Ирак: о назначении нового главы правительства и принятии нового закона о выборах

В Ираке, конец 2019 года, в полном соответствии с современной политической традицией, продолжается ралли с назначением нового премьер-министра. Тон, как обычно, задают «Саирун». Депутат от альянса, Рияд аль-Масуди 25 декабря обозначил позицию своих коллег в отношении назначения губернатора, Басры Асаада аль-Эйдани на пост премьер-министра. Р.аль-Масуди пояснил в заявлении, сделанном журналистам портала «Аль Сабах аль-Джадид», что «позиция «Саирун», с самого начала, была ясна в отношении формирования нового правительства: с точки зрения источника полномочий в соответствии со статьей 5 Конституции, наш альянс поручил задачу выбора иракскому народу». Он добавил, что «именно люди являются главными определяющими факторами при выборе личности премьер-министра», подчеркнув, что «другие силы не имеют кандидата и «Саирун» не будут поддерживать никаких других кандидатов или вести переговоры о выборе таковых, голосуя лишь за характер, соответствующий ситуации и основным определяющим факторам при выборе иракского народа, на переднем крае которых стоит то, что кандидат будет независимым».

А.аль-Масуди заявил, что «парламентская фракция, будучи политическим крылом садристского движения,  не «затаила дыхание», и недавняя история является свидетельством многочисленных вынужденных уступок и отхода от многих завоеваний и властных позиций во времена правительства Нури аль-Малики, Хайдера аль-Абади и отставного премьер-министра Аделя Абдель Махди». Он отметил, что «отныне его коалиция не вступит ни в какие переговоры и не вернется на старые позиции — выбор должен быть за людьми».

Примечательно, что в средствах массовой информации и социальных сетях распространились новости о том, что альянс «Аль-Бина» направил президенту Ирака представление, в котором прописана кандидатура А.аль-Эйдани на должность премьер-министра, и что эта кандидатура была получена с одобрения движения союзников за назначение новым губернатором Басры (как известно, самой богатой провинции страны) одного из деятелей садристского движения.

Пока «Саирун», в свойственной им манере продолжают завуалированный торг вокруг властных полномочий и назначения нового премьер-министра, не менее запутанной остается перспектива принятия нового закона о выборах в срок, обозначенный в пределах полугода от отставки прежнего кабинета. «Заартачились» на этот раз те, кто часто вносили диссонанс в, казалось бы, уже решенные вещи. Речь, разумеется вновь идет о курдах.

Местные политологи и правоведы считают, что наиболее важными причинами отказа курдов от нового закона о выборах является их стремление обеспечить голоса курдов в регионах, где они составляют меньшинство, особенно в спорных районах, включая Киркук, и в Багдаде.

«Причины отказа курдов от новой редакции закона о выборах связаны с техническим аспектом, поскольку они стремятся к выборам в одном округе, по всему Ираку, чтобы обеспечить голоса за курдов в регионах, где они составляют меньшинство в спорных районах и в городах, в том числе, например, в Багдаде», — считает политолог Ватик аль-Джабри. Принцип который при этом преследуется, по сути, не отличается от расчетов большинства полномочий, которые стремятся обеспечить себе выдвиженцы, чтобы гарантированно получить большинство голосов. Эксперт также добавил, что шиитские партии уступили в этом аспекте давлению со стороны протестующих, в то время как суннитские партии полагали, что они получат те же места в этом отдельном механизме.

В.аль-Джабри полагает, что курды считают себя не заинтересованными в протестных демонстрациях, и никто не может оказать на них давление, поэтому они настаивают на законе с теми же сохраненными предыдущими установками.

Эксперт по правовым вопросам Али аль-Тамими заявил 24 декабря 2019 года, в интервью, что курды возражают против закона о выборах, который призван отдать должное реальному соотношению групп населения в спорных районах. По его оценке, курды опасаются, что, если закон будет реализован, согласно тому, каким он ожидается получиться в результате выборов, они потеряют спорные районы.

Во вторник парламенту удалось принять в первом чтении новую редакцию Закона о выборах, где в его статье 15 говорится о количестве округов и методе голосования. При этом, некоторые блоки, в том числе курдские, призывали сделать Ирак одним избирательным округом, другие потребовали введения смешанной системы, отдельных лиц и списков, и А.аль-Тамими считает, что новый закон является подготавливающим почву для возврата к президентской системе государственного образования, которую курдские силы категорически не хотят.

Курдские законодатели давая комментарии по этому вопросу и обосновывая причины отклонения закона о выборах, заявили, в лице депутата Хошияра Абдуллы, что «большие партии обманули людей, утверждая, что новый закон о выборах отвечает интересам независимых кандидатов, но истина в обратном». Борьба за власть идет путем навязывания их (партий) влияния и контроля над районами, которые они контролируют, согласно установленному закону, что тот, кто набирает наибольшее количество голосов, является победителем, а не тот, кто получит более пятидесяти процентов.

Глава  Патриотического союза Курдистана (ПСК), Джоан Ихсан считает: «То, что произошло с принятием новой редакции закона есть вымогательство, и должно было быть запрещено без должного консенсуса».

Стоит отметить, что Палата представителей одобрила в первом чтении такую редакцию закона, который вводит отдельные избирательные округа, а тот, кто выигрывает наибольшее число голосов избирателей, становится победителем.

Новый закон о выборах также разрешает систему индивидуальной кандидатуры вместо партийных списков, а также, предусматривает использование лотереи в том случае, если голоса кандидатов на последнее место, равны, и когда место в парламенте становится вакантным, его получает кандидат, получивший наибольшее количество голосов в избирательном округе.

Согласно новому закону о выборах, Министерство планирования обеспечивает избирательную комиссию данными о количестве, границах и численности населения вновь образуемых избирательных округов.

Возвращаясь к вопросу о назначении нового премьер-министра Ирака, следует упомянуть о том, что 27 декабря альянс «Аль-Бина» обрушился с критикой на президента республики Бархама Салеха и обвинил его в том, что он препятствует назначению следующего премьер-министра, заявив о необходимости привлечь его к ответственности и уволить его, подчеркнув, что положения конституции и Федерального верховного суда четко определили, кто является крупнейшим парламентским блоком.

В интервью «Аль-Сабах аль-Джадид», депутат аль-Канани сказал: «Президент Республики Бархам Салех откладывает вопрос о назначении премьер-министра».

Он добавил, что «большое количество запросов, направленных в Палату представителей и Федеральный верховный суд под предлогом выяснения у кого имеется наибольшее числа мест в парламенте, — это саботирование вопроса».

Он отметил, что «ответ суда ожидается в отношении всех, и президент не может отклоняться от своих прежних позиций в отношении механизма определения блока, связанного с формированием правительства».

Он отметил, что «положения конституции ясны, особенно в ее статье 76, и то, на что пошел суд, было ясно, и поэтому нет никаких оснований для задержки, кроме как выиграть больше времени за счет общественных интересов».

Он считает, что «президент республики на протяжении последних дней доказал, что его не поощряют принимать соответствующие решения в трудное время, через которое проходит Ирак».

Говоря о «требованиях, которые передают демонстранты и могут быть выполнены только при наличии правительства с полными полномочиями», он пояснил, что «обязанности следующего правительства будут состоять в том, чтобы стабилизировать ситуацию с безопасностью и подготовиться к досрочным выборам в соответствующих обстоятельствах».

Парламентарий полагает, что президент республики будет играть более важную роль, чем та, что конституция отводит ему, а компетенции, требуемые в лице премьер-министра, должны быть установлены соответствующим блоком, после учета требований масс, но президент республики вновь ссылается на необходимость политического консенсуса, что «является большой ошибкой».

Таким образом, скорее всего, 2019 года Ирак проводит без, как минимум, нового главы правительства, и уж совершенно точно, без правительства, как такового, кроме «исполняющего обязанности». Вполне ожидаемое для парламентской формы демократии, явление, лишний раз подчеркивающее всю ее абсурдность в современных реалиях Ближнего Востока.

55.86MB | MySQL:105 | 0,475sec