Ситуация в Ливии: ноябрь 2019 г.

В ноябре в ведущейся в Ливии войне альянсов (Катар и Турция поддерживают правительство национального согласия  (ПНС), ОАЭ, Египет и Саудовская Аравия – Ливийскую национальную армию (ЛНА) и восточное правительство), заметно изменилась роль Италии, «разошедшейся» с ПНС. На изменение позиции Рима повлияло несколько факторов, и в частности, повышение роли Парижа в ливийских делах при том, что со времени «освобождения» Ливии в 2011 году подходы Франции и Италии к ливийскому урегулированию заметно различались. Не остался незамеченным и визит в Париж главы мисуратских бригад Ахмеда Миитига. Во внутриливийском конфликте «мисуратские» поддерживают ПНС при том, что А.Миитига всегда поддерживал тесные отношения с Римом.

6 ноября явно утратившая чувство реальности прокурор Международного уголовного суда (МУС) Фату Бенсуда потребовала от всех стран сделать все возможное, чтобы выдать МУС трех ливийцев, имевших отношение к прежнему режиму. Речь шла о сыне Муамара Каддафи – Сейф аль-Исламе Каддафи, Ат-Тухами Мухаммеде Халеде и Махмуде Мустафе Бусейфе аль-Верфалли. По данным МУС, первый находится с неясным статусом в г.Зинтан в Ливии, второй – в Каире, третий – в рядах ЛНА.

18 ноября спецпредставитель ООН в Ливии Гасан Саламе представил Совету Безопасности доклад о положении в стране. За несколько часов до этого удар с воздуха был нанесен по кондитерской фабрике на юге Триполи. В результате погибли 10 человек, главным образом – иммигрантов, 35 получили ранения. По оценке Г.Саламе, вне зависимости от того, избирательно или нет наносился этот удар, он должен считаться «военным преступлением». Другим возможным военным преступлением он назвал «атаки, нацеленные в медицинские учреждения, находящиеся в ведении ПНС». С начала 2019 года было совершено по меньшей мере 60 таких атак.

Г.Саламе осудил ставшие непрерывными поставки оружия и боеприпасов сторонам внутриливийского конфликта. По его данным, в 2019 году ЛНА использовала ударные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) свыше 800 раз, силы ПНС – примерно 240 раз. Он отметил также активные действия самолетов ВВС ЛНА и самолетов неизвестной национальной принадлежности. Так, единственный действующий аэропорт на западе Ливии в Мисурате только в сентябре подергался авиаударам 11 раз. «Последствия прямого иностранного вмешательства (в Ливии) все более и более очевидны», — подчеркнул  он, не называя конкретно страны.

22 ноября Пентагон объявил о потере днем ранее неударного беспилотника при полете, который тот совершал над Триполи. В коммюнике Африканского командования Пентагона не приводились какие-либо детали происшедшего. В нем подчеркивалось, что полет совершался с целью «оценить ситуацию (в зоне боев между силами Ливийской национальной армии  и формированиями правительства национального согласия и следить за деятельностью экстремистов». В документе подчеркивалось, что «подобные операции имеют решающее значение для противостояния террористической активности в Ливии и они полностью координируются с соответствующими правительственными структурами».

Тремя днями ранее ЛНА объявила, что ее силы ПВО сбили итальянский беспилотник MQ-9A Reaper в момент, когда он облетал контролируемые силами Хафтара территории на западе Ливии в районе Тархуны. Полет выполнялся в рамках операции итальянских ВМС «Безопасное море» и по согласованию с властями Триполи. Операция «Безопасное море» проводится с 2015 г. с целью наблюдения за торговым трафиком в Средиземноморье, сбора разведданных о террористических и преступных организациях, воспрепятствования перевозке незаконных иммигрантов, защиты итальянских экономических интересов, и в частности, рыболовства.

Морская авиация ВМС Италии использует неударные БПЛА двух типов – MQ-1C Predator-A и MQ-9A Reaper. Эти БПЛА базируются на авиабазах в Амендоле на юге Италии и в Сигонелле на Сицилии. На последней базируются также американские ударные БЛА RQ-4  Global Hawk.

Восточное правительство Ливии немедленно потребовало от итальянских властей объяснения причин появления БПЛА в воздушном пространстве Ливии.

Согласно итальянскому сайту Difesa Online, итальянский БПЛА из состава 32-й эскадрильи Морской авиации ВМС Италии был сбит зенитным пушечно-ракетным комплексом (ЗРПК) «Панцирь-С1». При этом утверждалось, что ЗРПК могли управлять российские советники. В это верится с трудом. Зато хорошо известно, что первой страной, заказавшей разработку и закупившей «Панцирь-С1», являются ОАЭ.

В ноябре продолжилась война компроматов между теми внешними силами, которые поддерживают ПНС (Катар, Турция), и их региональными соперниками, сделавшими ставку на Х.Хафтара (ОАЭ, Египет, Саудовская Аравия). Так, 10 ноября катарский телеканал «Аль-Джазира», понятно, не без помощи соответствующих спецслужб, опубликовал «секретные» документы о той поддержке, которую оказывают ОАЭ и Египет наступлению ЛНА на Триполи.

В частности, гласности был предан секретный документ МИД Египта от 26 мая 2017г., согласно которому суданские военные воевали на стороне ЛНА. Там же упоминается адресованное Х.Хафтару предупреждение президента Чада Идриса Деби об опасности использования различных суданских полувоенных формирований, в том числе повстанческих. По данным властей Чада, эти милиции овладели на юге Ливии значительными по численности партиями бронетехники, которая затем оказалась в Судане.

По данным «Аль-Джазиры», военная помощь Х.Хафтару поступает с египетской базы в Османе на западе АРЕ в Тобрук. Был также зафиксирован военно-транспортный самолет С-130 ВВС Египта, который в июне с.г. совершил по меньшей мере 4 полета между авиабазами АРЕ и базой в Таменхенте, находящейся под контролем ЛНА. Отмечается, что для скрытия этих полетов активно использовались средства РЭБ.

В другом документе, исходящем от военной разведки Египта, якобы подтверждается, что бойцы Х.Хафтара прошли военную подготовку под руководством инструкторов из России на базе близ города Соллум в районе египетско-ливийской границы.

В материале «Аль-Джазиры» со ссылкой на главу МВД Ливии в составе ПНС Фатхи Башагу утверждается, что ОАЭ поставили ЛНА китайские ударные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) Wing Loong и ракеты к ним.

26 ноября госдеп США объявил, что побывавшая в Ливии американская делегация в ходе встречи с командующим Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршалом Халифой Хафтаром осудила «использование» Россией конфликта, который разрывает Ливию.

Согласно коммюнике Госдепа, «высокопоставленные» представители США встретились 24 ноября с «хозяином» Восточной Ливии с тем, чтобы обсудить «меры, которые необходимо предпринять для прекращения боевых действий и политического урегулирования конфликта».

В ходе встречи американская делегация, в состав которой входил, в частности, посол США в Ливии Ричард Норланд, заявила, что «чрезвычайно озабочена использованием ливийского конфликта Россией в ущерб ливийскому народу». Понятно, что гости из-за океана явно забыли, как начиналось все то, к чему привели Ливию.

За 10 дней до этого визита Вашингтон призвал Х.Хафтара приостановить начавшееся в апреле наступление ЛНА на Триполи. Этот призыв прозвучал во время визита делегации контролирующего Триполи ПНС, хотя ранее Д.Трамп подавал сигналы в поддержку ЛНА.

27 ноября ливийская Национальная нефтяная компания NOC объявила о приостановке добычи нефти на месторождении «Эль-Фиил» на юго-западе страны из-за боев между ЛНА и силами, поддерживающими ПНС. По данным ЛНА, месторождение было атаковано боевиками бригад бывших повстанцев, которые во внутриливийском конфликте поддержали ПНС. Сторонники Х.Хафтара сообщили, что отразили атаку с использованием авиации.

Формирования ЛНА в начале 2019 г. установили контроль над наиболее значимыми нефтяными полями на юге страны в ходе операции, призванной разгромить «террористические группы». Среди бригад, воюющих на стороне ПНС, достаточно много исламистских, связанных с «Братьями-мусульманами». Именно поэтому ПНС пользуется поддержкой Турции и Катара. После захвата нефтяных полей ЛНА в апреле начала пока безуспешный штурм Триполи.

Нефтяное поле «Эль-Фиил» эксплуатировалось NOC и итальянской компанией ENI. Его производительность – 70 тысяч баррелей нефти в день. 28 ноября добыча нефти на нем возобновилась.

28 ноября был сделан очередной шаг на пути прямого военного вмешательства Турции в события в Ливии на стороне ПНС. В тот день в Стамбуле было подписано соглашение о сотрудничестве в вопросах обороны и безопасности между ПНС и Анкарой. По оценке представителя канцелярии президента Турции Фахреттина Алтуна, новый документ являет собой более широкую версию предыдущего рамочного соглашения о военном сотрудничестве.

Подписанию этого соглашения не помешало то, что в октябре Лига арабских государств (ЛАГ) призвала арабские страны не сотрудничать больше с Анкарой и сократить их дипломатические представительства в Турции после того, как турецкие военные развернули операцию на северо-востоке Сирии.

В целом очевидно, что ситуация в Ливии по мере все большего вовлечения в дела этой страны зарубежных игроков будет только ухудшаться. А активность внешних сил в Ливии будет только расти – ведь на кону ливийская нефть.

62.85MB | MySQL:102 | 0,711sec