Некоторые аспекты внешней политики Турции

В настоящее время Турция на внешнеполитических направлениях, имеющих для нее важнейшее значение, испытывает серьезные трудности. В первую очередь, это касается курдского вопроса (точнее, институционализации курдов в Ираке), проблемы Кипра, отношений с Соединенными Штатами Америки и Евросоюзом. При этом трудности на последних двух направлениях также имеют значительную курдскую составляющую.

Основная проблема Турции последних двух–трех месяцев так и не была решена. Никаких изменений с размещением военизированных подразделений Партии рабочих Курдистана на территории Иракского (Южного) Курдистана не произошло. Однако в последнее время наблюдается снижение военно-политической напряженности. Это еще раз подтверждает, что основной причиной напряженности была антиюжнокурдистанская истерия Турции, а также ряд внутриполитических аспектов, связанных с ролью военных и их взаимоотношениями с нынешними гражданскими властями страны.

Турция, понимая пределы своей антиюжнокурдистанской политики, особенно вследствие позиции глобально-политических акторов, а также определенной политической силы непосредственно Южного Курдистана, учитывая серьезные экономические успехи последних лет, пытается проводить амбициозную внешнюю политику, которая сможет позиционировать ее в качестве региональной супердержавы. При этом, понимая свое «одиночество» на глобальном уровне в подходах к курдской проблеме, Турция использует ряд факторов ее сравнительного преимущества и стремится создавать разные механизмы поддержки своих действий на региональном уровне.

Для Турции совершенно очевидна, несмотря на возможные оговорки, поддержка ее антиюжнокурдистанской политики Сирией и Ираном. Близкие экономические отношения и особенно совместные регионально-инфраструктурные проекты позволяют рассчитывать также на политическую поддержку Грузии.

Однако наиболее масштабные действия во внешней политике Турции, ориентированные на укрепление международно-политического авторитета Анкары, наблюдаются на двух направлениях – тюркском и арабо-израильском.

Попытка реанимации тюркской идеи

17-19 ноября в Баку прошел 11-й съезд организации Дружбы, братства и сотрудничества тюркоязычных стран и общин. Это был первый съезд указанной организации (действует с 1993 г.), проведенный за пределами Турции. Выступая на этом съезде, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выдвинул инициативу о создании политического союза тюркоязычных государств для координации усилий на важных внешнеполитических направлениях. Турция считает, что такими важными направлениями могут быть Ирак и израильско-палестинская проблема. По мнению турецкого премьера, отсутствие координации внешнеполитических действий тюркоязычных государств, которых объединяют общие историко-культурные ценности и гуманитарные связи, приводит к определенным издержкам. Представители стран, участвовавших в конгрессе, приняли предложение Эрдогана институционализировать ежегодно проходящие саммиты глав тюркоязычных государств, создав постоянный секретариат. Предполагается, что на основе этого секретариата, который скорее всего будет находиться в Стамбуле, могут быть созданы полноценные структуры неформального объединения. Официальное открытие секретариата пройдет на саммите глав тюркоязычных государства, который состоится через два месяца.

Турецкие власти устами депутата Великого национального собрания Турции от правящей Партии справедливости и развития Алааттина Буюкая предложили также создать по образу Европарламента 50-местный парламент тюркоязычных государств (также в Стамбуле). Предполагается, что число мест для каждой страны будет выделяться пропорционально численности ее населения. По планам, в парламенте будут действовать три комиссии – по внешним сношениям, по социально-экономическим отношениям и по разрешению разногласий. Кроме того, на съезде обсуждались вопрос учреждения олимпийских игр тюркоязычных государств, а также создание единой телерадиовещательной компании. Турция также предложила утвердить турецкий язык в качестве рабочего языка тюркоязычных организаций.

В работе съезда участвовали также президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент так называемой Турецкой Республики Северного Кипра Мехмет Али Талат.

Ранее идея о создании некоего политического союза предлагалась турецкими властями в сентябре 2006 г. на 10-м съезде этой же организации в Анталье. Считается, что создание политического союза тюркоязычных государств является внешнеполитической мечтой Р.-Т. Эрдогана. Так как на конгрессе в Баку отсутствовали представители Туркменистана и Узбекистана, Р.-Т. Эрдоган планирует в ближайшее время посетить эти страны для продвижения идеи предполагаемого объединения. Турция планирует также до создания нового объединения выступить в качестве посредника в деле решения имеющихся противоречий между возможными членами этого объединения, в частности, по пограничным проблемам между Азербайджаном и Туркменистаном (на Каспийском море), Кыргызстаном и Узбекистаном. При этом предполагается, что Турция и планируемый союз должны обеспечивать поддержку Азербайджану и Туркменистану в их возможных спорах по Каспию с Россией и Ираном.

Хотя, по мнению Турции, в основе этого проекта будет лежать не экономическое сотрудничество, экономика может стать важным фактором функционирования союза. Предполагается, что при создании новой организации будет использован опыт создания организации франкоязычных государств.

Как известно, Турция со времен распада Советского Союза пыталась сформировать под своим лидерством организацию, которая включала бы тюркские государства Южного Кавказа и Центральной Азии. При этом упор делался на экономические и военно-политические факторы. Однако экономические сложности и внутриполитические проблемы в самой Турции привели к провалу этой стратегии. Фактически идея о создании некой тюркоязычной организации была дискредитирована. Однако в связи с устойчивым экономическим ростом в стране на протяжении нескольких лет, а также консолидацией власти Турция стала возвращаться к идее формирования политического союза. Немалую роль в этом процессе играют и внешнеполитические проблемы.

Происходит международная изоляция Турции в отношении основных для нее проблем, в частности, курдской и кипрской. Турция, внешняя политика которой все больше становится связанной с регионом Ближнего и Среднего Востока, точнее, с его проблемами, пытается заинтересовать «тюркские государства» вовлечением в мировую политику через крупнейшие проблемы – арабо-израильскую и иракскую. Правда, не совсем понятно, каким образом эти проблемы могут представлять реальный интерес для Азербайджана и стран Центральной Азии, кроме общерегиональной стабильности.

Нынешние турецкие власти считают, что во время президентства Ахмета Недждета Сезера отношения со странами постсоветской Центральной Азии были незаслуженно отодвинуты на задворки внешней политики Турции. Анкара заявляет, что отношениям с этими государствами будет уделяться такое же внимание, как и при президенте Сулеймане Демиреле в середине 90-х годов. В настоящее время МИД Турции в спешном порядке готовит визиты президента страны Абдуллы Гюля, которого во время его недавней трехдневной поездки в Азербайджан сопровождала делегация численностью более 140 человек, в страны Центральной Азии. На начало декабря намечена поездка Гюля в Туркменистан, после чего должны пройти переговоры в Казахстане. После президентских выборов в Узбекистане турецкий президент предполагает посетить Ташкент.

Понимая отсутствие устойчивых экономических и военно-политических предпосылок объединения, Анкара пытается уговорить столицы тюркоязычных государств создать механизмы для координации внешней политики. Можно предположить, что основной целью этой организации будут попытки Турции придать хотя бы какую-то легитимацию своей позиции в отношении проблем Кипра и Иракского Курдистана. Тем не менее для некоторых государств создание подобной организации может представлять определенный интерес с точки зрения создания видимости внешнеполитических альтернатив.

Арабо-израильское направление

В ноябре Турция предприняла серьезные попытки, направленные на урегулирование арабо-израильского конфликта. В Анкаре прошли переговоры между президентом Израиля Шимоном Пересом и главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом. Выступление в Великом национальном собрании Турции стало первым выступлением президента Израиля в мусульманской стране. Во время трехсторонних переговоров в Анкаре было подписано соглашение о создании на Западном берегу совместной, но с преобладанием турецкого бизнеса, индустриальной зоны. Кроме того, предполагается учреждение на Западном берегу турецкого университета с современным госпиталем при медицинском факультете.

Турция особенно подчеркивала приглашение Соединенных Штатов участвовать в конференции в Анаполисе. Турецкие власти обращали внимание на то, что решение Сирии участвовать в конференции в немалой степени было принято с учетом действий турецкой дипломатии, которая пытается осуществлять посредничество между Израилем и Сирией. Кроме того, Анкара ставила себе в заслугу участие в конференции Саудовской Аравии. Как известно, король Саудовской Аравии в рамках своего европейского турне недавно посетил Турцию и был принят в Анкаре с самыми высокими почестями, которые были восприняты многими турецкими наблюдателями как нарушение со стороны руководства Турции дипломатического протокола.

В Турции все чаще говорят, что Анкара — региональный лидер как в экономике, так и в международно-политическом отношении. В турецкой столице любят подчеркивать, что Турция обладает значительным авторитетом как для Израиля, так и для арабов. При этом турки подчеркивают, что Запад ценит усилия Турции на арабо-израильском направлении. Анкара пытается начать новую игру в «тюркском мире», учтя предыдущие ошибки. Однако это «внешнеполитическое бегство» Анкары от курдского вопроса временно. Ведь основными для турецкой внешней и внутренней политики являются не ситуация на Западном берегу и не узбекско-киргизские взаимоотношения.

52.28MB | MySQL:103 | 0,479sec