостроители приняли кардинальное решение о создании двухдвигательного истребителя с двукилевым хвостовым оперением, который по внешнему виду очень похож на американскую разработку под обозначением YF-22 .

Представляется возможным указать размеры перспективного турецкого истребителя пятого поколения: длина 21 м; размах крыльев 14 м; высота 6 м. Сравнительный анализ показывает, что TFX будет немногим больше, чем американский F-35. Максимальная взлетная масса TFX не должна превышать 27215 кг. По замыслу турецких конструкторов самолет должен иметь эффективную площадь рассеивания менее 0,1 кв. м – т.е. очевидно намерение обеспечить достаточно низкую радиолокационную заметность.

Авиационные средства поражения будут размещены в едином внутреннем ракетно-бомбовом отсеке, расположенном по центру самолета между моторами. Следует отметить, что турецкие оружейники уже разработали два образца управляемых ракет класса «воздух-воздух» и в настоящее время активно испытывают их.

Обнаружение воздушных, наземных и надводных целей обеспечит комплекс  радиоэлектронной аппаратуры в составе радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой, оптико-локационной станции инфракрасного режима и многорежимной оптико-электронной станции. Данные элементы будут передавать информацию  в шлем летчика с функцией «дополненной реальности».

Управление вооружением, а также согласование действий в беспилотными летательными аппаратами будет выполнено голосовым. Защиту самолета обеспечит встроенная система радиоэлектронной борьбы, осуществляющая постановку помех для РЛС систем ПВО и зенитных управляемых ракет вероятного противника.

Ключевым вопросом процесса проектирования и создания любого истребителя является турбореактивный двигатель, и, как известно, Турецкая Республика не обладает конструкторскими и технологическими возможностями для самостоятельной разработки и сборки турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД), которые позволяют выполнять полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажного режима. В настоящее время технологиями производства таких двигателей обладает только США, а именно компании General Electric и Pratt&Whitney, которые поставляют силовые установки для таких истребителей как F-22 и F-35.

По данным китайских источников, турецкие специалисты возлагали определенные надежды на сотрудничество с европейскими производителями двигателей для истребителей, а именно планировали использовать двигатель EJ-200, однако турецкой стороне было отказано в поставках данных ТРДД.

В настоящее время турецкая сторона возлагает надежды на сотрудничество с британской компанией «Роллс-Ройс», конструкторы которой разработали двигатель XG-40, который по замыслу турецких военных должен иметь максимальную тягу на безфорсажном режиме 9071 кгс/кв. см. На форсажном режиме мощность двигателя должна достигать 12150 кгс/кв. см, что позволит истребителю TFX развивать максимальную скорость 2 МАХа, а на крейсерском режиме самолет будет обладать боевым радиусом в 1111 км, что значительно больше чем у F-35.  Практический потолок турецкого истребителя определен на уровне 16 764 м.

В случае отказа британских специалистов от сотрудничества турецкая компания  TUSAS окажется в очень сложном положении, поскольку ее конструкторы и инженеры не обладают необходимой квалификацией. При таком неблагоприятном развитии ситуации турецким моторостроителям остается только обращаться за помощью к профильным предприятиям ОПК РФ. По данным китайских источников, наибольший интерес турецких военных вызывает российский ТРДД Ал-41Ф-1С, поскольку это самый мощный серийный двигатель, который может обеспечить требуемую скорость и топливную экономичность.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов в том, что турецким самолетостроителям придется решить множество сложных вопросов. Согласно официальных заявлений прототип TFX для наземных статических испытаний должен быть готов к 2023 г., первый полет запланирован на 2025 г., а принятие на вооружение должно состоятся в 2028 г.

55.85MB | MySQL:105 | 0,542sec