Иностранное участие в наступлении сил ЛНА на столицу Ливии

Ливийская национальная армия (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара установила контроль над обширными территориями на южных окраинах Триполи, в том числе заняв давно не функционирующий международный аэропорт столицы, и теперь развивает наступление к центру города. Об этом сообщил в пятницу 27 декабря телеканал «Аль-Арабия» со ссылкой на заявление командования ЛНА. «Мы отбили аэропорт Триполи и территорию вплоть до нефтехранилищ (расположены приблизительно в 15 км к северу от воздушной гавани — прим. ТАСС)», — отмечается в коммюнике. В нем также указывается, что армия контролирует «наиболее важные дороги, которые ведут к сердцу столицы», а формирования Правительства национального согласия (ПНС) премьера Фаиза Сараджа отступают со своих позиций, множество их бойцов взято в плен. Международный аэропорт расположен в районе Каср Бен-Гашир приблизительно в 25 км к югу от центра Триполи и уже более пяти лет не функционирует после того, как серьезно пострадал во время столкновений враждующих фракций летом 2014 года.  Как заявил «Аль-Арабии» официальный представитель ЛНА генерал Ахмед аль-Мисмари, отступающие отряды ПНС сейчас концентрируются в жилых кварталах Триполи. «Вступить в битву за главные районы столицы готовятся элитные спецподразделения, — отметил он. — На данном этапе больше не будет тактических пауз, а события грядущих часов удивят всех ливийцев». Генерал аль-Мисмари также утверждал, что с 4 апреля, когда Хафтар отдал приказ наступать на главный город страны, потери противника в живой силе составили 940 человек убитыми. Сразу отметим, что все сообщения «Аль-Арабии» в этом контексте надо оценивать ровно с точки зрения информационной обеспечения новой попытки штурма Триполи, который по ряду данных развивается не так молниеносно, как это пытаются представить чины в ЛНА и их эмиратские покровители.
12 декабря после длившихся несколько месяцев позиционных боев и осады Триполи Хафтар объявил о том, что его силы приступают к «решающей битве». На защиту столицы заседающее там правительство мобилизовало формирования из других подконтрольных ему регионов, объявив 20 декабря об активизации подписанного в конце ноября меморандума по военному сотрудничеству с Турцией. Как заявил в минувший понедельник Сарадж, его кабмин вынужден был заключать эти соглашения и просить военной помощи, чтобы не допустить «оккупации» Триполи. Вслед за этим на текущей неделе документ был окончательно утвержден президентом Турции Тайипом Р.Т.Эрдоганом, который указал, что намерен в январе, когда законодатели возобновят работу, направить в парламент запрос об отправке турецких военных в Ливию, если поступит «соответствующее приглашение» со стороны столичного кабмина. Как сообщалось, в четверг ПНС официально обратилось с запросом к Анкаре оказать «воздушную, наземную и морскую» военную помощь. Если еще конкретнее, то 26 декабря заседающее в Триполи ПНС Ливии Фаиза Сараджа обратилось к Турции с просьбой предоставить системы противовоздушной обороны. Об этом сообщил в четверг телеканал «Аль-Хадас» со ссылкой на собственные источники. По их данным, кабинет министров в Триполи хочет также, чтобы турецкие ВВС обеспечили прикрытие его наземных сил. «ПНС попросило Турцию вмешаться с воздуха, чтобы остановить штурм ливийской армии, а также поставить комплексы противовоздушной обороны», — отметили источники. То есть, речь, как мы и говорили ранее, идет прежде всего о направлении в Ливию турецких ВВС. Или, как вариант, их действия с баз на Северном Кипре.
Такой сценарий создает серьезные риски эскалации напряженности в российско-турецких отношениях. Об этом несколько ниже, а пока обратим внимание на то, что 27 декабря президенты России и Египта Владимир Путин и Абдель Фаттах ас-Сиси в телефонном разговоре подтвердили настрой на координацию действий для стабилизации обстановки в Ливии. Об этом сообщили в пресс-службе Кремля. «Подтвержден настрой на дальнейшую координацию действий с целью стабилизации обстановки в этом государстве [Ливии], — говорится в сообщении. — Отмечена важность посреднических усилий Германии и ООН в контексте продвижения политического процесса с участием всех основных ливийских сторон». Отмечается, что в разговоре, который состоялся по инициативе египетской стороны, подробно обсуждалась ливийская проблематика. Иными словами, позиции Каира и Москвы в данном случае солидарны, или речь идет о поддержке усилий Хафтара в рамках нового штурма. И Россия и АРЕ в данном случае действуют вместе с Францией при общем нейтралитете США, если конечно не рассматривать серьезно поставки четырех американских бронемашин силам ЛНА в этом месяце. И египетский президент сейчас изо всех сил пытается такую позицию основных мировых игроков сохранить. Перед разговором с российским коллегой он на эту же тему говорил и президентом США Д.Трампом. Египет поддерживает усилия Ливийской национальной армии в борьбе с террористами и призывает не допустить незаконного иностранного вмешательства в дела Ливии. Об этом, как сообщает телеканал «Аль-Арабия», заявил в четверг 26 декабря президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси в телефонном разговоре со своим американским коллегой Дональдом Трампом. «Египет поддерживает ту важную роль, которую Ливийская национальная армия играет в борьбе с терроризмом и вооруженными милициями, угрожающими региональной безопасности, — сказал ас-Сиси. — Незаконное вмешательство извне в дела Ливии должно быть прекращено».
В этой связи отметим, что по данным французских разведисточников, Россия похоже окончательно определилась с своими приоритетами в рамках ливийского конфликта и в военном отношении уже открыто идет на поддержку ливийского фельдмаршала Халифы Хафтара. По их данным, бойцы российской ЧВК «Вагнер» теперь прочно дислоцируются под Триполи. Они, в частности, управляют всеми операциями по контролю за воздушным пространством с помощью по меньшей мере трех батарей ЗРПК «Панцирь», расположенных сейчас в нескольких километрах от центра города Триполи. Это вооружение оказались чрезвычайно эффективными против беспилотных летательных аппаратов, которыми управляют иностранные операторы из числа спонсоров противоборствующих сторон. Так, один из этих «Панцирей» десять дней назад сбил на высоте около 4600 м БПЛА «Байрактар TB2», управляемый турецкими операторами в интересах правительства Триполи. До этого именно эти «Панцири» сбили в ливийском небе американский и итальянский дроны. Африканское командование ВС США (АФРИКОМ) считает, что их пропавший в конце ноября в небе над Ливией беспилотник мог быть сбит российскими средствами ПВО. Об этом сообщило в субботу 7 декабря агентство Рейтер. В сообщении не указывается, на каком уровне и на основании каких данных были сделаны такие выводы. Приводится лишь высказывание командующего АФРИКОМ Стивена Таунсенда, который в беседе с Рейтер озвучил требования вернуть американской стороне обломки сбитого аппарата. По его мнению, управляющие средствами ПВО «не знали о том, что беспилотный летательный аппарат принадлежит США в тот момент, когда открыли по нему огонь». Официальный представитель командования Кристофер Карни, в свою очередь, в очередной раз повторил утверждения о якобы находящихся в стране «российских наемниках». Российская сторона неоднократно опровергала соответствующие заявления. Так, Кремль назвал «уткой» заявления США о якобы дестабилизирующей роли «военного вмешательства» России в деле урегулирования ситуации в Ливии, а глава МИД РФ Сергей Лавров, в свою очередь, заявил, что утверждения о том, что «российские наемники» присутствуют в Ливии, являются слухами.
Иной точки зрения придерживаются французы. Они считают, что ЧВК «Вагнер» де-факто на сегодня является единственной силой в Ливии, которая располагает такими тактическими радиолокационными средствами в этом районе, что делает любую операцию воздушного наблюдения значительно сложнее. Однако сама ЧВК уже понесла потери в результате атаки на их позиции турецких дронов и артиллерийского обстрела: за первую неделю боевых действий группа потеряла 12 человек. Но при этом они могли добиться сейчас фактической монополии в рамках контроля над воздушным пространством над Ливией, уничтожив практически все турецкие дроны. Французские эксперты в этой связи говорят о том, что Париж все больше беспокоит тот факт, что российское присутствие переводится на самый высокий военный уровень управления: российские специалисты из ЧВК уже сейчас стараются активно участвовать или же фактически монополизировать штабную работу в ЛНА.
Теперь проецируем эту ситуацию на возможное задействование на стороне сил ПНС турецких ВВС. Как представляется, и об этом негативном для российско-турецких отношений аспекте шла речь во время последних по времени консультаций на дипломатическом уровне. Россия и Турция договорились продолжить контакты по ливийской проблематике, включая оказание возможного содействия урегулированию кризиса в этой стране. Об этом говорится в распространенном во вторник 24 декабря сообщении МИД РФ по итогам экспертных консультаций двух стран. «По итогам заинтересованного обмена мнениями была достигнута договоренность о продолжении контактов по ливийской проблематике, включая оказание возможного содействия скорейшему урегулированию кризиса в этой стране», — указывается в документе. Российскую межведомственную делегацию на консультациях, которые состоялись в понедельник, возглавлял спецпредставитель президента по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД Михаил Богданов, турецкую — заместитель министра иностранных дел Седат Онал. Но дальше этих деклараций дело похоже не идет. Более того, выскажем свою точку зрения, что российское присутствие в рядах ЛНА сейчас является одним из самых серьезных препятствий, которое тормозит турецкую интервенцию. Вопрос — надолго ли? Если учесть обострение степени непонимания между Анкарой и Москвой и по вопросу наступления сирийских правительственных сил в Идлибе (Москва обещала Анкаре остановить его развитие, но пока этого не произошло), то налицо, как минимум, образование напряженности в двусторонних отношениях. В любом случае эта позиция Москвы заставляет турок усиливать свое присутствие в Ливии. По ряду данных, Анкара сейчас продолжает наращивать поставки дронов и вооружения с помощью рейсов Boeing-747 молдавской компании Aerotranscargo в Мисурату. При этом в качестве аэродрома подскока они используют базы в Алжире. При этом для войны с турецкими беспилотниками, которая разыгрывается в ливийском небе, представители Хафтара сейчас ведут переговоры о поставке партии из шести китайских беспилотников CH-4B, что сейчас тормозиться Иорданией по причине наличия оружейного ливийского эмбарго ООН (дроны находятся на складах в Аккабе). И там пока ничего не подписано, а различные технические и эксплуатационные вопросы остаются нерешенными.
То же самое касается передачи Хафтару французских вертолетов «Газель»: эти поставки были частично выполнены, но вертолеты стоят на приколе на базах ЛНА из-за отсутствия технического обслуживания. Они попали в Ливию из Мозамбика и Южного Судана, а сами поставки осуществлял известный оружейный брокер Лафрас Луйтингх. Этот бывший боец южноафриканского спецназа, был одним из основателей мифической охранной компании Executive Outcomes, а потом долгое время управлял ЧВК Saracen International. Впоследствии он был нанят своим коллегой Эриком Принсом для работы в Reflex Responsions (R2) в рамках расширения уровня консультаций по вопросам безопасности и борьбы с пиратством для правительств африканских стран. В частности, R2 создал морские полицейские силы Пунтленда (PMPF) по заказу ОАЭ. Эти ЧВК, близкие к Э.Принсу, активно действовали в Ливии вместе с ОАЭ практически с самого начала конфликта. Сами поставленные в Ливию «Газели», по ряду данных, изначально поступили со склада британской армии и затем были проданы южноафриканской компании Paramount Group Айвора Ицковица. Их след затем теряется, прежде чем они вновь появляются на нескольких африканских военных театрах. При этом французский Генеральный директорат вооружений (DGA), который должен препятствовать попаданию изначально французской оборонной продукции в зоны подпадающих под санкции ООН локальных конфликтов, уже много недель делает вид, что он потерял следы этих вертолетов.

62.86MB | MySQL:102 | 0,530sec