Об отношении в Египте к планам Турции в отношении Ливии

5 декабря 2020 года в египетской газете «Аль-Ахрам» была опубликована статья под названием «Несмотря на высокую цену, война в Ливии является последней надеждой Турции на распространение политического ислама» (”Despite high cost, Libyan war is Turkey’s last hope for spreading political Islam”), в которой рассматриваются мотивы Анкары в отношении Триполи[i]. Автор статьи Бассем Али (Bassem Aly) уверен, что «для исламистского президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана ливийская интервенция представляет собой одну из немногих оставшихся возможностей для поддержки других исламистских группировок на Ближнем Востоке, несмотря на высокую цену этой войны».

Ни для кого не секрет, что Ливия является важной частью региональной стратегии Турции, поскольку Анкара стремится играть более значительную роль в мусульманском мире и поддерживать исламистские группировки, которые идеологически поддерживают ее.  Мухаммед Абделькадер (Mohamed Abdelkader), , эксперт по Турции и сотрудник Центра политических и стратегических исследований «Аль-Ахрам» (Al-Ahram Center for Political and Strategic Studies),  отметил, что турки заняты «спасением своего ближневосточного проекта, целью которого является поддержка исламистских движений». Как считает М.Абделькадер, «если Турция потеряет Ливию, она потеряет Северную Африку в целом. Это происходит в свете того, что “Братьев-мусульман” отстранили от власти в Египте и что они потеряли свое влияние и в Судане после свержения экс-президента Омара аль-Башира».

28 декабря руководитель по международным связям оппозиционной турецкой партии «Аль-Хейр» Ахмед Камел Эрозан также указал в своем интервью, что «Анкара поддерживает так называемое правительство национального согласия (ПНС) Ливии, лоббируя интересы террористической организации “Братья-мусульмане”, так как она является последней в регионе». Эрозан иронично заметил, что, «если существующее правительство Ливии (ПНС —авт.) – законное правительство, правительство Башара Асада в Сирии также является законным. Пусть тогда ПНС пойдет к Асаду и пожмет ему руку»[ii]. Помимо этого, «Братья-мусульмане» призвали Ф.Сараджа попросить Анкару о размещении военной базы на территории Ливии. Глава «Братьев-мусульман» и Партии справедливости и строительства Абд ар-Раззак аль-Аради не раз оперировал словами президента Р.Т.Эрдогана, который заявлял о готовности разместить турецких военных в Ливии, если ПНС попросит об этом. Руководитель по международным связям оппозиционной турецкой партии «Аль-Хейр» заявил, что Ливия – это последний приют для «Братьев-мусульман» в регионе.

  27 ноября 2019 года Турция и правительство национального согласия (ПНС) Ливии подписали меморандум о сотрудничестве в военной сфере и соглашение об «Ограничении юрисдикции на море». Они были подписаны по итогам встречи президента Турции Реджепа Тайипа  Эрдогана и премьер-министра ПНС Фаиза Сараджа в Стамбуле. Как указал Фахреттин Алтын, руководитель управления по связям с общественностью администрации президента Турции на своей странице в Twitter, «подписанное сегодня соглашение о сотрудничестве в военной сфере с ПНС в Ливии является более обширной версией нашего предыдущего основного соглашения о военном сотрудничестве. Соглашение предусматривает обучение, подготовку, структурирование юридической базы, а также укрепление отношений между нашими военными. Мы уверены, что нам удастся улучшить ситуацию с безопасностью для ливийского народа». Что же касается соглашения Турции о морской границе с ПНС , то оно фактически дает ей ключевого союзника в борьбе за нефть и природный газ в Восточном Средиземноморье.

             21 декабря парламент Турции одобрил ноябрьские соглашения Анкары с ПНС Ливии, согласно которому турецкие военные и полицейские могут быть направлены для «тренировочных и образовательных» целей в арабскую республику. Нужно отметить, что Анкара до этого соглашения уже поставляла властям в Триполи бронированные машины и задействовала свои беспилотники в помощь правительственным войскам[iii]. Несмотря на то, что соглашение не подразумевало использование вооружённых сил на территории другой страны, Эрдоган уже не раз  заявлял, что готов отправить в Ливию турецкие войска.

        Уже 2 января с. г.  парламент Турции проголосовал за то, чтобы послать войска в Ливию на помощь признанному ООН ПНС.

Айкан Эрдемир (Aykan Erdemir), бывший турецкий депутат, сказал «Ахрам Онлайн», что три трансграничные операции Эрдогана в Сирии (с 2016 года) имели «долгосрочные перспективы», и речь там шла как о военных целях, так и о «создании организаций под турецким попечительством и тюркизации региона».

Для справки:

В ноябре 2019 года  СМИ сообщили, что Турция намерена создать туркоманский пояс или даже туркоманское государство на севере Сирии. В контексте, «тюркизации региона» турецкая Национальная разведывательная организация (MİT) и Миграционная служба (Göç İdaresi) работают вместе, чтобы заселить туркоманами полосу шириной в 5 километров, расположенную между Рас-эль-Айном и Телль-Абьядом[iv]. По имеющейся информации, Главное управление турецкой миграционной службы (Göç İdaresi Genel Müdürlüğü, GIGM) приступило к подготовке переселения семей из «тюркских государств» в Центральной Азии в два северных сирийских города.

Айкан Эрдемир, в настоящее время старший директор турецкой программы в Фонде защиты демократий (Тhe Turkey Program at the Foundation for Defense of Democracies), сказал, что «у Эрдогана, вероятно, есть аналогичные планы в отношении Ливии, хотя его амбиции будут упираться в реакцию турецкого народа на его ливийскую стратегию». А.Эрдемир добавил, что, «учитывая скептицизм турецкого электората по поводу риска жизнью турецких граждан в ливийской гражданской войне, Эрдоган до сих пор использовал для вооруженной борьбы в Ливии исламистских наемников, переброски которых осуществлялись по воздуху из Сирии».

Для справки:

27 декабря 2019 года в СМИ появилась информация о том, что около трёхсот боевиков из состава двух протурецких «бригад», действующих на севере Сирии, были переброшены на ливийский фронт, где поддерживаемое Анкарой ПНС во главе с Фаизом Сараджем противостоит Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара. Как указал в Twitter пользователь Mazen Hassoun, «по данным “полевых источников”, боевики группировок “Султан Мурад” и “Аль-Мутасем” прибыли в Ливию самолётом из турецкого Газиантепа»[v]. Официального подтверждения переброски протурецких сил в североафриканскую страну, однако, не последовало.

Эта стратегия, основанная на использовании наемных отрядов боевиков, по мнению А.Эрдемира, «вряд ли будет достаточна, и  турецкому президенту все же придется задействовать турецкие войска в конфликте, причем не только в консультативных и учебных целях, но и непосредственно на поле боя». По мнению эксперта, «все большее вовлечение турецких войск в активные боевые действия на ливийском фронте и потенциальные людские потери еще больше подорвут авторитет и поддержку Эрдогана у простого населения Турции, которые уже ощущают на себе последствия продолжающегося по сей день экономического кризиса в стране». Иными словами, эта стратегия Турции весьма рискованная, поскольку увеличение ее поддержки ПНС несет в себе значительный риск «увязнуть» в Ливии.

Не будем забывать и о негативных дипломатических последствиях предполагаемого военного вмешательства Турции в ливийский конфликт. Анкара наверняка будет иметь напряженные отношения с рядом стран, ведь реакция на ее действия последовала крайне отрицательная.

В самой Ливии командующий ЛНА Халифа Хафтар 4 января выступил с телевизионным обращением к нации, в котором сказал, что речь идет уже не об освобождении Триполи от ополченцев, а о «противостоянии колонизатору». Он обвинил Турцию в стремлении «восстановить контроль над Ливией», бывшей провинцией Османской Империи и объявил  о всеобщей мобилизации для «изгнания иностранных сил, отправленных в Ливию». Парламент Ливии, который базируется на востоке страны и который поддерживается Ливийской национальной армией, в тот же день проголосовал за отмену соглашения о военном сотрудничестве с Турцией и за разрыв отношений с ней. Меморандум о военном сотрудничестве, подписанный в конце ноября 2019 года главой ПНС Ф.Сараджем и президентом Турции Р.Т.Эрдоганом отныне запрещено публиковать в официальной ливийской прессе. Самого Ф.Сараджа депутаты собираются привлечь к суду за госизмену.

Египета, Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн также выступили с совместным заявлением, в котором осудили «нарушение Турцией норм международного права и посягательство на независимость Ливии и целостность ее земель»[vi]. Такую же позицию заняла и ЛАГ. Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и президент Кипра Никос Анастасиадис совместно предупредили, что «это решение является грубым нарушением резолюции СБ ООН, а нарушение эмбарго на поставки оружия в Ливию серьезно подрывает усилия международного сообщества по поиску мирного, политического решения ливийского конфликта».  Россия выразила обеспокоенность военными планами Турции, а президент США Дональд Трамп заявил, что «иностранное вмешательство осложняет ситуацию».

Ленор Мартин (Lenore Martin), сотрудник гарвардского Центра ближневосточных исследований (Harvard’s Centre for Middle Eastern studies), пояснила, что у Турции есть три мотива воевать в Ливии. Во-первых, по ее мнению, Эрдоган считает, что более тесные связи с Сараджем откроют для Турции возможности ведения бизнеса в Ливии, которая стоит на девятом месте в мире по объемам нефтяных запасов. Л.Мартин напоминает, что «Турция является страной-импортером энергоносителей, и сейчас ее экономика находится под давлением, а уровень безработицы растет. Поэтому она ищет возможности для инвестиций и создания рабочих мест для своего народа. Объем торговли Турции растет и, как ожидается, достигнет 1,6 миллиарда долларов к концу 2019 года». Во-вторых, Л.Мартин считает, то Анкара надеется «создать проблему» для Кипра, Греции и Израиля в отношении претворения ими в жизнь сделки по подводному газопроводу EastMed.

 

Для справки:

          В начале января 2020 года Кипр, Греция и Израиль подписали межправительственное соглашение о проекте морского магистрального газопровода (МГП) EastMed для транспортировки природного газа c газовых месторождений восточного Средиземноморья в Европу. Однако принять окончательное инвестиционное решение (ОИР), то есть договориться о финансировании проекта, стороны решили к 2022 году, после изучения Технико-экономическое обоснование (ТЭО), на разработку которого было выделено 34,5 млн евро[vii]. Плановый срок ввода эксплуатацию МГП EastMed — 2025 год.  Это соглашение вызывало гнев Анкары, поскольку она занимает прочную позицию в богатом энергоресурсами регионе. МИД Турции выступив с резким заявлением, предсказывающим неудачу предприятия стоимостью 7 млрддолларов вскоре после церемонии подписания в Афинах этого соглашения: «Любой проект, который нацелен на игнорирование Турции с самой длинной береговой линией в Восточном Средиземноморье и нацелен на игнорирование турок-киприотов, имеющих равные права на природные ресурсы острова Кипр, не будет успешным». Анкара назвала подобные действия «новым примером бесполезных шагов в регионе, которые пытаются исключить нашу страну».

В-третьих, как говорит Л.Мартин, Эрдоган предлагает свою поддержку ПНС потому, что за ней стоят исламистские ополченцы и сторонники «Братьев-мусульман».

Ленор Мартин говорит, что «Анкара заняла четкую позицию в Ливии, так же как и в Сирии. Ее   положение очень незавидное. Ливия перешла в очень проблемную гражданскую войну, исход которой пока сложно предсказать. Точно так же, как Турция не выиграла от развертывания своих войск в Сирии и своей поддержки оппозиционных сил там, нет уверенности, что политика Эрдогана в Ливии будет более успешной. Турция бросила свои фишки на стол, и только время покажет, будет ли она победителем».

[i] http://english.ahram.org.eg/NewsContent/2/8/358947/World/Region/Despite-high-cost,-Libyan-war-is-Turkey’s-last-hop.aspx

[ii] https://news.myseldon.com/ru/news/index/221225876

[iii] https://www.bbc.com/russian/features-50988217

[iv] http://www.iimes.ru/?p=64476 Габриелян Айк «О плане Турции создать туркоманский пояс в Сирии»

[v] https://twitter.com/HassounMazen/status/1210308209866661900

Mazen Hassoun: A member of Turkish-backed Syrian National Army confirms that many fighters have been sent to #Libyato fight Haftar militias.

[vi] https://middle-east-online.com/الإمارات-تدين-التدخل-التركي-في-ليبيا

[vii] https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/516400-gretsiya-kipr-i-izrail-podpisali-soglashenie-o-stroitelstve-gazoprovoda-eastmed-zaderzhka-1-god/

52.23MB | MySQL:103 | 0,601sec