Израильские эксперты о ликвидации иранского генерала Касема Сулеймани. Часть 3

Убийство американцами в Багдаде 3 декабря 2020 года генерал-майора Касема Сулеймани, командира «Аль-Кудс», спецподразделения иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР), последовало, по мнению Якова Лапина, военно-политического обозревателя Jewish News Syndicate (JNS), за крупным просчетом со стороны Тегерана в решении поднять ставку в противостоянии с Соединенными Штатами. Хотя степень ответной реакции Ирана пока не ясна, военным стратегам в регионе, в том числе в Израиле, необходимо будет подготовиться к самым серьезным сценариям. Даже при том, что Иран может попытаться нанести расчетливый ответный удар, который заставит противника заплатить цену, не вступая в войну, никто не может быть уверен в том, как будут развиваться события[i].

По мнению израильского обозревателя, признаки намерений Ирана повысить градус напряженности в регионе были очевидны в конце ноября 2019 года, когда генерал Кеннет Маккензи, глава Центрального командования вооруженных сил США (СЕНТКОМ), отвечающий за Ближний Восток, предупредил, что Иран планировал крупную атаку с запуском крылатых ракет и нападение посредством БПЛА на саудовские нефтяные месторождения в сентябре прошлого года. Напомним, что ответственность за повреждение дронами нефтяных объектов саудовской компании Aramco взяли на себя йеменские повстанцы-хоуситы. ООН не смогла подтвердить, что атаки были произведены иранской стороной[ii].

В публикации JNS отмечается, что за несколько часов до американского авиаудара по машине К.Сулеймани в аэропорту Багдада, министр обороны США Марк Эспер повторил предупреждение о том, что Иран планирует нанести новые удары по США и их региональным интересам, и заявил, что Америка предпримет превентивные действия для защиты жизней своих военных и мирного населения.

Обострение ситуации нарастало постепенно: 27 декабря американский гражданин погиб на военной базе в северном Ираке в результате ракетного обстрела, организованного ополченцами «Катаиб Хизбалла» при поддержке Ирана. Ответ Америки, отмечает израильский обозреватель, был сокрушительным в виде авиаудара по базам ополчения в Ираке и Сирии 30 декабря, в результате чего десятки жертв, включая иранских офицеров. Это было предупреждением, которое Иран не учел. 31 декабря Иран направил поддерживающую шиитские ополчения толпу напасть на посольство США в Багдаде, демонстрируя тем самым попытку оказания давления на Америку при сохранении способности отрицать свою причастность.

К.Сулеймани был причастен ко всем этим инцидентам, и его прибытие в Ирак 3 января свидетельствовало о намерении продолжить действовать в ущерб американским силам в регионе. Он потратил годы на создание многонациональной террористической армии и дестабилизацию региона. Фактически он был правой рукой верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, перед которым отчитывался непосредственно. Перед генералом была поставлена задача реализовать радикальное видение Хаменеи, которое заключалось в установлении иранской гегемонии в регионе.

Отмечается, что К.Сулеймани создал марионеточные силы, которые были развернуты в Ираке (где размещены около 100 000 вооруженных членов шиитской милиции), в Сирии и в Ливане (где, по словам израильского обозревателя, «проживает самая хорошо вооруженная негосударственная террористическая армия в мире»). К.Сулеймани оказал значительную помощь «террористическим группировкам Газы» (имеется в виду ХАМАС и «Палестинский исламский джихад»), позволив им запустить ракету по Тель-Авиву, а также силам в Йемене, которые запускают ракеты по саудовским городам. Он снабдил союзные Ирану силы передовым оружием, обучил их, профинансировал и определил для них доктрины и миссию.

Как отмечается в JNS, иранский генерал приказал провести серию вооруженных нападений на позиции и базы США, а также на мирных жителей, армии и стратегические объекты арабских стран в Персидском заливе. К.Сулеймани прилагал усилия, чтобы окружить Израиль ракетными базами и террористическими группировками, и был идеологически привержен уничтожению Израиля. Он усердно создавал военную машину в Сирии, после того, как помог президенту Сирии Башару Асаду выиграть гражданскую войну – войну, которая началась в результате массовых убийств и бесчисленных военных преступлений против суннитов, совершаемых для того, чтобы спасти проиранский режим в Дамаске.

Говорится о том, что целью К.Сулеймани было распространение радикальной шиитской идеологии Ирана по всему ближневосточному региону, нейтрализация американского влияния и запугивание стоящих на его пути государств. Генерал жестоко репрессировал шиитов в Ираке, которым надоело иракское коррумпированное правительство под влиянием Ирана. По указанию К.Сулеймани ополченцы в Ираке превратились в «эскадроны смерти», которые безжалостно расстреляли сотни демонстрантов на иракских улицах, а это означает, что многие иракцы не расстроились, узнав о его ликвидации.

В статье Я.Лапина отмечается, что «в своем стремлении усилить атаки на мировую сверхдержаву [США], К.Сулеймани и иранский режим в последние недели допустили ряд критических ошибок. Первая ошибка – нападение на американцев в Ираке; насмешка А.Хаменеи над Д.Трампом в Twitter, по поводу того, что президент США бессилен действовать в Ираке, была другой; а нападение толпы на посольство США в Багдаде стало третьей ошибкой, которая затронула очень чувствительный американский нерв. У американцев, пишет израильский обозреватель, есть болезненные воспоминания об осаде посольства в Тегеране во время Исламской революции 1979 года и нападении на правительственные объекты США в Бенгази, в Ливии, в 2012 году.

Таким образом, по мнению израильского обозревателя, иранцы серьезно просчитались, так как не смогли понять, как США отреагируют на эти инциденты, и когда К.Сулеймани прибыл в Багдад – «очевидно, для планирования новых атак» – их просчет только возрастал.

По мнению генерал-майора (в отставке) Яакова Амидрора, бывшего советника по национальной безопасности премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, ныне старшего научного сотрудника Иерусалимского института стратегии и безопасности (Jerusalem Institute for strategy and security, JISS), «очень энергичный американский ответ указывает на тот факт, что с точки зрения США иранцы перешли красную линию, и, похоже, у американцев есть сведения о том, что иранцы собирались продолжить пересекать красные линии». По его словам, «американский ответ является предупреждением для иранцев, но он также призван предотвратить операцию, которую они планировали». «Поскольку мы не знаем, как на это отреагирует Иран, оценки не важны. Мы должны предположить, что иранцы ответят, и мы должны быть готовы к этому ответу».

Эта готовность должна включать интенсивную деятельность по сбору разведданных, в которой основное внимание должно уделяться выявлению подготовки иранцев к нанесению удара. Ответ Ирана вполне может включать нападения на Израиль. «Мы должны быть очень осторожными, – подчеркнул Я.Амидрор, – потому что никто не знает, как иранцы отреагируют».

[i] Iran crossed red line with Trump administration; US, Israel, region brace for response // JNS. 03.01.2020 — https://www.jns.org/iran-crossed-red-line-with-trump-administration-us-israel-world-brace-for-response/

[ii]ООН не смогла подтвердить, что Иран стоял за атаками на саудовские НПЗ // РИА Новости. 11.12.2019 -https://ria.ru/20191211/1562239158.html?in=t

62.83MB | MySQL:102 | 0,444sec