Оценки китайских специалистов текущих тенденций в отношениях Пакистана и Ирана

Помимо традиционных пакистано-китайских, пакистано-турецких и пакистано-афганских политических, торгово-экономических, культурных и др. связей, Исламабад в последние 5 лет успешно работает и над укреплением иранского направления во внешней политике. «Наши отношения с Ираном являются специальными. Изменений в политике нет. Есть желание ускорить процесс завершения ирано-пакистанского газопровода, учитывая, что мы – энергодефицитная страна», заявлял недавно пакистанский МИД. В XXI веке в течение длительного времени иранская тема лишь время от времени появлялась в повестке дня Исламабада. Вашингтон оказывал значительное давление на столицу Пакистана. Но межгосударственные связи развивались в рамках отдельных форумов, таких как, например, Пакистано-иранская совместная экономическая комиссия, совместная рабочая группа в области сельскохозяйственной кооперации и т.д.

По данным китайских источников, уровень двусторонней торговли ИРИ и ИРП резко сократился в 2018 году, когда ООН ужесточила санкции против Ирана. Специалисты подчеркивали несколько причин спада объемов торговли. Одной из первых были банковские ограничения, введенные ООН, США и ЕС на финансовые учреждения Ирана. Бумерангом пострадал и пакистанский экспорт, т.к. пакистанские банки не принимали аккредитивы, открытые в иранских банках; и по подсчетам специалистов Пакистан терял до 3 млрд долл. ежегодно. Из-за санкций часть финансовых операций между Ираном и Пакистаном проводилась через систему неформальных банковских переводов «вместо того, чтобы использовать имевшиеся правовые каналы Азиатского клирингового союза» и т.д.

Пакистано-иранские связи заметно активизировались начиная с 2008 года. Именно в декабре 2009 года был подписан Меморандум о взаимопонимании: о поставке 1 135 MВт электроэнергии. Но проект не получил развития из-за давления со стороны США. И уже к 2010 году потребности Пакистана в электроэнергии возросли до 4 500 MВт. Повсеместное многочасовое веерное отключение электричества стало нормой не только для провинции, но и для столицы. Пакистан подписал с Ираном «Договор купли-продажи природного газа. Поставки импортного сырья предназначены для выработки электроэнергии и промышленного назначения», – говорилось в заявлении МИД. Местная пресса писала, что «Пакистан ценит свои политические, экономические и культурные связи с Ираном и твердо привержен их дальнейшему углублению. Объем двусторонней торговли достиг почти 1 млрд. долл. в год. Однако это намного ниже потенциала двух наших стран. Существуют огромные возможности торговли и инвестиций, особенно в секторе нефти и газа». В 2015 году сотрудничество продолжилось, но развивалось в замедленном темпе, давление оказывал Белый дом. И только в 2017 году двусторонние связи вышли на принципиально новый уровень – приоритетными проектами были названы транспортные, коммуникационные, энергетические, торговля, включая преференциальные соглашения по тарифам.

Анализ китайских источников позволяет утверждать, что обе страны заявили о готовности к реализации пакета проектов: ускорении работ по пакистано-иранскому газопроводу; импорт 1000 MВт электроэнергии по линии электропередач из Ирана; предоставление финансового институционального режима для облегчения деловых кругов соответствующих стран осуществлять инвестиции; пакет проектов в банковской сфере, создание инвестиционного фонда для поощрения частного сектора в строительстве железнодорожного полотна и шоссейных дорог; создание зоны свободной торговли, увеличение инвестиций в садоводство, животноводство, подписано соглашение о введении карантина на ряд растений; устранение тарифных/нетарифных барьеров; пресечение контрабанды и упрощение визовых процедур и т.д. В целом был взят курс на «оптимизацию экономической взаимодополняемости в целях двустороннего прогресса и процветания, создания стимулирующего режима с целью повышения экономического и торгового сотрудничества…».

Усиление пакистано-иранских отношений с точки зрения Исламабада продиктовано, во-первых, экономической необходимостью (ближайший энергетический источник), во-вторых, расширением и укреплением регионального домена (Афганистан-Пакистан-Иран-Турция) на международной арене; в-третьих, диверсификацией отношений Пакистана с США. В сентябре 2011 года во время визита премьер-министра Ю.Р.Гилани в Иран две страны договорились об увеличении двусторонней торговли до 10 млрд. долл. с 1,2 млрд. долл. Приоритетными вновь были подчеркнуты как газовый, так и энергетический проекты. «Пакистан сталкивается с энергетическим кризисом, и доступ к источникам энергии отвечает национальным интересам Пакистана. Народ Пакистана требует все больше энергии. Правительство Пакистана приняло решение продолжить этот совместный проект с Ираном, который поможет нам удовлетворить наши потребности в энергии».

В ближайшее время Пакистан планирует начать строительство трубопровода на своей территории. Импортируемый из Ирана газ значительно ослабит энергетический кризис в Пакистане. В рамках этого проекта 700 млн куб. футов газа будет импортироваться на ежедневной основе по 2100-километровому трубопроводу. Все необходимые маркшейдерские работы для прокладки 790-километровой нитки газопровода уже завершены. Стоимость проекта оценивается в 1,2 млрд долл. Необходимость в пакистано-иранском трубопроводе остается очень высокой в отсутствии другой альтернативы для удовлетворения растущего спроса на энергию на внутреннем рынке. Пекин, один из основных региональных игроков, проявил активную заинтересованность в углеводородном проекте, войдя в него финансовой составляющей. Китайская ICPC и Хабиб Банк были выбраны в качестве финансовых советников. Китай также предоставил гарантии по оказанию финансовой помощи Пакистану для строительства трубопровода.

Вторым крупным пакистано-иранским проектом является импорт 1000 MВт электроэнергии из Ирана. С этой целью обе стороны должны завершить работу над контрактом о прокладке линии электропередач. Согласно договору, необходимо будет проложить 75 км линий передач из Ирана в пограничные с Ираном районы пакистанской провинции Белуджистан, включая порт Гвадар, расположенный на берегу Аравийского моря. Пакистанская компания Nespak и иранская Mushanir должны подготовить техническо-экономическое обоснование целесообразности предлагаемых электрических соединений.

Китайские специалисты отмечают, что сотрудничество ИРП и ИРИ предполагалось и в области железнодорожного транспорта, в частности, широко был разрекламирован региональный проект скоростного контейнерного поезда Исламабад-Тегеран-Стамбул, но проект тяжело дается всем заинтересованным сторонам. Пакистан испытывает большие трудности неудовлетворительного состояния парка подвижного железнодорожного состава, нехватки локомотивов, требуется модернизация сети железных дорог и т.д. И Тегеран, и Исламабад параллельно работают в совершенствовании таможенных правил с целью расширения взаимной торговли.

В повестке дня двусторонних отношений стоит и вопрос о создании филиала иранского банка в Пакистане, в частности, открытие филиала Банка Мелли, крупнейшего коммерческого банка Ирана. Проблема заключалась в том, что, по настоянию США банк был внесен в список ООН. Обсуждения Исламабада и Тегерана проходили на фоне резолюции Совета Безопасности ООН 1929, принятой в 2010 году, согласно которой запрещалось «открытие филиалов иранских банков на территории иностранного государства, если есть основания подозревать, что их деятельность может способствовать распространению поддержки программы ядерного оружия в Иране». Банк Мелли имеет 18 зарубежных филиалов в 11 странах, тем не менее, он не был в черном списке ООН и в последние годы открыл новые отделения в Ираке и Азербайджане. Иран стремится расширить международную сеть своих банков с целью избежать давления международных санкций на его финансовые институты.

Китайские специалисты отмечают, что тема формирования региональной политической инфраструктуры во время вывода американских войск из Афганистана является мощным дополнительным стимулом сближения интересов как Ирана, так и Пакистана. Вопрос очень деликатный для обеих сторон. Обе столицы дистанцируются от официальной постановки темы. Подходы Ирана и Пакистана в отношении Афганистана – правительства талибов в 1990-е годы – были принципиально различны. Исламабад официально установил дипломатические отношения с Исламским Эмиратом Афганистан, в то время как Тегеран не сделал этого, и отношения были неоднозначны и страны были на грани войны.

Если же говорить о проблеме Афганистана сегодня, то позиции Пакистана и Ирана имеют некоторые различия. Пакистан, являясь «стратегическим союзником» США в борьбе с международным терроризмом и в регионе Афганистан-Пакистан, тесно сотрудничает с Вашингтоном по Афганистану, проводя боевые операции в пакистано-афганском приграничье. Иран, являясь для США «региональным раздражителем» в силу своей ядерной программы и, как считает Вашингтон, пособником международного терроризма, выступает за невмешательство «иностранных войск» (имеются в виду, прежде всего американские войска в Афганистане), считая при этом, что как раз иностранное вмешательство (а также неудачи американцев в Афганистане в последние годы) привело к обострению проблемы терроризма в этой стране. Кроме того, Иран традиционно поддерживает западные районы Пакистана, граничащие с Афганистаном и населенные в основном шиитами.

Китайские специалисты, характеризуя отношения Пакистана и Ирана на современном этапе развития, приходят к следующим выводам и обобщениям:

  1. Отношения Пакистана с Ираном в кратко- и среднесрочной перспективе будут развиваться по нарастающей, особенно в области экономики, а также дипломатического и военного сотрудничества.
  2. В отсутствие радикальных изменений ситуации вокруг иранской ядерной программы (силовое решение иранского ядерного кризиса со стороны США и/или Израиля) пакистано-иранское сотрудничество в целом благоприятно сказывается на решении региональных проблем – терроризма, борьбы с наркотрафиком и контрабандой оружия, а при отсутствии раздражителей в двусторонних отношениях (террористическая активность в Иране такой группировки, как «Джундалла»).
  3. Пакистано-иранское сотрудничество может быть использовано Россией для укрепления своих позиций в регионе (имеется в виду участие Газпрома в проекте газопровода «Иран-Пакистан-Афганистан» с возможным подключением Китая вместо Индии).
  4. Необходимо учитывать возросшее влияние Ирана и Пакистана на некоторые страны Центральной Азии (Таджикистан, Туркменистан, Киргизию), где Россия имеет свои четко выраженные национальные интересы. Кроме того, РФ объективно заинтересована в плодотворном сотрудничестве Ирана и Пакистана по афганской проблеме и могла бы более активно задействовать потенциалы двух стран для ее разрешения как в рамках ШОС, так и на двусторонней основе.
  5. Что же касается ядерной программы Ирана, то очевидно, что Пакистан, поддержав США в принятии новых санкций, в то же время полностью исключает использование своей территории для возможного нанесения ударов по ядерным объектам Ирана и будет продолжать свою линию на расширение взаимовыгодных связей с «братской мусульманской страной» – Ираном.
52.35MB | MySQL:106 | 0,775sec