Оценки китайских специалистов перспектив военно-технического сотрудничества Пакистана и США

По информации китайских источников, в настоящее время Министерство иностранных дел Пакистана ведет переговоры с Государственным департаментом США по вопросу о восстановлении программы подготовки и повышения квалификации офицеров старшего и высшего звена. Как известно, данная программа была прекращена по решению президента США Дональда Трампа в свете общего ухудшения военно-политических контактов между Вашингтоном и Исламабадом, которое стало следствием решительной позиции действующего главы Белого дома, основанной на его воззрениях о недостаточной эффективности  пакистанских спецслужб и военных на афганском направлении.

Именно Дональд Трамп принял решение о прекращении военно-финансовой помощи Исламабаду, от которой зависела реализация нескольких контрактов на поставку вооружения и военной техники в Пакистан. В таких условиях предприятия оборонно-промышленного комплекса США были вынуждены законсервировать готовую продукции и передать ее на базы хранения ВВС США.

В целях оправдания затрат на выпуск ВВТ по пакистанским контрактам ключевые оружейные компании США были вынуждены начать переговоры о поставке своей продукции в Индию. Однако, официальный Нью-Дели это очень неудобный переговорщик, поскольку военно-политическое руководство Индии известно своими устремлениями получить самую низкую цену, а кроме того коррупционными схемами и скандалами, которых ОПК США старается избегать.

В условиях сложных переговоров с индийской стороной оборонно-промышленное лобби США провело определенную разъяснительную работу с Белым домом и донесло до сведения Д.Трампа, что необходимо постепенно вернуть военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с Пакистаном в «прежнее русло», а именно перезапустить программу подготовки военнослужащих и возобновить военно-техническое сотрудничество по линии ВВС.

В связи с этим в зарубежных СМИ появилась информация о том, что ВВС Пакистана при поддержке МИД страны ведут переговоры с корпорацией Lockheed Martin о поставке партии истребителей F-16 E/F в модификации Block 70/72 – фактически, это новейшие машины американского производства, которые существуют только в виде проектной документации. Данные самолеты необходимы пакистанским военным для обновления парка строевых эскадрилий, а также для подразделения, имитирующего действия вероятного противника.

По оценкам иностранных специалистов, стоимость одного такого самолета без учета комплекта авиационных средств поражения, сменно-запасных частей, оборудования для материально-технического обеспечения и тренажеров составляет от 65 до 75 млн долл. США. К настоящему моменту F-16E/F Block 70/72 это самый дорогой одномоторный истребитель поколения 4++ среди боевых самолетов западного производства.

По информации пакистанских источников, национальные ВВС заинтересованы в приобретении 36 указанных истребителей для замены 13 устаревших самолетов F-16A/B ADF, которые были первоначально поставлены из США в Иорданию, а затем перепроданы в Пакистан. Данные самолеты практически исчерпали свой ресурс и не проходили ремонт и модернизацию на авиаремонтных предприятиях в Турции. Достоверно известно, что турецкие специалисты обладают достаточной квалификацией, оборудованием и комплектующими для проведения достаточно обширного комплекса работ по обслуживанию, ремонту и модернизации истребителей типа F-16 разных моделей и модификаций.

Указанное число новых истребителей F-16E/F Block 70/72 необходимо пакистанским военным для замены части самолетов F-16A/B, которые были поставлены из США в рамках программы Peace Gate, основной целью которой было противодействие боевой авиации ВВС СССР в Афганистане в период с 1979 по 1989 гг.

В рамках первого этапа данной программы военно-технического сотрудничества американская сторона передала 45 самолетов для ВВС Пакистана. Известно, что к моменту проведения среднего ремонта отношения между Вашингтоном и Исламабадом также находились на крайне низком уровне.

В такой ситуации в целях поддержания летной годности ВВС Пакистана были вынуждены подписать контракт с турецкой компанией TAI, специалисты которой выполнили следующие работы:

– исследование и ремонт фюзеляжей;

– заменили устаревшие радиолокационные станции AN/APG-66(V)1, 2 на AN/APG-68(V)9;

– заменили двигатели на F110-GE-129.

В отношении РЛС AN/APG-66(V)2 и AN/APG-68(V)9 известно, что вторая станция обладает большей массой и размерами, однако она позволяет обнаруживать крупноразмерные воздушные цели с ЭПР 10 кв. м на дальности 296 км.  Цели с ЭПР 5 кв. м (Су-30МКИ) принимает на автоматическое сопровождение уже на дальности 105 км.

Обе модели РЛС (работают в Х-диапазоне) обеспечивают наведение управляемых ракет класса «воздух-воздух» AIM-7F/M Sparrow, AIM-9l/M Sidewinder и AIM-120A.

Китайские специалисты отмечают, что пакистанские F-16A/B MLU фактически были модернизированы до уровня Block 50, которые отличаются от самолетов ВВС США только моделью двигателя. В отношении двигателей F110-GE-129 известно, что данные силовые установки предназначены для поставок на экспорт и отличаются высокой надежностью, экономичностью, ремонтопригодностью. Для сравнения в F-16 Block 52, находящиеся на вооружении ВВС США оснащают двигателем F100-PW-229IPE, который при меньших размерах обладает высокой тягой и обеспечивает большее ускорение.

К настоящему моменту лучшими истребителями ВВС Пакистана являются F-16C Block 52 (12 самолетов) и F-16D Block 52 (6 самолетов), которые оснащены РЛС AN/APG-68 (V)10, подвесными контейнерными оптико-электронной разведки и наведения Sniper, системой опознавания «свой-чужой» AN/APX-113, встроенной системой РЭБ  AN/ALQ-211 и новой кислородной станцией. Кроме того, данные самолеты могут быть дополнительно укомплектованы подвесными станциями РЭБ AN/ALQ-184 или AN/ALQ-131 в зависимости от профиля предстоящей операции.

Известно, что ВВС Пакистана планируют модернизировать около 40 самолетов за счет установки новых РЛС с активными фазированными антенными решетками AN/APG-83, которые в настоящее время устанавливают на малозаметные истребители пятого поколения F-35. Данная РЛС обладает более широкими возможностями в вопросах обнаружения наземных целей (различает предмет размером более 0,3 м), а также достаточно устойчиво работает в условиях искусственных радиоэлектронных помех.

Единственным сложным моментом является адаптация системы охлаждения РЛС AN/APG-83, которая выделяет достаточно много тепла при работе на максимальной мощности. Сложность состоит в размещении новых компонентов в носовой части истребителя F-16, которая имеет внутреннее сечение всего 660 мм.

Как отмечают китайские аналитики, РЛС с АФАР AN/APG-83 позволяет в полной мере реализовать потенциал новейших управляемых ракет класса «воздух-воздух» AIM-9X,  наведение которых будет согласовано с летным шлемом пилота, т.е. применение УР  можно осуществлять по принципу «увидел-пустил».

По данным китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» ВВС Пакистана рассчитывают подписать с американскими производителями контракт на установку системы постановки тепловых/инфракрасных помех AN/AAQ-24  или AN/ALQ-212(V). Последняя позволяет фиксировать пуски зенитных ракет, предупреждает пилота о зенитном обстреле и выполняет постановку тепловых помех.

В дополнение к вышесказанному отметим, что американские оружейные компании хотят восстановить пакистанские контракты в национальных интересах, поскольку по мере продолжения сложного периода в отношениях между США и Пакистаном усиливается роль КНР, как гаранта военной безопасности Исламабада. По оценкам американских специалистов, ВВС НОАК могут направить на помощь Исламабаду три эскадрильи тяжелых истребителей в случае полномасштабного вооруженного конфликта между Пакистаном и Индией.

55.85MB | MySQL:105 | 0,472sec