Новые оценки гуманитарного положения сирийских беженцев в Ливане

В конце уходящего года опубликован новый итоговый доклад ООН о положении сирийских беженцев в Ливане, прямо указывающий на то, что охвативший страну глубокий политический кризис способствовал обострению этой гуманитарной проблемы. Более того, нерешенная проблема сирийских беженцев остаётся одной из главных задач в политической повестке нового кабинета технократов, который сейчас активно формируется утверждённым 20 декабря на пост премьер-министра Хасаном Диабом.

Новый аналитический доклад по сирийским беженцам подготовлен совместно тремя гуманитарными агентствами — Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), Всемирной продовольственной программой (ВПП) и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). По его оценкам, в демографическом положении сирийцев в Ливане ситуация статичная и серьезных колебаний с 2017 года не наблюдается. Как и в предыдущие годы, уязвимость сирийцев в Ливане крайне высокая. Доля мужчин трудоспособного возраста среди них минимальная, более 50% беженцев составляют дети младше 18 лет, и 25% семей возглавляются женщинами и пожилыми старше 60 лет.

При этом доля семей, в которых как минимум один член является нетрудоспособным (инвалидность, хроническая болезнь и иные медицинские противопоказания) выросла с 50% до 70% за прошедшие два года.

В то же время, авторы доклада констатируют ухудшение социального положения сирийских беженцев в Ливане за 2019 год, причем по некоторым индикаторам довольно существенное.

Во-первых, главным по-прежнему проблемным фактором является статус сирийцев в Ливане — процесс продления их разрешительных документов на временное пребывание в нынешнем году стал еще более сложным, длительным и бюрократическим. Такая ситуация вызывает растущий стресс и недовольство среди сирийцев, что затрагивает практически все сферы их жизни и деятельности в Ливане, автоматически переводя их в статус нелегалов. Так, доля сирийских беженцев, имеющих легальный в Ливане в течение текущего года продолжала снижаться и составила всего лишь 22% от общей численности по сравнению с 27% в 2018 году. Кроме того, растёт доля незарегистрированных новорожденных, несмотря на недавние послабления ливанских властей, разрешивших сирийским новорождённым детям претендовать на легальный статус в стране, если хотя бы один из родителей обладает таким статусом. Такое положение связано с наблюдаемым в последние месяцы среди сирийцев в Ливане всплеском рождаемости, индекс которой с 2018 года вырос с 22% до 30%.

Во-вторых, число ограничительных мер и решений со стороны Бейрута в отношении сирийских беженцев в 2019 году возросли. Столь целенаправленная политика на центральном уровне сопровождалась аналогичными действиями со стороны муниципальных и местных властей и коммун. И хотя официальная статистка не отражает столь серьёзного, усугубляющего трения между беженцами и местным населением (согласно соцопросам лишь 5% беженцев отмечают напряжённость в отношениях с местным населением, тогда как 41% считает их нейтральными), конфликт все-таки зреет. Он имеет ярко выработанную социально-экономическую причину, и в первую очередь связан с ростом конкуренции за рабочие места и ресурсы. Согласно проведённому в декабре опросу, более 50% сирийских беженцев считают именно этот фактор основной причиной напряжённости (в 2018 году только 37% придерживались этой точки зрения). Одновременно, наблюдается последовательный рост антагонизма в Ливане к фактору сирийских беженцев — число ливанских граждан, прямо или косвенно обвиняющих сирийских беженцев в своих проблемах, неуклонно растёт.

В-третьих, одновременно с экономическими ограничениям (доступ к рабочим местам и пр.), в течение текущего года расширялся спектр социальных ограничений в отношении сирийцев. В частности, серьёзной ограничительной мерой в отношении беженцев является комендантский час и участившиеся рейды полиции и военных на сирийские временные поселения и объекты бизнеса.

В-четвёртых, проблему доступа сирийских беженцев к медицине в 2019 году кардинально решить так и не удалось. Главным препятствием является экономический фактор — доступность платных медицинских услуг не по карману многим из сирийцев. Соответственно, де-факто доступ к медицине ограничен, а ситуация в сфере здравоохранения среди сирийских беженцев в Ливане продолжит и далее ухудшаться.

В-пятых, авторы доклада констатируют, что уровень жизни среди сирийских беженцев остаётся ниже гуманитарных стандартов. На конец 2019 года 40% семей сирийских беженцев в Ливане живут во временных палатках, не отвечающих минимальным гуманитарным стандартам. Но даже та категория сирийцев, которая интегрирована в местные ливанские общины , проживает в  весьма стесненных условиях.

В-шестых, проблема продовольственной безопасности сирийцев в Ливане в 2019 году была на переднем плане. Расходы на продовольствие продолжают составлять основную статью расходов сирийских семей. Согласно новой статистке ООН от декабря с.г. за текущий год число остро нуждающихся в продовольственном содействии семей сирийских беженцев в Ливане выросло с 57% до 63%. Большая их часть — те сирийцы, которые проживают в палатках временного размещения и относятся к категории самых уязвимых. Самая острая и масштабная ситуация с голодом в 2019 году зафиксирована в двух из восьми провинциях — Северный Ливан (38%) и Горный Ливан (33%). При этом характерной особенностью является рост индекса неправильного питания ввиду вынужденной экономии и перехода на менее качественные виды продовольствия — этот индекс вырос с 62% до 75% за текущий год. Как следствие — негативное воздействие на развитие детей и общее здоровье сирийских беженцев.

По оценкам экспертов трёх гуманитарных агентств ООН — ЮНИСЕФ, ВПП и УВКБ, помимо вышеобозначенных тенденций, в течение 2019 года существенно вырос фактор их уязвимости во всех измерениях: социальной, экономической, финансовой и сфере безопасности. Это выражается в росте среднего уровня долга сирийских семей (превысил 1200 долларов, росте показателей принудительного использования детского труда и т.д

Но самое главное, за текущий год не удалось выработать каких-либо действенных решений этой проблемы. Выпущенный в конце декабря доклад трёх гуманитарных агентств ООН фокусируется на анализе ситуации и основных тенденциях, но не предлагает прорывных решений для хотя бы минимизации рисков и шагов по улучшению положения сирийцев. В докладе содержится лишь отсылка к ранним решениям лондонской и брюссельской конференций по Сирии, которые содержат общие рекомендации к ливанским властям упростить процедуру легализации статуса сирийцев, обеспечить их доступ к социальным услугам, особенно, образованию и медицине и пр. Разумеется, в нынешних условиях внутриполитического кризиса многие эти положения просто не выполняются. Тем более с учётом их рекомендательного, не юридически обязывающего характера. Также нужно учесть, что выполнение шагов по нормализации положения сирийских беженцев формально не является условием в обмен на обещанные, но замороженные донорами гранты и кредиты на сумму 11 млрд долларов. В том контексте главным требованием западных стран и международных финансовых институтов к Ливану по-прежнему является проведение структурных экономических реформ в стране, особенно в налоговой и бюджетной сферах, включая неизбежное сокращение социального пакета для ливанских граждан, что как раз вступает в резонанс с мерами по поддержке беженцев. Очевидно, что с формированием нового кабинета министров в Ливане в начале 2020 года, новому руководству придётся срочно искать политическое решение проблемы сирийских беженцев. Алармистский тон декабрьского совместного доклада ООН к этому всячески подталкивает. Других ресурсов в распоряжении нового премьер-министра Х.Диаба просто не имеется.

52.25MB | MySQL:103 | 0,536sec