О создании в Турции новой Партии будущего

Для правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) проигрыш на выборах мэра Стамбула стал четким сигналом падения репутации ее ПСР в стране. Достаточно отметить, что за последние два месяца более 60 000 человек покинули ряды партии, а с 2018 года более 902 тысяч. Тем временем, например ряды главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) пополнились 48 000 новыми членами.

Кроме того, уже около двух лет в закулисье турецкой политической сцены одним из самых обсуждаемых вопросов стало создание новых партий бывшими соратниками главы турецкого государства и лидера ПСР Реджепа Тайипа Эрдогана. Еще в середине сентября бывший министр иностранных дел Турции (2009–2014 годы), бывший премьер-министр Турции и бывший глава ПСР (2014–2016 годы) шестидесятилетний Ахмет Давутоглу объявил, что покидает ПСР, а 13 декабря официально заявил о создании новой консервативной партии под названием Партия будущего. Ожидается, что она будет нацелена на электорат с правыми взглядами и станет альтернативой ПСР.  В апреле в своем манифесте, где он подверг резкой критике власти страны, он заявил: «Создание нового политического движения и начало нового пути — это и историческая ответственность для нас, и приверженность нашей нации».

Так, приведем некоторые важные пункты из программы новоиспеченной Партии будущего:

  1. Конституцию Турции, написанную в 1982 году и потерпевшую ряд изменений за это время, нужно не пересмотреть, а написать с нуля.
  2. Необходимо восстановить парламентскую систему правления страны.
  3. Борьба с терроризмом истощает Турцию и способствует расколу среди общества.
  4. Решение курдской проблемы может быть достигнуто путем предотвращения любой формы дискриминации по признаку идентичности и укрепления веры. Урегулирование вопроса должно основаться на подходе, по которой курды уважаемые и равные граждане этой страны. Такой подход полностью нейтрализует попытки террористов создать легитимность.

Тем не менее, для многих остаётся открытым вопрос, почему Давутоглу, который занимал пост премьер-министра ПСР до того, как был вынужден, по его словам, уйти в отставку в 2016 году, и поддержал предложение Эрдогана о переходе турецкой правительственной системы к исполнительному президентскому, воздерживался от критики партии до этого года.

Бывший депутат Уфука Урас считает, что  создание новых партий имеет важное значение, поскольку жизненно важно преодолеть дрейф страны к однопартийной государственной системе. «Я считаю, что очень важно, что новые партии пропагандируют за укрепление парламентской демократии против однопартийного государства», — указал он, добавив, что любой вклад в оппозицию может иметь решающее значение, поскольку кандидаты в президенты должны выиграть более 50% голосов в новой системе.

 

Айхан Сефер Уштюн, бывший депутат ПСР, который покинул правящую партию, чтобы присоединиться к команде Давутоглу, заявил. «Правящая коалиция не в состоянии придумать новые идеи для решения этих проблем. Она застряла. Наша собственная программа включает как оценку этих проблем, начиная с экономики и заканчивая судебной системой, так и предложения по их решению».

Ещё одним членом-основателем Партии будущего является Нихаль Ольчок, вдова бывшего руководителя отдела рекламы и коммуникаций президента Реджепа Тайипа Эрдогана, Эрола Ольчока. Её муж и 16-летний сын Абдулла Тайип Ольчок были убиты, когда они вышли на улицы, по призыву Эрдогана защитить государство от переворота в 2016 году. Она заявила, что если посмотреть на Партию будущего, то можно увидеть курдов, армян, езидов, греков, алавитов и других меньшинств.  Однако, и тут партия подвергается критике. Так, например из 145 членов учредительного совета только 31 представители женского пола. Уместно отметить, что за последнее время Турцию хлынули протесты из-за нарушений прав женщин. В январе 2019 года было зафиксировано 43 смерти, в феврале была убита 31 женщина. По состоянию на март 2019 года с момента прихода к власти ПСР нарушено право на жизнь 15 тысяч 34 женщин.

Ожидается, что Партия будущего будет стараться притягивать к себе тех избирателей, которые привержены идеям ПСР, однако разочарованы продолжающимся экономическим спадом и консолидации власти и ищут альтернативу. Вполне вероятно, что у Давутоглу будет высокий рейтинг в академических кругах, откуда он и вырос или в религиозных кругах.

Политолог университета Диджле Вахап Джошкун отмечает: «Давутоглу, как правило, имеет влияние на религиозную консервативную массу». Тем не менее, Давутолглу должен взять на себя свою долю вины за переход к президентской системе и фактически к единоличному правлению, считает Ахмет Фарук Унсал, бывший парламентарий ПСР.

Ахемта Давутоглу в первую очередь критикуют за то, прибывая у власти, он закрывал глаза на массовое нарушение прав человека. «Тот факт, что теперь он бросает вызов Эрдогану, многим кажется неискренним»,- считает Берк Эсен, доцент Университета Анкары Билкент.

Политические оппоненты уже давно критикуют его лозунг «ноль проблем с соседями», поскольку Анкара становится все более изолированной в регионе, отчасти благодаря поддержке сирийских оппозиционных сил и связанных с «Братьями-мусульманами» движений в других частях Ближнего Востока.

Отметим, что у Давутоглу низкий рейтинг среди курдского населения после его поддержки  военных операций на юго-востоке страны в период с 2015 по 2016 год, подчеркивает Сонер Кагаптай, директор турецкой исследовательской программы в Вашингтонском институте ближневосточной политики,

Ожидается, что Давутоглу будет вести кампанию за его чистую репутацию и будет стараться всячески дистанцироваться от коррупционных скандалов, которые омрачали других давних политических деятелей в Турции.

Следует отметить, что турецкие СМИ распространяют информацию о том, что новая партия А.Давутоглу может быть проектом самого Р.Т.Эрдогана, так как взгляды этих двух политиков ближе, в отличие от Али Бабаджана. И лишь для того, чтобы ослабить позицию последнего, Р.Т.Эрдоган решил создать так называемую «оппозицию» оппозиции. Али Бабаджан, бывший министр иностранных дел Турции (2007–2009 годы), бывший министр экономики (2009–2011 годы), бывший заместитель премьер-министра (2009–2015 годы) вышел из ПСР 8 июля и объявил о создании новой правоцентристской партии к концу 2019 года. Хотя не ожидается, что бывший президент Турции Абдулла Гюль, один из основателей ПСР, займет руководящие должности в новой партии Бабаджана, тем не менее, он считается идеологической опорой партии.

А.Бабаджан имеет высокую репутацию за рубежом. С точки зрения западных стран, он считается самым желанным кандидатом в президенты страны из-за его умеренных, светских либеральных взглядов. Именно во время его правления экономика Турции значительно выросла, и он воспринимается населением как опытный экономист.

Существует и другое мнение, что учитывая тот факт, что новые партии не пойдут на тотальную войну с ПСР, принимая умеренную оппозиционную позицию, возможен даже альянс ПСР с этими партиями, что устранит большую часть угрозы правлению Эрдогана.

62.85MB | MySQL:102 | 0,659sec