О симпозиуме в Институте исследования национальной безопасности на тему: «Лидеры говорят о национальной безопасности, политике и принятии политических решений». Часть 2

В рамках ежегодного стратегического диалога между Институтом исследования национальной безопасности (Institute for national security studies, INSS) и Белферовским центром науки и международных отношений (Belfer Center for Science and International Affairs) при школе государственного управления им. Дж.Кеннеди в Гарвардском университете приглашаются политические деятели для обсуждения общественно важных проблем, в частности, вопросов безопасности, процесса принятия решений и определения подходов к обеспечению безопасности.

В дискуссии, прошедшей в INSS 9 декабря этого года, приняли участие бывший министр обороны США (2015-2017 гг.) и директор Белферовского центра науки и международных отношений д-р Эштон Картер и 21-й начальник Генштаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) генерал-лейтенант (в отставке) Гади Айзенкот. Модератором выступил директор INSS генерал-майор в отставке Амос Ядлин[i].

Темы, затронутые в ходе обсуждения: одержана ли окончательная победа над «Исламским государством» (ИГ, запрещенное в РФ); степень важности формальной доктрины безопасности Израиля; каковы последствия выхода США из ядерного соглашения с Ираном; как следует подходить к закреплению Ирана на севере от Израиля; если США покидают Ближний Восток, то каковы последствия; и характер стратегических отношений между США и Израилем.

Г.Айзенкот начал свое выступление с ответа на вопрос, почему он считает нужным для Израиля на данном этапе сформулировать доктрину национальной безопасности. По его словам, «спустя 72 года для нас настало время выработать такой документ, который послужит вдохновением, видением и компасом для всех, кто занимается вопросами национальной безопасности в Государстве Израиль». У Израиля никогда не было официального документа, которым руководствовались бы лица, принимающие решения в области безопасности, в широком смысле, и поэтому, заняв должность начальника Генштаба, он приступил к подготовке документа, который установил бы руководящие принципы для тех, кто занимается укреплением национальной безопасности страны.

Что касается иранской ядерной угрозы, то А.Ядлин решил не обсуждать вопрос Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД или ядерного соглашения), т.к. в Израиле по этому поводу существуют различные точки зрения. Также он предложил оставить в стороне дискуссию вокруг того, стоило или нет Д.Трампу в одностороннем порядке выходить из ядерного соглашения с Ираном.

По мнению Г.Айзенкота Иран, несомненно, стремится к достижению военного ядерного потенциала. Подписание СВПД в 2015 году позволило Тегерану расширить вмешательство в страны региона с целью достижения региональной гегемонии и усиления угрозы Израилю. Ирану уже удалось это сделать в Сирии, Ливане, Ираке, Йемене, в секторе Газа и даже в Бахрейне и других местах.

Как отметил А.Ядлин, самоуверенность иранцев основывается, в том числе, и на успешной атаке по Саудовской Аравии, что удивило американцев и всех в регионе. Он спросил экс-начальника Генштаба ЦАХАЛа, возможно ли, что Иран повторит свой «подвиг» в отношении Израиля, и если это случится, то каковы буду последствия?

Г.Айзенкот начал с того, что в отношении Ирана существует заблуждение. Если посмотреть на историю, то иранцы никогда открыто не заявляют о намерении идти войной на своих врагов. Они, как правило, реагируют на нападения на свою территорию. Но с другой стороны, ведется негативная подрывная деятельность иранского спецподразделения «Аль-Кудс» (Корпуса стражей исламской революции, КСИР), которое было создано для осуществления операций по всему миру. Некоторое время назад иранцы запустили на израильскую территорию БПЛА, который был перехвачен на подлете, и в ответ ЦАХАЛ нанес более существенный удар. В мае 2018 года была предпринята попытка запустить по Израилю более 60 ракет. Все это говорит о том, что они обладают солидными военными возможностями, что в действительности беспокоит Израиль, тем более после иранской атаки по Саудовской Аравии. Иран сейчас является первоочередной угрозой для военно-политического руководства страны. Хотя в Сирии было продемонстрировано превосходство Израиля в разведке, и израильские атаки не позволили иранцам действовать свободно на сирийской территории.

Тегеран использует посредников для подрыва стабильности и готов пойти на обострение с Израилем, США и «прагматичным суннитским лагерем». У иранцев есть возможности нанести ущерб своим противникам, что они продемонстрировали в Саудовской Аравии, и это должно беспокоить Израиль и его соседей.

В то же время Израиль обладает превосходством в разведке в Сирии, что позволяет препятствовать наступательной деятельности Ирана и его сторонников. Огромное экономическое давление, оказанное администрацией Дональда Трампа, «опустошило кошелек Ирана» и уменьшило его способность ежегодно вкладывать миллионы долларов в ливанскую проиранскую организацию «Хизбалла» и деятельность других повстанческих группировок, а также закреплять свое присутствие в Сирии. Снятие санкций позволило бы Ирану укрепить свои позиции на северной (по отношению к Израилю) арене путем инвестирования в вооружения и боевые расчеты и тем самым увеличить угрозу еврейскому государству. Политика Израиля в Сирии в рамках «кампании между войнами» принесла значительную стратегическую выгоду и помешала Ирану достичь своих целей, а именно – нарастить военное присутствие и усилить влияние в Сирии.

На вопрос А.Ядлина о том, возможно ли использовать методы «кампании между войнами» на территории Ливана и Ирака, Г.Айзенкот сначала напомнил, что заставило его, на тот момент начальника Генштаба ЦАХАЛа, предложить правительству данную концепцию, которая и была одобрена. В 2016 году, когда иранцы стал понимать, что поражение ИГ не за горами, они начали выстраивать планы по военному закреплению в Сирии. В этой ситуации бездействие со стороны Израиля могло стать для еврейского государства в скором будущем серьезной угрозой безопасности.

Что касается «Хизбаллы», то, по мнению Г.Айзенкота, критика в Израиле военно-политического руководства по результатам Второй ливанской войны 2006 года справедливая. Тем не менее, с тех пор на протяжении 13 лет израильская граница с Ливаном была спокойной. Это стало результатом того, что Ливан и «Хизбалла» стояли в приоритете военно-политического командования. Израильское общество не понимало в режиме реального времени масштаба ущерба, который был нанесен ЦАХАЛом  «Хизбалле» в Бейруте, в районе Дахия, а также в деревнях на юге Ливана. Эта проиранская организация заплатила очень высокую цену.

Несмотря на то, что на границе установилось спокойствие, оно было по сути иллюзорным, т.к. «Хизбалла» в координации с подразделением «Аль-Кудс» реализовывала грандиозный, каким он должен был оказаться, план проведения против Израиля второй маленькой войны «Йом-Кипур» с использованием подземных тоннелей, ведущих на территорию Израиля. Задача заключалась в том, чтобы неожиданно атаковать еврейское государство посредством проникновения на его территорию тысяч боевиков и заставить население пережить шок, которого они раньше не испытывали.

Вторым аспектом деятельности «Хизбаллы» стало приобретение передового оружия для нанесения ударов по объектам в глубине Израиля, т.к. они понимали, что израильская армия обладает в этом отношении превосходством, а также в разведке. Тем не менее, у «Хизбаллы» по-прежнему в наличии большой арсенал в более чем 130 000 ракет малой дальности и дальнего радиуса действия, которые могут нанести серьезный ущерб тылу Израиля. Modus operandi «Хизбаллы» отличается от ЦАХАЛа тем, что они намерены действовать против мирного населения.

Одновременно в Израиле понимают, что в случае войны на севере, стране придется понести серьезные потери. Но если Третья ливанская война все-таки начнется, то возможности израильской армии, как оборонительные, так и наступательные, с 2006 года серьезнейшим образом улучшились. Тем не менее, Израилю необходимо прилагать большие усилия для того, чтобы сдерживать и ослаблять «Хизбаллу», поддерживать спокойствие на границе. В этой связи давление, оказываемое на Иран, помогает в решении проблемы, т.к. для Касема Сулеймани (командира «Аль-Кудс») стало проблемой переводить сотни миллионов долларов «Хизбалле», которая серьезно пострадала от антииранских санкций. Политика давления на Иран отразилась и на недавних антиправительственных выступлениях в Ливане, где недовольство было направлено также и против «Хизбаллы», что, по мнению Г.Айзенкота, является благоприятной возможностью для западных держав «вернуть Ливан ливанским гражданам». В случае если это произойдет, Израиль может внести вклад в улучшение ситуации путем развития экономических отношений с Бейрутом, в частности, заключить контракты на поставки газа, на благо ливанских граждан. В любом случае, сегодня появилась для этого возможность, которой раньше не было.

А.Ядлин спросил экс-начальника Генштаба ЦАХАЛа по поводу его видения ситуации в регионе, к которому, как представляется многим, США утратили интерес и выходят из него. Если в прошлом вопрос поставок энергоресурсов являлся критическим для Вашингтона, то сегодня американцы уже от этого не зависят, поэтому изменили акценты во внешней политике. Теперь США более заинтересованы в тихоокеанском регионе, а не в Ближнем Востоке. Каким образом, поинтересовался модератор у Г.Айзенкота, ему видится уход американцев из региона и что это означает для Израиля?

По словам экс-начальника Генштаба ЦАХАЛа, Израиль очень заинтересован в том, чтобы США оставались лидирующей супердержавой не только в ближневосточном регионе, но и в глобальном масштабе. Усиление «зловещих держав» в регионе является отрицательным событием для мира. Существенным достижением американцев в регионе стала победа над ИГ. Несмотря на это, необходимо переходить к следующему этапу, на котором, по его мнению, США должны взаимодействовать с Россией. Нужно усиливать умеренные суннитские государства. В целом Израилю нужна «американская рука» в установлении стабильности в регионе.

Оба участника симпозиума – Г.Айзенкот и Э.Картер – подчеркнули, что в обозримом будущем Израиль будет достаточно сильным, чтобы противостоять вызовам безопасности, и, следовательно, нет у Израиля необходимости заключать оборонительный договор с Соединенными Штатами. Более предпочтительным является продолжение развития особых отношений и сотрудничества между ними. Однако если Иран совершит ядерный прорыв и станет реальной угрозой, это послужит основанием для заключения американо-израильского пакта о взаимной обороне. В этом контексте бывший министр обороны США дал понять, что Америка взяла на себя обязательство перед Израилем помешать Ирану достичь военного ядерного потенциала. По его словам, только американская армия способна выполнить это обязательство, и она уже продемонстрировала Израилю свои уникальные возможности.

[i] Leaders Speak on National Security, Policy, and Decision-Making // INSS. 09.12.2019 — https://www.inss.org.il/event/leaders-speak-on-national-security-policy-and-decision-making/

62.85MB | MySQL:102 | 0,520sec