О третьих внеочередных парламентских выборах в Израиле. Часть 1

Сроки и бюджет выборов

Выборы в Кнессет 23-го созыва состоятся 2 марта 2020 года и станут третьими досрочными парламентскими выборами за последние 11 месяцев. «Первые» досрочные выборы в Кнессет 21-го созыва состоялись 9 апреля 2019 года, и этот Кнессет был распущен 30 мая 2019 года, так как Биньямину Нетаньяху не удалось сформировать коалицию. Кнессет 22-го созыва был избран 17 сентября 2019 года и распущен в ночь на 12 декабря 2019 года, так как ни Биньямин Нетаньяху, ни Бени Ганц не смогли сформировать коалицию, так же не удалась и попытка любого депутата Кнессета собрать необходимые 61 подпись для начала переговоров по формированию коалиции.

По закону, избирательная кампания должна продолжаться 90 дней. Однако в этих «чрезвычайных» обстоятельствах, когда после двух последовавших через короткое время избирательных кампаний не удалось сформировать правительство, было предложено, распустив Кнессет провести выборы «как можно быстрее». В итоге была согласована дата проведения выборов в Кнессет 23-го созыва в шестой день месяца адар (2 марта 2020 г.). Таким образом, избирательная кампания в 23-й Кнессет будет продолжаться всего 82 дня.

Это будет особенно короткая кампания, по сравнению со 111 днями на сентябрьских выборах, 104 днями на апрельских выборах и 98 днями на выборах 2015 года. Это означает, что новые партии скорее всего не успеют вступить в гонку, а также сократится времени для переговоров об объединениях и союзах, ведь партии должны представить свои списки в Кнессет 15 января.

В последние дни Кнессета 22-го созыва, было много популистских разговоров среди политиков, якобы пекущихся о бюджете и желающих как бы уменьшить расходы, связанные с избирательной кампанией. Одним из предложением, было желание объявить день выборов – рабочим днем. Однако ЦИК резонно заметил, если день выборов — рабочий, значит работают все школы и детские сады (стандартные места организации избирательных участков — авт.), и где же политики намерены организовать голосование, ведь в среднем по стране отрывается около 11 тысяч избирательных участков.

Следует отметить, что голосуют на выборах далеко не все, имеющие право голоса и получающие оплачиваемый выходной. Согласно отчету Информационно-исследовательского центра Кнессета, пик голосования за минувшие годы пришелся на 1949 год, когда процент голосовавших составлял 86,9%. Затем произошло снижение, и в 2006 году процент голосовавших составлял 63,5%, а на последних по времени выборах в 21-й Кнессет — 69,4%.

В этой связи было предложение сделать процедуру голосования «обязательной» и организовать контроль, с отметкой о голосовании, чтоб в дальнейшем работодатель, оплачивал этот день только своим «проголосовавшим» работникам. Ведь при низкой явке получается, что подавляющее число избирателей, за счет государства, а точнее своего работодателя, получает оплачиваемый отгул, который проводит с семьей на природе, вместо исполнения своего гражданского долга. В итоге получается, что частные предприниматели выплатят своим сотрудника зарплаты за три отдыха в день выборов в течение одного года. Но естественно, в том состоянии, что находились депутаты в период провала второй попытки сформировать правительство, никто уже не думал о таких «мелочах» как бюджет страны, а тем более избирательной кампании, хотя отдельные дебаты по этому поводу шли.

Стоит отметить, что по закону оплату в 200% в день выборов должны были получить, например, и палестинские и иностранные медсестры, которые гражданства не имеют и участия в выборах не принимают. Однако после того, как не прошло предложение НДИ о том, чтобы не считать день предстоящих выборов нерабочим, было решено отменить медсестрам дополнительные выплаты в этот день.

В итоге партии не смогли договориться о том, чтобы день предстоящих выборов в Кнессет не был нерабочим, так что убытки народного хозяйства и предпринимателей окажутся еще выше.

Так, выборы в Кнессет 21-го созыва обошлись Израилю (с учетом партийных ссуд) в 620 млн шек (примерно 180 млн долларов), следующие выборы — в 685 млн шек. (195 млн долларов), а выборы в Кнессет 23-го созыва обойдутся в 534 млн шек. (150 млн  долларов).  Убытки государства и частных предпринимателей в общей сложности превысят 6 млрд шек, (1,7 млрд  долларов), а если учесть и ущерб от последних муниципальных выборов, — каждые такие выборы обходятся производственному сектору в 1,5 млрд шек. (430 млн долларов ). К этой сумме следует приплюсовать и расходы, которые государство  будет нести на предоставление выходного дня работникам сферы общественных услуг.

Стоит отметить, что несмотря на запарку и ажиотаж в день последнего голосования в Кнессете по законопроекту об очередных досрочных парламентских выборов в Израиле, депутаты Кнессета себя «не забыли» и предусмотрели увеличение бюджета избирательной кампании партий на 30%. В частности, изначально бюджет для проведения выборов был предусмотрен в размере 63 млн шекелей (18 млн долларов). При этом каждой фракции на избирательную кампанию дополнительно будет выделено по 700 тысяч шекелей (200 тысяч долларов) и 430 тысяч шекелей – на каждого министра (124 тысячи долларов).

По словам представителей Кнессета, увеличение бюджета на избирательную кампанию фракций связано с тем, что в связи с частыми общенациональными опросами, у небольших партий возникли серьезные долги, не позволяющие им самостоятельно профинансировать избирательную кампанию. Тем не менее именно «маленькие» партии ШАС и НДИ выступили против увеличения бюджета избирательной кампании.

При этом партия Ликуд выступила с предложением увеличить одну единицу финансирования для партий, которая составляет 1,38 млн шекелей, до 2,1 млн шекелей, но «Кахоль-лаван» и НДИ заявили, что категорически возражают против увеличения финансирования. Однако в отличие от вопроса формирования правительства, в вопросе финансирования партий достигли компромисса и предложение Ликуда увеличить единицу финансирования для партий было удовлетворено частично: сумма будет увеличена до 1,9 млн шекелей. Таким образом, финансирование партий будет увеличено не на 130 млн шекелей, а на 63 млн шекелей.

В итоги резко возросли партийные бюджеты выборов. Так предвыборный бюджет Ликуда (включая Кулану) будет увеличен почти на 30 млн шекелей до 60,5 млн. шекелей. Предвыборный бюджет «Кахоль-лаван» будет увеличен на 15 млн шекелей до почти 62,5 млн шекелей. Предвыборный бюджет «Авода-Гешер» составит почти 13,4 млн шекелей, НДИ будет увеличен до почти 17 млн. шекелей, ШАС до почти 19 млн шекелей, «Новых правых» — 6 млн шекелей, «Еврейского дома» — почти 11,5 млн шекелей, «Еврейства Торы» почти 15 млн шекелей, Объединенного арабского списка — до почти 26 млн шекелей.

Законопроект о выборах в Кнессет 23-го созыва дополняется специальными постановлениями, предназначенными помочь Центральной избирательной комиссии провести выборы в установленном порядке. Из-за слишком короткого промежутка между выборами, эти постановления вступают в силу уже в этом году, они занимаются сокращением расписания; вакансиями ЦИК, конкурсом на рабочие места, возрастом секретарей и членов избирательных комиссий; голосованием полицейских и сотрудников ШАБАКа; налогообложением зарплат работников ЦИК, финансированием, авансами и ссудами партий; полномочиями судей, назначенных председателями местных избирательный комиссий.

Законопроект также устанавливает, что бюджет ЦИК на ближайших выборах будет равен бюджету, выделенному на выборы в Кнессет 22-го созыва. Также предложено позволить полицейским и сотрудникам ШАБАКа голосовать, как и солдатам, в «двойных конвертах» на любом избирательном участке.

Так же было отмечено, что число граждан, имеющих избирательное право, выросло на 80 тысяч, хотя это и не сильно изменило общее число имеющих право голоса, их так и на прошлых выборах около 6,4 млн человек. ЦИК заявил, что несмотря на то, что период между выборами не был длинным, будет обеспечен высочайший уровень чистоты и прозрачности выборов.  ЦИК проработал ряд решений, позволяющих обеспечить наибольшую прозрачность выборов, а так же провел расследование выборов в Кнессет 22-го созыва и новый глава ЦИК должен решить, распространить ли проверку на другие сферы и на эти выборы.

62.84MB | MySQL:102 | 0,646sec