Турецкая электроэнергетика: потенциальные возможности для России

Принятие Турцией в последние годы ряда законодательных актов, направленных на либерализацию энергетического (в т.ч. электроэнергетического) сектора, включая такие основополагающие документы как Закон №4628 «О рынке электроэнергетики» (2001 год) и Стратегию реформы электроэнергетики и приватизации (2004 год), ознаменовало начало фундаментально нового этапа в развитии сектора.

Стремительный рост потребности Турции в электроэнергии, в среднем, за последние десять лет, составляющий около 6.6% и прогнозируемый на период 2007-2015 год в диапазоне от 6.3 до 8.4%% в год, заставил ряд экспертов заявлять о возможной, в среднесрочной перспективе, нехватке электроэнергии в стране, в случае недостаточно интенсивного ввода в эксплуатацию новых генерирующих мощностей, и предопределил усилия турецкого руководства, направленные на привлечение инвесторов, как местных, так и зарубежных.

Создаваемая в результате начатой в Турции реформы электроэнергетики либеральная структура сектора и быстрый рост потребления э/э открывают перед Россией, традиционным внешнеторговым партнером Турции, широкий спектр возможностей, как по инвестированию в турецкую электроэнергетику, так и по получению заказов на сооружение электростанций всех типов: гидроэлектростанций, теплоэлектростанций, парогазовых установок, а также использующих т.н. «альтернативные» источники энергии. В контексте потенциальных возможностей России, нельзя не упомянуть также «второе дыхание», которое обрел вопрос строительства атомных электростанций в Турции с принятием в ноябре 2007 года Закона №5710 «О сооружении и эксплуатации атомных электростанций и о продаже электроэнергии».

Для подробного ознакомления с концепцией реформы и ходом её реализации, а также с законодательной стороной вопроса, уместно обратиться к соответствующим источникам. Здесь же, с учетом тематики настоящей статьи, следует лишь отметить, что реформа подготовлена с учетом требований и подходов Европейского Союза, и по замыслу турецкого руководства подавляющая нагрузка (прежде всего финансовая) по сооружению новых энергетических мощностей и распределительных сетей, реабилитации и модернизации имеющихся, а также по их эксплуатации должна лечь на частный сектор(1).

Практически реформа проходит со значительными задержками по сравнению со сроками, определенными в Стратегии реформы электроэнергетики и приватизации. Прежде всего, необходимо отметить, что приватизация в распределительном секторе, которой отводится одна из первостепенных ролей в Стратегии, до настоящего времени не начата. В этой связи основные усилия частного сектора оказались сконцентрированными на стороне генерации.

Очевидно, что всплеск активности по сооружению новых мощностей обуславливает широкие возможности, открывающиеся перед производителями энергетического оборудования и здесь необходимо сделать ряд существенных замечаний, касающихся этой отрасли промышленности в Турции.

Можно утверждать, что в Турции существуют представительства практически всех известных производителей основного энергетического оборудования: американских, европейских, азиатских. Более того, некоторые из них (такие как Siemens, ABB, Areva) производят в Турции широкий спектр электротехнической продукции, позволяющий, в значительной степени комплектовать вспомогательные системы электростанций. Инжиниринговые фирмы Турции (среди них, из числа работающих в секторе гидроэнергетики, можно упомянуть Dolsar, SuYap?, YolSu, TemelSu и т.д.) также обладают значительным потенциалом и постепенно становятся известными не только в Турции, но и за её пределами, включая страны СНГ.

В то же самое время единственным турецким производителем энергетического оборудования для гидроэлектростанций (паровые и газовые турбины в Турции не производятся) является государственная компания Temsan, созданная в 1977 году и ассоциированная с Министерством энергетики и природных ресурсов. Однако, не располагая опытом и референциями в области проектирования генерирующего оборудования и не являясь производителем полного перечня необходимых компонент, работа фирмы оказывается в зависимости от инопартнеров.

С учетом изложенного выше можно констатировать, что Турция зависит от поставок основного энергетического оборудования из-за рубежа, что и обусловило важную роль, которую сыграли иностранные, в первую очередь западные, компании в становлении и развитии турецкой электроэнергетики. Однако, возросшая загрузка ведущих мировых производителей на таких, без преувеличения, гигантских рынках как Индия, Китай, Вьетнам, Бразилия и ныне Россия, таят в себе для Турции, уже в среднесрочной перспективе, опасность дефицита поставок из-за рубежа основного генерирующего оборудования и риск недостаточных, для обеспечения потребностей растущей экономики, темпов ввода в эксплуатацию новых генерирующих мощностей.

На фоне положительной политической конъюнктуры и динамичного развития торгово-экономических связей между Россией и Турцией, с учетом того, что поставка энергетического оборудования за рубеж традиционно являлась важной статьей советского и российского экспорта, можно говорить о том, что ситуация на турецком электроэнергетическом рынке в целом благоприятствует тому, чтобы роль отечественных инвесторов и компаний-производителей энергетического оборудования возросла.

Переходя непосредственно к сотрудничеству между Турцией и Советским Союзом, впоследствии Россией (как правопреемницей СССР), можно отметить, что, несмотря на нелинейность его развития, взаимная заинтересованность и даже необходимость укрепления торгово-экономических связей между двумя странами доказана временем.

Курс, взятый Турцией на проведение многосторонней внешней политики, в 60-х годах, предусматривающий развитие нормальных отношений с СССР, привел к тому, что уже в 70-88-х гг. при содействии Советского Союза в Турции было построено более десяти крупных промышленных объектов, многие из которых и по сей день являются флагманами турецкой экономики. Однако, с учетом того, что в числе реализованных энергетических проектов — лишь сооружение ТЭС «Орханели» (сдача в эксплуатацию в 1993 г), а также строительство двух линий электропередач Сейтомер – Сейдишехир и Батуми – Хопа (введены в строй в 1975 и в 1979 гг. соответственно), можно говорить о том, что в период Советского Союза, сотрудничество с Турцией в области электроэнергетики не играло сколь ни будь заметной роли, а носило скорее разовый характер.

Эта тенденция нашла своё продолжение и в период российско-турецких отношений. Вообще проблема диверсификации и повышения доли высокотехнологичной продукции была и остается актуальной для российского экспорта в целом, и Турция в этом отношении не является исключением. Так на фоне растущего товарооборота между двумя странами, достигшего в 2006 году рекордной отметки 20.9 млрд. долл.США (37% рост по сравнению с предыдущим 2005 годом), и сделавшего Россию вторым по важности партером для Турции (Турция в то же самое время входит в пятерку ведущих партнеров России из числа стран дальнего зарубежья), доля топливно-энергетических товаров в российском экспорте – подавляющая и составляет около 65-70%%, а металлоизделий приблизительно 20%. В то же самое время при участии российских компаний в Турции осуществляется строительство лишь двух энергообъектов: ГЭС «Деринер» мощностью 670 МВт («Техностройэкспорт») и ГЭС «Торул» мощностью 100 МВт («Силовые Машины»). Оба проекта присуждены ещё в дореформенный период и Заказчиком в них выступает государство. В рамках же Закона №4628 прецедентов работы российских компаний, ни в качестве инвесторов, ни в качестве подрядчиков, до настоящего времени нет.

Причин складывающейся ситуации можно выделить несколько.

Во-первых, за распадом Советского Союза последовал резкий спад производства, существенное сужение географии и объемов поставок за рубеж с концентрацией усилий на получении крупных заказов на, как правило, традиционных для отечественных поставщиков рынках, как то: Индия, Китай, Вьетнам, ряд стан Ближнего Востока и Латинской Америки. Турция же в их число не входит; кроме того, в Турции наиболее распространены энергообъекты малой и средней мощности.

Во-вторых, со сворачиванием государственных ассигнований в турецкую электроэнергетику, Турция стала остро нуждаться в инвесторах или подрядчиках, способных предоставлять заказчикам долгосрочные льготные кредиты. Если ситуация с потенциальными инвесторами в России с ранних постсоветских времен значительно улучшилась, то вопрос предоставления финансирования и по настоящее время — «ахиллесова пята» подавляющего большинства российских производителей.

Также нельзя не отметить, что Турция – высоко конкурентный рынок, на котором представлены практически все без исключения известные мировые производители оборудования; подходы и требования к инвесторам и подрядчикам в Турции во многом европейские.

Третье обстоятельство, в нынешних условиях, вероятно, наиболее принципиальное и напрямую вытекает из инициированной в России реформы электроэнергетики. План по резкому наращиванию мощностей и начатые широкомасштабные инвестиции в отрасль совпали с ростом возможностей российских компаний и обусловили изменение приоритетов, с рынков зарубежных в пользу рынка отечественного, даже у традиционно экспортоориентированных фирм, не говоря уже о вновь создаваемых. Значительная емкость, относительно большая доходность при меньшей конкуренции (по сравнению с международными рынками) российской электроэнергетики – с одной стороны и ограниченный производственный ресурс отечественных изготовителей энергетического оборудования – с другой стороны, создают опасность, уже в краткосрочной перспективе, резкого сокращения поставок российского оборудования за рубеж.

Возможные последствия крена в сторону российской электроэнергетики очевидны. Кроме того, именно работа на внешних рынках и постоянная конкуренция с ведущими международными фирмами гарантируют апробацию российских технических решений и стимулируют НИОКР.

Разумеется, единственным решением проблемы является наращивание производственного ресурса российских предприятий, и, возможно, с этой связи стоит обратиться к опыту ведущих мировых поставщиков, имеющих свои региональные производственные площадки в странах с дешевой рабочей силой в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и т.д. В той же Турции, совместное предприятие могло бы быть создано на базе действующего предприятия Temsan, с применением российского опыта в области проектирования гидротурбин и гидрогенераторов. Однако, наряду с долгосрочными программами организации новых и расширения действующих производств, видимо, требуется применение аутсорсинга, что может подразумевать выполнение проектных работ и изготовление отдельных, ключевых узлов оборудования в России, при размещении заказов на производство оставшегося объема за рубежом. Опять же обращаясь к Турции, предприятия, имеющие соответствующий потенциал и опыт, в стране имеются.

На фоне наметившегося снижения интереса российских компаний к работе на внешних рынках, интерес к рынку российскому со стороны международных, и в т.ч. турецких, компаний неуклонно растет. Не являются секретом потенциал и успехи турецких строительно-подрядных фирм в России. Так за период с 1991 года и по настоящее время турецкими фирмами, по различным оценкам, получено заказов на сумму, превышающую 20 млрд. долл.США. До сих пор турецкие компании российской энергетике должного внимания не уделяли (во всяком случае, по сравнению с гражданским и промышленным строительством). Однако, в последнее время в ситуации начали обозначаться изменения. В числе проектов, реализуемых турецкими подрядчиками, две электростанции на природном газе, сооружаемые турецким холдингом Zorlu под Москвой (ПГУ Терешково 1-ая очередь и ПГУ Кожуково 1-ая очередь) по 160 МВт каждая. Кроме того, компания Gama выиграла торги на сооружение ПГУ в Шатуре мощностью 400 МВт и в Сургуте мощностью 800 МВт. Можно с уверенностью утверждать, что в самое ближайшее активность турецких компаний в российском энергетическом секторе резко возрастет, как и количество исполняемых ими сделок. При этом у российских производителей, всё еще сохраняющих лидирующие позиции на отечественном рынке, есть хорошая возможность наладить сотрудничество в «двух направлениях», привлекая крупные строительные компании к реализации проектов в России и лоббируя через них свои интересы по получению заказов в Турции.

К примеру, среди крупных проектов, которые могли бы заинтересовать российские предприятия, как в качестве инвесторов, так и в качестве поставщиков оборудования – сооружение тепловых электростанций (на местном лигните) Afs?n Elbistan очередей C, D, E и F, мощность каждой из которых ориентировочно составит по 1 400 МВт.

Говоря о мегапроектах, нельзя не коснуться вопроса сооружения АЭС в Турции, ставшего актуальным после принятия в ноябре 2007 года Закона №5710 «О сооружении и эксплуатации атомных электростанций и о продаже электроэнергии».

Необходимо отметить, что ранее (последний раз в 1997 году) в Турции уже было проведено несколько международных торгов, впоследствии отмененных. После чего турецкое правительство, во многом ввиду бюджетных трудностей, и потенциальные подрядчики, с учетом ранее полученного негативного опыта участия в торгах, на определенном этапе утратили интерес к вопросу.

Однако, текущая ситуация в Турции, с точки зрения устойчивого экономического роста и политической стабильности в стране, достигнутых с приходом к власти Партии справедливости и развития, а также амбиций турецкого руководства – с одной стороны и необходимости резкого наращивания установленной мощности турецких электростанций — с другой стороны, указывает, что планы по сооружению атомных электростанций в Турции имеют серьезные шансы на практическое воплощение.

Несмотря на то, что Закон носит скорее рамочный характер и прямо указывает на необходимость подготовки и ратификации вторичного законодательства, в то же время он и четко определяет сроки объявления международных торгов – 3 месяца с даты вступления Закона в силу (т.е. не позднее конца февраля месяца 2008 года). Как неоднократно отмечалось в прессе, в планах турецкого руководства сооружение трех электростанций суммарной мощностью 5 000 МВт и у России есть большие возможности по участию в этой программе. Именно это направление могло бы стать ключевым на турецком энергетическом рынке.

Подводя краткие итоги настоящей статьи, следует отметить:

Целый ряд факторов, включая либерализацию турецкой электроэнергетики, её быстрое развитие, ситуацию в стране с основным генерирующим оборудованием и т.д., обуславливает благоприятную для российских инвесторов и производителей конъюнктуру для работы в Турции.

Вопрос перегруженности отечественных предприятий российскими заказами может быть решен широким использованием аутсорсинга, со стратегической задачей по организации производственных площадок за рубежом. В Турции такой площадкой могла бы стать корпорация Temsan.

При продвижении российских интересов в Турцию способствующим фактором может стать заинтересованность турецких инвесторов и строительно-подрядных фирм к работе на российском рынке электроэнергетики.

Приоритетным направлением работы в Турции может считаться сооружение АЭС и крупных ТЭС, таких как Afs?n Elbistan, наряду с широким участием в сооружении ГЭС.

В заключение можно отметить, что наметившееся укрепление России, как в экономическом, так и во внешнеполитическом аспекте не может не сопровождаться ростом международного сотрудничества в области высоких технологий, и в секторе, в котором Россия традиционно сильна – в энергетике. При этом перед Россией стоит целый ряд непростых задач, которые предстоит решить, и в первую очередь, связанных с наращиванием объемов производства, увеличением ассигнований на НИОКР, и с поиском баланса при работе на внутреннем и внешним рынке. От решения поставленных задач напрямую зависит и облик российской электроэнергетики и успешность работы отечественных компаний на международных рынках.

1) При этом в области передачи электроэнергии государство сохраняет свою монополию.

52.25MB | MySQL:103 | 0,719sec