Ирак: о разнице в подходах к организации нефтяного экспорта между Эрбилем и Багдадом

Не успело правительство Иракского Курдистана объявить, что оно завершило подготовку закона о реформе окладов частных лиц и пенсионеров, как новый скандал, связанный с нефтяным экспортом потряс основы региональной государственной системы.

Интернет-портал Drew Media опубликовал отчет, цитируемый агентством Reuters, в котором сообщается о новом скандале, свидетельствующем о коррупции и огромной прибыли в нефтяном секторе в курдской автономии присваиваемой влиятельными политическими деятелями.

В отчете, в частности, говорится, что банк Ближнего Востока в Ливане заморозил сумму в 1 млрд долларов, депонированную на имя человека по имени Муртада Лахани из-за «неясности источников происхождения этих денег».

Согласно отчету, М.Лахани подал жалобу в американский суд на ливанский банк после того, как он проиграл в своем предыдущем иске против него, инициированном в ливанских судах.

В своем отчете Drew Media объясняет природу взаимоотношений Муртады Лахани и его связей с должностными лицами курдской автономии.

Г-н  Мортада Лакхани, канадский бизнесмен пакистанского происхождения, работавший в 2000 году в качестве представителя британо-швейцарской компании Pelinkri в Ираке, вошел в регион через бывшего министра природных ресурсов Иракского Курдистана,  Ашти Хаврами, чтобы стать частью местного нефтяного истеблишмента.

После недавнего решения федерального правительства в Багдаде о недопущении экспорта и продажи нефти из автономии на мировых рынках, а также его отказа от сотрудничества с международными нефтяными компаниями, работающими в Иракском Курдистане и отказа от признания партнерских контрактов, подписанных Эрбилем с некоторыми нефтяными компаниями, М.Лахани взял на себя обязательство координировать всю деятельность, связанную с загрузкой нефтяных танкеров и транспортировку  нефти из Иракского Курдистана от турецкого порта Джейхан до международных рынков.

М.Лахани, который владеет роскошным домом в Эрбиле, является одним из людей, близких к Ашти Хаврами, и он имеет тесные связи с семьей Барзани, с которой ведет долгосрочное сотрудничество в различных областях, особенно в нефтяной отрасли.

В отчете добавляется, что правительство Иракского Курдистана ранее выплачивало Муртаде Лахани ежемесячную зарплату в размере одного миллиона долларов, а затем после финансового кризиса 2015 года, с которым столкнулось региональное правительство, сократило ее до 250 тысяч долларов. Теперь на балансе М. Лахани в Банке Ближнего Востока имеется один миллиард долларов.

Drew Media  со ссылкой на одного из деятелей ливанской оппозиции утверждает, что эти деньги принадлежат семье Барзани. Один из исков против ливанского банка, требующий разморозить один миллиард долларов был, подан человеком по имени Раймонд Рахма, ливанским бизнесменом, имеющим контакты и коммерческие отношения с некоторыми высокопоставленными чиновниками в Иракском Курдистане.

В обзоре агентства Reuters говорится, что компания Korеk Telecom, владельцем  которой является ее председатель Сирван Барзани, племянник лидера Демократической партии Курдистана, предоставила Раймонду Рахме акции компании на десятки миллионов долларов. Журналисты Reuters считают, такие коммерсанты, как Рахма, Лахани и другие, работают как сеть, чтобы управлять фондами некоторых лидеров в регионе, на которые поступают средства  от продажи или контрабанды нефти в регионе.

В этом же контексте, Drew Media ссылается на отчет, опубликованный Американским фондом международных отношений, в котором указывалось, что региональное правительство Курдистана продало с 2015 года 9 млрд баррелей нефти, добытой в провинции Киркук.

В документе утверждается, что региональное правительство Курдистана после установления в 2014 году контроля над нефтяными скважинами в Киркуке и подключения трех основных местных нефтяных месторождений (Хавана, Бабикир, Баян) к нефтепроводу региона, который идет в турецкий порт Джейхан, продало через нефтяную компанию «Кар», принадлежащую ДПК, большие объемы нефти добываемой в этой провинции.

Авторы отчета отмечают, что с 2015 года Иракским Курдистаном было продано 4 млрд баррелей собственной нефти и 9 млрд баррелей нефти из Киркука, и добавили, что, всего, за это время, федеральное правительство продало 144 млрд баррелей нефти.

Бывший член иракского парламента из политического движения «Новое поколение», Сарва Абдель Вахид, выразила удивление по поводу отсутствия имен должностных лиц из региона Курдистан в списке должностных лиц, опубликованным правительством Соединенных Штатов, причастных к коррупционным делам в Ираке.

Сарва Абдель Вахид добавила на своей странице в Twitter, что «объем коррупции в регионе не меньше, чем в Багдаде, и может даже в отдельных случаях, превышать ее, но я удивлена тем, что имена должностных лиц и некоторых политических деятелей из региона не включены в список коррумпированных личностей в Ираке, используемый властями США».

Накануне, утром 12 декабря, правительство Иракского Курдистана обсудило проект закона о реформах в специальных разрядах, пенсионном обеспечении и регулировании заработной платы, который будет представлен в парламент региона для голосования по нему и утверждения.

Премьер-министр регионального правительства, Масрур Барзани ранее неоднократно обещал бороться с коррупцией и ограничивать ее распространение, а также проводить реформы в учреждениях и структурах правительства региона, при этом неоднократно подчеркивая, что предоставление услуг и улучшение жизни граждан курдской автономии являются одними из наиболее важных приоритетов его кабинета.

Пока, на севере Ирака федеральному правительству никак не удается урегулировать ситуацию с нефтяным экспортом из региона, Министерство нефти и государственный нефтетрейдер, компания SОМО (State Oil Marketing Company) занимается упорядочиванием производственных процессов и продаж на уровне местных компаний и дочерних подразделений министерства.

Заместитель премьер-министра и министр нефти Тамир аль-Гадбан подчеркнул заинтересованность министерства в поддержке и развитии национальных компаний, а также в увеличении и максимизации финансовых доходов от заключения контрактов, связанных с поддержкой национального перевозчика по суше и на море. В это же время, Иракская нефтяная маркетинговая компания подписала три контракта с местными компаниями, специализирующимися на перевозке нефтепродуктов. .

Министр выступил на церемонии подписания компанией SОМО трех контрактов на перевозку мазута и нефтепродуктов с компаниями Министерства транспорта: двух м компаниями наземного и морского транспорта и одного — с Компанией по распределению нефтепродуктов.

Он добавил, что «это происходит в контексте поддержки национального перевозчика путем заключения прозрачных и четких контрактов, которые регулируют передачу излишков нефти с нефтеперерабатывающих заводов в порты, а затем — с международными компаниями, заключающими контракт с компанией по сбыту нефти SОМО в соответствии с принятыми официальными и правовыми механизмами».

Он отметил, что компания SОМО заключила еще один контракт с иракской компанией «Иракские нефтяные танкеры» на поставку 13 тыс. тонн нефти в сутки по трубопроводу «Шуайба» и от него до платформы погрузки нефтяных танкеров в региональных водах.

В свою очередь, министр транспорта Ирака, Абделла Луайби,  высоко оценил сотрудничество с компаниями Министерства нефти, подчеркнув «способность национальных компаний выполнять контракты на перевозку нефтепродуктов по суше и морю, поскольку это дает важную возможность для развития и расширения деятельности компаний Министерства транспорта и то, что министерство находится в процессе наращивания потенциала по транспортировке нефтепродуктов по железной дороге».

Он подчеркнул, что «эти контракты будут способствовать укреплению финансовых возможностей этих компаний».

Контракт с наземной транспортной компанией касается поставки 12 тысяч тонн мазута в сутки, еще один – на  16 тысяч тонн мазута в сутки и на 8 тысяч тонн нафты.

Третий контракт, подписанный с компанией по распределению нефтепродуктов, призван обеспечить транспортировку 4 тысячи тонн мазута и 3 тысячи тонн нафты, в дополнение к предыдущему контракту, заключенному с компанией «Иракские нефтяные танкеры».

52.2MB | MySQL:103 | 0,443sec