О процессе реформирования экономики в Кувейте

Как и в других государствах ССАГПЗ, экономика Кувейта в течение последних пяти десятилетий развивалась вокруг добычи и экспорта нефти, которая формирует более 50 % ВВП и 90 % доходов правительства. Это позволило обеспечить достойный уровень социальной поддержки для своих граждан. Однако высокая зависимость от нефтяного сектора несла в себе и негативный эффект в виде дисбаланса между добывающей и иными отраслями, чрезмерного доминирования государства в экономике, слабого уровня развития частного сектора. Подобные проблемы сегодня характерны для всего региона ССАГПЗ, но в Кувейте они выражены особо остро, так как уровень диверсификации, конкурентоспособность экономики, нормативная среда здесь развиты значительно слабее по сравнению с соседними монархиями Аравийского полуострова. Во многом это обусловлено последствиями войны 1990 – 1991 гг., нанесшей колоссальный урон эмирату. Некоторые эксперты в качестве фактора, негативно влияющего на экономическое развитие страны, указывают и высокий уровень развития демократических институтов, эффективность взаимодействия которых при принятии важных решений иногда оказывается очень низкой, что неоднократно приводило к сворачиванию ряда инициатив. Причем, признаки этого наблюдаются и сегодня. В-частности, как представители бизнеса Кувейта, так и зарубежные аналитики отмечают, что долгие споры между парламентом и правительством негативно отражаются на проведении реформ и лишают эмират конкурентных преимуществ, особенно по сравнению с соседними странами ССАГПЗ. Кризис 2014 года, вызванный ситуацией с рыночными ценами на нефть, показал бесперспективность существующей экономической модели, что подтолкнуло политическое руководство Кувейта приступить к разработке проектов реформ.

Основным плановым документом в этом направлении является принятый в 2017 году Vision-2035, который определяет основные направления мероприятий по экономической диверсификации.

Согласно этому документу, Кувейт должен превратиться в финансовый, коммерческий, культурный центр мирового уровня, приоритетная роль в экономическом развитии которого будет отводиться частному сектору с опорой на государственную поддержку. Основные направления развития – повышение эффективности государственного управления, создание диверсифицированной и устойчивой экономики, инвестиции в развитие инфраструктуры, поддержка высокого уровня жизни и дальнейшее развитие системы здравоохранения, повышения уровня конкурентоспособности населения на рынке труда (инвестиции в человеческий потенциал), укрепление международного статуса страны. Чиновники преподносят эти планы не просто в качестве реформы, но и как начало новой эпохи, в которую вступает страна.

Прежде всего, правительство намерено превратиться из основного игрока, доминирующего в экономической жизни страны, в орган, который выполняет главным образом обеспечительные и организаторские функции. С этой целью, по словам министра промышленности и торговли Халеда аль-Рудана, в настоящее время разрабатывается ряд законодательных инициатив, в-частности, упрощение регистрации для предпринимателей, создание системы обмена информацией между ведомствами, а также с иностранными юрисдикциями, расширение контроля бизнес-среды, новое регламентирование процедуры банкротства, поддержка свободной конкуренции, защита интеллектуальных прав, преобразование страхового сектора. Активизация законотворческой деятельности началась в 2018 году, хотя еще в 2013 году принят закон об иностранных инвестициях, который положительно оценен многими рейтинговыми агентствами, а в 2016 году разработаны меры поддержки отечественных производителей. Процесс реформирования законодательства осуществляется интенсивно, однако некоторые агентства (в-частности, Oxford Business Group) отмечают, что деловая практика в Кувейте не отличается строгостью в отношении соблюдения нормативных актов. В-частности, это касается законодательства о налоге на прибыль (ставка 15 %), которое редко соблюдается кувейтскими компаниями. Ввиду этого не исключено, что эффективность принятых законов будет невысокой.

Многие иностранные инвесторы, представители бизнеса и эксперты указывают на необходимость проведения земельной реформы. В настоящее время высокая стоимость земли и ограниченность доступа к ней являются важным препятствием, которое сдерживает рост иностранных инвестиций и развитие бизнес среды. Некоторые вопросы (такие, как предоставление участков гражданам или предпринимателям) решаются в ручном режиме, что не может быть допустимым. Несколько лет назад совместно со специалистами Всемирного банка была разработана дорожная карта, которая предполагает консолидацию управления земельными ресурсами и реформирование системы их распределения. Однако информации о завершении этих преобразований пока нет, хотя некоторые экспертные агентства указывают на необходимость скорейшего проведения реформ.

Предполагается развитие туристического сектора. Основные мероприятия в этом направлении – строительство отелей и культурно-развлекательных центров с привлечением иностранных подрядчиков и инвесторов (Four Seasons Hotels & Resorts, Hilton, Hyatt и другие). Наиболее крупный проект последних лет – открытый в 2016 году Культурный центр Шейха Джабера аль-Ахмада стоимостью 770 млн долл. США площадью 214 тыс кв м, включающий в себя оперный театр, конференц-залы, торговые площадки. Осуществлено строительство нескольких отелей общей вместимостью до 1000 номеров. Основным источником финансирования являются государственные фонды. Ставка делается в первую очередь на расширение делового туризма в виде как увеличения посетителей, так и стимулирования затрат с их стороны. Хотя важность этой отрасли не ставится властями под сомнение, а ежегодные объемы инвестиций в эту сферу в течение следующих 5 лет должны составлять в среднем 400 млн долл. США,  ее развитие не указывается правительством в числе приоритетных. Предполагается, что ежегодное количество иностранцев, посещающих страну в туристических целях, к 2027 году достигнет 440 тыс. человек (сегодня – около 380 тыс.). Планы по расширению отрасли в Кувейте менее амбициозны по сравнению с соседними странами ССАГПЗ.

Правительство намерено развивать обрабатывающую промышленность, которая сегодня формирует 5-6% ВВП. Исполнительными органами по реализации этой идеи являются Министерство торговли и промышленности, Управление поощрения прямых инвестиций, Индустриальный банк Кувейта. Наиболее развитыми в настоящее время являются нефтехимическая, строительная и пищевая промышленность. Предполагается, что ежегодный рост совокупных доходов и объемов производства в течение следующих 5-6 лет составит 20 %. Правительство в 2016 году заявляло, что намерено обеспечить предприятия обрабатывающей промышленности дополнительными инвестициями до 1,7 млрд долл. США. Хотя некоторый прогресс имеется, оптимистическая ситуация наблюдается только в нефтехимической и строительной отрасли. В-частности, в настоящее время осуществляется модернизация крупнейшего в стране нефтехимического комплекса Аз-Зур. Основные препятствия для развития сектора – дефицит квалифицированной рабочей силы, высокая стоимость и сложность получения доступа к земельным ресурсам, электроэнергии и ЖКХ, низкая эффективность работы административных органов. Итогом всего этого является более высокая себестоимость производства в стране даже на региональном фоне. В некоторых исследованиях упоминается и о тенденции ухода промышленных предприятий (около 20 в течение последних нескольких лет) с территории Кувейта в Саудовскую Аравию по причине более привлекательных условий в соседнем королевстве. Несмотря на большое количество законодательных инициатив в этом направлении, коренных преобразований, способных повлиять на привлекательность страны, пока не произошло.

Вероятно, в качестве основного перспективного проекта правительство рассматривает строительство индустриального центра Al-Nayeem City в 70 км к западу от столицы эмирата. В 2018 году агентство Reuters со ссылкой на источники в правительстве сообщило, что стоимость создания инфраструктуры общего назначения должна составить 600 млн долл. США, тогда как после открытия центра в 2021 году он должен привлечь инвестиций на сумму более 6 млрд долл. США. Большая часть проектов будет состоять из предприятий обрабатывающей промышленности, а также включать создание мощностей по опреснению воды и производству электроэнергии. Согласно замыслу правительства, половина инвестиций будет привлечена со стороны государственных фондов и граждан Кувейта, другая половина – из внешних источников. В качестве конкурентного преимущества для новых индустриальных проектов указывается как растущий внутренний рынок Кувейта, так и его географическое положение, которое обеспечивает доступ товаров на рынки ССАГПЗ, Ирана и Ирака. Вероятно, что законодательством будет предусмотрен упрощенный доступ инвесторов в эту зону.

В более отдаленной перспективе имеются планы по созданию так называемого «Шелкового города» («Мадина аль-харир»), который должен стать лицом страны и будет расположен на островах в 36 км от столицы. Согласно замыслу, комплекс будет состоять из жилых домов и развлекательных центров, зоны беспошлинной торговли, морского порта, а основное его предназначение – обслуживание торговли из Китай в направлении Ближнего Востока, отсюда же и пошло название проекта. В центре города предполагается построить небоскреб высотой 1000 метров. Общая стоимость строительства оценивается в 86 млрд долл. США, а продолжительность – 25 лет. Однако пока оценивать вероятность реализации и эффективности этого проекта преждевременно.

Правительство возлагает большие надежды на развитие финансового сектора, в первую очередь, банков. Ряд важных законодательных инициатив по регулированию их деятельности был принят в первой половине 2010-х гг., однако в настоящее время активного развития сектора либо процесса его реформирования не наблюдается, хотя члены правительства заявляли о намерении превратить страну в один из региональных центров по предоставлению финансовых услуг.

Большие надежды возлагаются на гражданскую авиацию. Одним из крупных проектов, реализуемых в настоящее время, является расширение Международного аэропорта Кувейта, а именно создание нового терминала. После завершения строительных работ объект будет способен обслуживать около 25 млн пассажиров ежегодно (сегодня 16,5 млн). Идет обновление самолетного парка, объемы перевозок увеличиваются. Также осуществляется масштабное строительство и модернизация автомобильных дорог, жилья, объектов социального назначения.

В-целом мероприятия по реформированию экономики Кувейта уже дали некоторый положительный результат. В-частности, многие агентства повысили статус страны в рейтингах, которые характеризуют уровень инвестиционной привлекательности. Также реализация масштабных инфраструктурных проектов, а также сохранение кооперации с Катаром в значительной степени простимулировали развитие строительной отрасли, сферы услуг, активность частного бизнеса. Однако пока масштаб преобразований не соответствует амбициозным целям, указанным в Vision 2035. Кроме того, многие кувейтские и зарубежные эксперты указывают на нежизнеспособность планов по развитию страны, а саму программу считают недостаточной для преодоления вызовов, которые стоят перед эмиратом сегодня. В-частности, инвестиционная привлекательность Кувейта по ряду показателей сегодня продолжает уступать другим государствам ССАГПЗ, реальных конкурентных преимуществ для развития финансового сектора не имеется, ставка на экспорт продукции обрабатывающей промышленности в соседние страны представляется сомнительной ввиду отсутствия развитой индустриальной базы. Ситуацию осложняет то, что весь регион ССАГПЗ сегодня провозгласил диверсификацию экономики в качестве приоритетной цели, что означает обострение конкуренции за рынки сбыта и за привлечение внешних инвестиций. Решение этих проблем в Кувейте вряд ли возможно в короткие сроки на основании одних только законодательных инициатив, а практическая реализация слишком медленна.

44.73MB | MySQL:115 | 1,146sec