Президент Пакистана П.Мушарраф: первые шаги на посту гражданского президента

29 ноября Главный судья Верховного суда Пакистана Абдул Хамид Догар во исполнение Конституции 1973 г. привел к присяге Первеза Мушаррафа при вступлении его в должность президента Исламской Республики Пакистан на второй пятилетний срок. Таким образом, Пакистан открыл новую страницу своей новейшей истории — период гражданского правления под руководством президента П. Мушаррафа, оставив позади военно-гражданский период администрации генерала П. Мушаррафа.

«Это краеугольный камень при переходе к полной демократии» — заявил глава государства, подчеркнув, что «все его действия как и в прошлом, так и в настоящем совершаются в интересах государства» [1].

3 ноября в стране было введено чрезвычайное положение, что вызвало волну резкого недовольства как внутри страны, так и в мире. Поэтому основной задачей новоизбранного президента П. Мушаррафа являются демонстрация лояльности и создание условий для проведения честных и независимых парламентских выборов, назначенных на 8 января 2008 г.

В краткой программной речи П. Мушарраф остановился на основных направлениях своей деятельности на посту президента. Подчеркнув легитимность президентских выборов, прошедших 6 октября, на которых он набрал 57% голосов, он отметил важность:

— во внутренней политике — дальнейшего развития демократических процессов в Пакистане и охарактеризовал текущий момент как «переходный к полной демократии в Пакистане»;

— во внешней политике, в частности относительно стран Запада и США, — отстаивание самостоятельного пути развития. Президент подчеркнул, что «страна может принять только ту систему правления, которая отвечает ее особенностям и потребностям».

Одним из первых шагов на пути к «национальному согласию» со стороны президента П. Мушаррафа было объявление об отмене режима чрезвычайного положения с 16 декабря и Временного конституционного указа — основных требований оппозиционных партий и гражданского общества в целом.

Именно к политической оппозиции обратился президент Пакистана в своей краткой иннаугурационной речи с призывом «воздержаться от бойкота всеобщих парламентских выборов, намеченных на 8 января 2008 г.» [2].

В день принятия присяги на верность Конституции президентом ИРП оппозиционное Всепартийное демократическое движение/ВДД/, проголосовав единогласно, информировало о бойкоте приближающихся выборов и четко провело линию между политическими сторонниками и противниками бойкота выборов [3]. Основными требованиями, выдвигаемые альянсом ВДД, являются: освобождение всех судей, отмена ограничений деятельности СМИ и режима чрезвычайного положения [4].

Бойкот выборов на руку прежде всего праворелигиозным партиям «Джамаат-и ислами/Jamaat-i-Islami» и «Пакистан Техрик-и-инсааф/Pakistan Tehreek-i-Insaaf», которые оказывали и продолжают оказывать колоссальное влияние на другого члена альянса – Пакистанскую мусульманскую лигу (Наваз Шарифа)/Pakistan Muslim League (Nawaz) в попытке помешать осуществлению права голосования. Многие националистические партии, прежде всего в пограничной с Афганистаном Северо-Западной пограничной провинции и в Белуджистане, где ВДД имеет серьезное влияние, также высказались за бойкот выборов.

На сегодняшний день заявление многих политических партий о нежелании участвовать в выборах ставит под сомнение целесообразность их проведения в целом, так как не набирается необходимый электорат.

Однако и в оппозиционном лагере наметилось определенное расхождение позиций. Только некоторые политические партии или поддержали выборы, как, например, Беназир Бхуто, лидер Пакистанской народной партии, или не проявили свою позицию (одна из старейших политических партий «Джамаат Улема-и-Ислам Фазлура Рехмана/Jamiat Ulema-i-Islam of Maulana Fazlur Rehman».

Но, тем не менее, ситуация может измениться, так как те же политические партии заявили, что, во-первых, ставят под сомнение обещание президента П. Мушаррафа об отмене режима чрезвычайного положения. Во-вторых, хотя президент и дал клятву на Конституции 1973 г., в настоящее время в стране действует Временный конституционный указ, а действие некоторых статей Конституции 1973 г., гарантирующих основные права человека, приостановлено.

С целью ослабления внутриполитической напряженности президент П. Мушарраф со своей стороны сделал шаг навстречу давним политическим оппонентам, бывшим премьер-министрам Беназир Бхутто и Наваз Шарифу. Приветствуя их на земле Пакистана, он подчеркнул важность создания для них «равных условий» в предстоящих политических баталиях, выразив при этом надежду, что… они будут действовать в конструктивной, цивилизованной, демократической и политической атмосфере» [5].

Четко прозвучала позиция президента П. Мушаррафа в отношении тех перемен, которых ждал Запад от Пакистана. Еще 3 ноября, сразу же после введения ЧП, мир обрушился с критикой и жесткими требованиями об отмене режима, а также об отставке президента с поста Главнокомандующего пакистанскими вооруженными силами. Напомним, что генерал П. Мушарраф ушел в отставку лишь после официального объявления результатов президентских выборов 21 ноября. Сегодня он – высшее гражданское лицо в государстве. «Нереально, — заявил президент П. Мушарраф, — с вашей стороны ожидать, что мы скопируем вашу форму демократии, права человека и гражданские свободы. Западу потребовались столетия для того, чтобы достичь того, что он имеет сегодня; и он хочет, чтобы Пакистан стал таким же, но только за месяцы и годы. Мы хотим демократии, … но мы пойдем своим путем, так как мы лучше понимаем наше общество, наш внутренний мир, чем кто-либо на Западе» [6].

Таким образом, Пакистан отстаивает свой путь демократического развития и следует ему. Осталось совсем немного – отменить чрезвычайное положение, провести всеобщие парламентские выборы и… не возвращать армию во власть.

1. Dawn 30.11.07.

2. Dawn 30.11.07.

3. Dawn 30.11.07.

4. Dawn 27.11.07.

5. Dawn 30.11.07.

6. Dawn 30.11.07.

62.83MB | MySQL:102 | 0,624sec