Международная реакция на приговор саудовского суда по делу Джамаля Хашогги

Прокуратура Саудовской Аравии объявила 23 декабря о том, что пять человек приговорены к смертной казни по делу об убийстве саудовского журналиста Джамаля Хашогги в генконсульстве КСА в Стамбуле в октябре 2018 года. По данным обвинения, трое других обвиняемых в убийстве, совершенном в прошлом году и вызвавшем резонанс в мире, приговорены к тюремным срокам. В общей сложности они получили 24 года лишения свободы. Обвиняемых в убийстве судили в закрытом режиме в Эр-Рияде[i]. Также прокуратура заявила, что бывший главный советник наследного принца Сауд аль-Кахтани не причастен к убийству, а  Отаиби и Ахмед аль-Ассири, бывший заместитель начальника разведки, были освобождены из-за отсутствия доказательств. Напомним, что С.аль-Кахтани находится под санкциями США за предполагаемую роль в операции.

Этот приговор вызвал неоднозначную реакцию в мире. Несмотря на то, что Госдепартамент США приветствовал этот вердикт как «важный шаг» в привлечении виновных к ответственности,  и призвали Эр-Рияд и впредь вести «честный и прозрачный судебный процесс», большинство экспертов с этим не согласились.

МИД Турции заявил, что приговор убийцам журналиста Джамаля Хашогги «не соответствует ожиданиям страны и международного сообщества».  Представитель Министерства иностранных дел Турции Хами Аксой сказал, что «решение суда Саудовской Аравии касательно убийства Джамаля Хашогги, оглашенное сегодня, не соответствует ни ожиданиям Турции, ни ожиданиям мирового сообщества, надеявшегося на прояснение всех деталей этого убийства и на восстановление справедливости».

Евросоюз осудил смертный приговор, вынесенный обвиняемым в убийстве саудовского журналиста, утверждая, что  «безоговорочно осуждает применение высшей мер наказания, это относится к любым ситуациям без всяких исключений. Это жестокое и негуманное наказание, которое не выполняет сдерживающую функцию и представляет собой неприемлемое отрицание человеческого достоинства»[ii]. В документе также отмечается, что в случае с Хашогги судебное преследование должно гарантировать, что виновные понесут наказание «на основе принципов транспарентности».

Ахмед Бенчемси, представитель Human Rights Watch, сказал «Аль-Джазире», что судебный процесс был «абсолютно неприемлемым». Он отмечает, что дело было окутано тайной с самого начала, и до сих пор… мы не знаем личности этих преступников, мы не знаем конкретных обвинений, и против кого именно они были выдвинуты»[iii]. А.Бенчемси отметил, что «саудовские прокуроры даже не пытались расследовать то, кто из  саудовских представителей власти был связан с этим преступлением, и какую роль они играли в заказе убийства.. в том числе и наследный принц Мухаммед бен Сальмана».

Салах Хашогги (Salah Khashoggi), старший из детей Джамаля, назвал эти вердикты «справедливыми». Он написал в своем «Твиттере», что «подтверждаем свое доверие судебной системе Саудовской Аравии на всех ее уровнях и в ее справедливость по отношению к нам»[iv].

Как сообщает Reuters, невеста Джамаля Хашогги Хатидже Дженгиз назвала «несправедливыми и неправильными» смертные приговоры пяти людям, осуждённым по делу об убийстве саудовского журналиста. Она полагает, что казни будут способствовать дальнейшему сокрытию правды. Х.Джениз объяснила, что, по ее мнению, «если этих людей казнят без всякой возможности выступить или объяснить свой поступок, мы никогда не узнаем правду об этом убийстве. Я призываю все власти в мире осудить такого рода судебные решения и срочно предотвратить любую казнь, потому что это будет просто ещё одним шагом в сокрытии правды»[v].

Amnesty International раскритиковала приговор как «попытку обелить преступление… он (этот приговор – авт.) не приносит ни справедливости, ни правды для Джамала Хашогги и его близких»[vi]. Директор по исследованиям Ближнего Востока Amnesty International Линн Маалуф сказала, что, «учитывая отсутствие прозрачности со стороны саудовских властей, а также отсутствие независимой судебной системы, только международное, независимое и беспристрастное расследование может служить правосудию для Джамаля Хашогги… В приговоре не говорится о причастности саудовских властей к этому ужасающему преступлению и не уточняется местонахождение останков Джамаля Хашогги».

Эмад Харб, директор по исследованиям и анализу в Арабском центре в Вашингтоне, считает, что «весь процесс был покрыт секретностью, и трудно понять, кем могут быть эти пятеро, приговоренные к смертной казни, или приговоренные к тюремному заключению». Он считает, что «позволить тем, кто отвечал за всю операцию, остаться безнаказанным будет значить, что некоторые рядовые оперативники просто решили убить Хашогги и не советовались со своим начальством; это надуманное и невероятное предложение в королевстве, построенном вокруг воли правителя»[vii]. Он добавил, что «похоже, что замалчивание продолжается: об ответственности Мухаммеда бен Салмана за организацию убийства, а также тех высших должностных лиц, которые выполнили эту директиву… Их пощадили, чтобы они не пролили свет… Я думаю, что помилование от короля Сальмана готовится, но через некоторое время, или пока общественность не забудет об этом». Напомним, что в прошлом году ЦРУ США пришло к выводу, что именно наследный принц заказал убийство, а специальный докладчик ООН заявил в июне, что убийство должно быть расследовано из-за «достоверных доказательств» того, что он и другие высокопоставленные чиновники несут ответственность. Этот вывод противоречит заявлениям саудовской стороны, которая настаивает, что кронпринц не знал заранее о готовящемся убийстве. ООН тогда также призвала приостановить судебный процесс, заявив, что подобные секретные условия не соответствуют международным стандартам.

Издатель газеты Washington Post Фред Райан  тоже раскритиковал исход этого дела, отметив, что «полное отсутствие прозрачности и отказ правительства Саудовской Аравии сотрудничать с независимыми следователями, свидетельствуют о том, что это был просто показной судебный процесс». Он считает, что «те, кто несет главную ответственность, представители самого высокого уровня правительства Саудовской Аравии, так и не понесли наказания за жестокое убийство Джамаля Хашогги»[viii].

Арабские газеты подают новость о приговоре очень дипломатично, не вдаваясь в анализ, отмечая в основном то, что «правосудие наконец восторжествовало».

Подводя итог, автор не может не согласиться с мнением спецдокладчика ООН по вопросу внесудебных казней Агнес Калламар, которая,  комментируя приговор властей КСА лицам, признанным виновными в убийстве саудовского журналиста, заявила, что «смертный приговор Эр-Рияда по делу об убийстве журналиста Джамаля Хашогги направлен только против исполнителей, а не против заказчика… Те, кто заказал убийство, не только остались на свободе, но и едва ли были затронуты расследованием».

[i] https://www.reuters.com/article/us-saudi-khashoggi/saudi-sentences-five-to-death-three-to-jail-over-khashoggi-murder-idUSKBN1YR0SY

[ii] https://news.ru/world/es-osudil-smertnyj-prigovor-ubijcam-hashoggi/

[iii] https://www.presstv.com/Detail/2019/12/24/614450/Saudi-Arabia-Jamal-khashoggi-Turkey

[iv] https://www.reuters.com/article/us-saudi-khashoggi-son-idUSKBN1YR1NT

[v] https://www.reuters.com/article/us-saudi-khashoggi-turkey-idUSKBN1YS0PH

[vi] https://www.amnesty.org/en/latest/news/2019/12/khashoggi-verdict/

[vii] https://mnews.world/ru/sud-po-delu-hashoggi-byl-chistym-teatrom/

[viii] https://www.washingtonpost.com/world/middle_east/saudi-arabia-says-five-sentenced-to-death-in-killing-of-jamal-khashoggi/2019/12/23/02fc0ea4-256a-11ea-9cc9-e19cfbc87e51_story.html

62.85MB | MySQL:102 | 1,251sec