Оценки китайских специалистов социально-политических основ обстановки в Пакистане

Китайские специалисты отмечают, что история Пакистана пронизана духом государственных переворотов, а целостность нации после отделения от Индии держится на исламских и военных элитах. Эта страна расположена в регионе Южной Азии, который считается такой же точкой кипения планеты, как и Ближний Восток. Пакистан – ядерная держава, оказался на пороге серьезных потрясений. Страна балансирует на грани очередного военного переворота с непредсказуемыми последствиями, вплоть до возможной войны всех против всех. По данным китайских источников, внутриполитическая обстановка в Пакистане в значительной степени определяется следующими факторами: состоянием национального вопроса, местом страны в мировой геополитике, экономическим положением. Изданные в КНР справочники отмечают в Пакистане более 20 народов и народностей, находящихся на различных стадиях образования национальных общностей. Население Пакистана в настоящее время насчитывает более 200 млн. человек. Свыше 90 % населения – мусульмане суннитского толка. Основные национальности: пенджабцы, синдхи, пуштуны, белуджи, брагуи, кохистанцы. Особую значительную группу составляют мухаджиры (переселенцы из Индии). Характерны высокие темпы прироста населения – около 2,9 % в год и низкая грамотность (в среднем 34 %), особенно в сельской местности. Свыше четверти населения проживает в городах. Китайские специалисты отмечают, что согласно конституции 1973 года, Исламская Республика Пакистан (ИРП) является федеративным государством. Глава государства и символ его единства – президент. Он считается главой исполнительной власти, частью законодательной власти и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент обладает правом помилования, отмены и смягчения приговора любого суда. Президент производит назначения на посты премьер-министра, членов правительства, губернаторов провинций, членов Верховного суда Пакистана и верховных судов провинций, председателя Комиссии по делам государственной службы, главного комиссара по проведению выборов и членов Избирательной комиссии, высших военных лидеров. Он созывает сессии парламента, дает санкции на парламентские законопроекты и может отклонить их (депутаты могут преодолеть «вето» большинством голосов на совместном заседании обеих палат парламента). В промежутке между сессиями президент может издавать указы на срок до 4 месяцев. Ранее глава государства имел полномочия распускать парламент страны и объявлять новую избирательную кампанию, но внесенные в 1997 году в текст конституции изменения лишили его этого права. Президент может назначить референдум по вопросам государственной значимости. Согласно конституции, он может ввести чрезвычайное положение в случае угрозы для безопасности Пакистана (с правом ограничивать основные гражданские права), приостановка действия конституционных гарантий в той или иной провинции, объявление чрезвычайного положения в области финансов.

Пакистано-Афганская племенная группа

Известно, что кроме сферы исключительной компетенции, в которой президент действует по собственному усмотрению, в остальных случаях он должен руководствоваться советами и рекомендациями премьер-министра и правительства. Однако он может потребовать от них пересмотреть эти рекомендации. В соответствии с конституцией, президент Пакистана избирается сроком на 5 лет коллегией выборщиков, состоящей из депутатов обеих палат парламента и парламентов провинций. По конституции, он не имеет права на переизбрание на новый срок. Для смещения президента требовалось, чтобы соответствующее предложение было выдвинуто не менее чем половиной депутатов одной из палат парламента и поддержано не менее чем двумя третями участников совместного заседания обеих палат. По данным китайских изданий, высший законодательный орган Пакистана – парламент (Маджлис-и-шура), состоящий из двух палат: нижней (Национального собрания) и верхней (Сената). Национальное собрание избирается всеобщим голосование сроком на 5 лет. С 2002 года оно состоит из 342 депутатов: 272 избираются по мусульманской курии, 10 – по списку религиозных меньшинств, 60 мест отведены для женщин (это представительницы провинций, за которых голосуют другие депутаты собрания). Сенат состоит из 100 членов. Они избираются на 6 лет депутатами провинциальных собраний, Национального собрания и др.; половина членов парламента обновляются каждые три года. Любой законопроект, кроме финансового, обсуждается на раздельном заседании каждой из палат. В случае разногласий между палатами он выносится на совместное заседание обеих палат, причем для принятия требуется простое большинство голосов участников. Законопроекты по финансовым вопросам обсуждаются НС и после принятия направляются на подпись президенту. Правительство – орган исполнительной власти – должно «помогать» президенту в осуществлении его функций. Премьер-министр (обязательно мусульманин) назначается президентом из числа членов Национального собрания; он должен пользоваться доверием большинства его депутатов. По совету премьера, президент назначает министров. Правительство должно получить вотум доверия в НС и несет перед ним коллективную ответственность. Оно разрабатывает законопроекты и вносит их на обсуждение парламента. Известно, что Пакистан – федерация, состоящая из четырех провинций (Пенджаб, Синд, Хайбер-Пухтунхва, Белуджистан), столичного округа Исламабад, зоны племен и управляемых центральным правительством Северных районов. Высшее лицо в провинции – губернатор, назначаемый и смещаемый президентом. Законодательный орган – провинциальное собрание; из его депутатов формируется провинциальное правительство, несущее перед ним коллективную ответственность. Законодательство Пакистана оговаривает распределение компетенций между центром и провинциями. В область исключительных прерогатив центра отнесены оборона, внешние сношения, денежное обращение, внешняя торговля, часть налогов, планирование и координация, средства связи, межпровинциальная торговля и т.д. В совместную компетенцию центра и провинций входят уголовное право, судопроизводство по гражданским делам, передача собственности (кроме сельскохозяйственных земель), проблемы экологии, социальное обеспечение, деятельность профсоюзов, трудовые конфликты, судоходство по внутренним водам, производство электроэнергии и др. Остальные вопросы отнесены к ведению провинций. Китайские специалисты отмечают, что провинции Пакистана делятся на области, которые состоят из округов, а последние – из районов (тахсилов), объединяющих группу деревень. Население избирает членов советов общин, округов, поселковых и муниципальных комитетов и корпораций. Район племен делится на агентства; каждое из них возглавляется политическим агентом, назначаемым центральным правительством, а местные вопросы решаются на общем собрании взрослого мужского населения. В Северных территориях также имеются органы местного самоуправления. Особый статус имеет часть территории бывшего индийского княжества Джамму и Кашмир, занятая в 1947 году пакистанскими властями. В октябре 1947 года здесь провозглашено самостоятельное государство «Азад (Свободное) Джамму и Кашмир», которое имеет политические связи с Пакистаном и связано с ним соглашением от 1949 года. В настоящее время Азад Кашмир занимает площадь около 33 тыс. кв. км, на которых проживает около 2 млн человек. Столица – Музаффарабад. Еще около 50 тыс. кв. км управляются непосредственно Пакистаном. В Азад Кашмире Пакистан имеет своего представителя. Органы управления Азад Кашмира – Совет (находится в Исламабаде и возглавляется властями Пакистана), президент, Собрание и правительство во главе с премьер-министром. Конституция принята в 1974 году. Деятельность политических партий, отвергающих связь Кашмира с Пакистаном, запрещена. По данным китайских источников, судебная система включает Верховный суд, провинциальные суды высшей инстанции и подчиненные им суды первой инстанции, осуществляющих уголовную и гражданскую юрисдикцию. Председатель Верховного суда назначается на этот пост президентом страны; другие члены Верховного суда назначаются президентом после консультаций с председателем Верховного суда. Председатель и судьи Верховного суда могут занимать эти посты до наступления 65-тилетнего возраста. В юрисдикции Верховного суда сосредоточены все дела, апелляции и судебные прецеденты. Судьи провинциальных Верховных судов назначаются президентом после консультаций с председателем федерального верховного суда и утверждаются в должности губернаторами соответствующих провинций. В юрисдикции провинциальных Верховных судов находятся все дела и производство по апелляциям. Существует также Федеральный шариатский суд, в состав которого входят восемь шариатских судей, Верховный судья шариатского суда также назначается президентом страны. Трое судей являются улемами – толкователями норм исламского права, и обязаны знать его в совершенстве. В юрисдикции ФШС находятся как судебные дела, так и апелляции по ним. Этот суд также принимает решения о соответствии или несоответствии светских законов законам шариата, если такое несоответствие будет установлено шариатским судом, президент (или губернатор провинции, по решению провинциального шариатского суда) обязан немедленно привести светский закон, принятый законодательным собранием, в соответствие с постулатами и уложениями ислама. Шариатский суд также рассматривает апелляции по решениям светских судов в соответствии с нормами «хадуд», то есть, определяет наказание за мелкие нарушения закона – за пьянство и употребление наркотиков, кражу и супружескую неверность. Существуют также чрезвычайные суды и трибуналы, принимающие решения о наказаниях за специфические виды правонарушений – суд по делам о наркотиках, суды по торговым и коммерческим делам, апелляционные суды по делам о страховании, налоговые апелляционные суды, суды по трудовым спорам, транспортные суды, и даже особые суды, занимающиеся преступлениями в банковской сфере. Существуют также особые суды, рассматривающие дела террористов. Апелляции по решениям специальных судов рассматриваются любыми вышестоящими судами, кроме решений транспортных судов (о нарушениях правил дорожного движения) и судов по трудовым спорам – для них существуют отдельные апелляционные инстанции. Апелляции на решения трибуналов подаются сразу в Верховный суд. Китайские специалисты выделяют также еще одну отличительную черту пакистанской судебной системы – это служба омбудсменов или «Вакафи Мохтасиб», закрепленная конституцией страны. Мохтасибы являлись особенностью исламской судебно-правовой системы во многих ранних исламских государствах и защищали граждан от произвола и от преступников. Мохтасибы назначаются президентом на четырехлетний срок полномочий, этот срок нельзя ни продлить, ни возобновить. Задачей мохтасибов является поддержание в силе системы, предусматривающей публичную ответственность административных органов перед гражданами, расследование и исправление или отмена незаконных решений судов или незаконных действий органов власти или отдельных чиновников в отношении граждан. Мохтасибам предоставлено право определять компенсации гражданам в случае ущерба, причиненного незаконными действиями чиновников или органов власти. В то же время из юрисдикции мохтасибов исключены жалобы граждан друг на друга, служебные упущения гражданских чиновников, вопросы, отнесенные к международному праву, к национальной обороне, к службе в вооруженных силах. По данным китайских источников, институт омбудсменов-мохтасибов призван заполнить разрыв между государственной властью и простыми гражданами, улучшить работу органов власти, предупреждать административные нарушения и вывести дела об административных нарушениях из юрисдикции светских судов. По данным китайских СМИ, в настоящее время Пакистан переживает глубокий разносторонний кризис, беспрецедентное отсутствие безопасности. При этом страна, являясь примером этнического и лингвистического многообразия и господства мультифракционной религии (ислама), сталкивается с проблемой подспудной фрагментации, которая представляет потенциальную опасность для ее безопасности и целостности. Увеличивается несогласованность в действиях государственных институтов, наблюдается упадок социальной сплоченности, углубляется атомизация общества. Средний класс Пакистана в целом разочарован и не видит какого-либо выхода из сегодняшнего тупика. Молодые представители средних слоев стремятся эмигрировать из страны в поисках заработка, свободы и безопасности. Особое беспокойство китайских специалистов вызывают активность воинствующих исламистских группировок, рост числа террористических актов, в том числе с участием террористов-смертников, реальная угроза «талибанизации» пакистанского общества. При этом отмечалось, что либерально настроенная часть пакистанской элиты отошла от активной борьбы за реальные изменения к лучшему, налицо очень слабый протест против негативных тенденций, господствуют апатия и неверие в способность добиться перемен. Среди обозревателей китайских военно-политических изданий существует опасение, что Пакистан не сумеет справиться с захлестнувшей его волной исламистского насилия и экстремизма. Представители пакистанской научной элиты отмечают, что молодежь, попадающая в исламские учебные заведения, зачастую не видит иного для себя выхода, как пополнять ряды различных исламо-националистических боевых группировок. При этом влияние прозападной, проамерикански настроенной молодежи и интеллигенции, получившей образование в странах Запада, сведено к минимуму, а процент молодых людей, у которых отсутствуют перспективы стать частью материально обеспеченного среднего класса, заметно увеличивается. Весьма скептически представители пакистанской общественности настроены в отношении способности правящих элит Пакистана решительно бороться с исламистским экстремизмом, а путь заключения «мирных сделок» с джихадистами (прежде всего, с пакистанским движением «Талибан» в приграничных с Афганистаном районах) является практически тупиковым. В кулуарах высказываются опасения, что страна может не выжить как единое государство, но отмечается, что в ближайшее время это не произойдет, так как, во-первых, Пакистану пока нет определенной альтернативы (единственная сформировавшаяся угроза – белуджский сепаратизм), а во-вторых, его распада опасаются в Индии, ввиду того, что она не способна абсорбировать ни весь Пакистан, ни даже его фрагменты, а также в США, где обеспокоены сохранностью его ядерных арсеналов.

55.83MB | MySQL:110 | 0,456sec