О прогрессе военно-технического сотрудничества КНР и Пакистана по программе легкого истребителя JF-17 «Гром»

Двухместный истребитель JF-17B

Как сообщают СМИ КНР, 27 декабря 2019 г. на авиастроительном предприятии «Камра» (расположено на одноименной авиационной базе ВВС Пакистана) состоялась церемония передачи пакистанским военным 8 истребителей JF-17B в двухместной модификации, которые предназначены для одной из эскадрилий оперативно-тактической авиации. Всего  ВВС Пакистана получат на вооружение 26 таких самолетов.

Экипаж, состоящий из пилота и штурмана-оператора, сможет более эффективно применять наличные авиационные средства поражения при нанесении ударов по высокоценным наземным целям. При необходимости на втором  месте может быть размещен командир подразделения – крыла оперативно-тактической авиации, который будет управлять действиями эскадрилий непосредственно в воздухе.

Такую возможность обеспечит бортовая аппаратура цифровой шифрованной связи стандарта LINK-17, которая уже позволяет ВВС и ПВО Пакистана обмениваться данными напрямую между подразделениями и одновременно информировать вышестоящие органы военного управления. На месте штурмана-оператора или командира подразделения установлен новейший широкоформатный многофункциональный дисплей типа «тач-скрин», который радикально облегчает восприятие информации и ускоряет процесс принятия решения.

По данным китайских источников, при создании двухместной модификации истребителя JF-17 конструкторы Чэндусского авиастроительного предприятия пересмотрели внутреннюю компоновку самолета, а именно переместили один из топливных баков. Необходимо отметить, что фонарь кабины пилотов выполнен единым, что обеспечивает летчикам максимальный обзор.

Вполне вероятно, что JF-17B оснащен китайским двигателем WS-19 без модуля отклоняемого вектора тяги (ОВТ), поскольку производство данного компонента в КНР ведется в экспериментальном порядке. К настоящему моменту известно о существовании только двух истребителей JF-17 Block I, которые оснащены двигателями с ОВТ.

Данные машины являются тестовыми моделями, предназначенными для отработки технологии, проверки ресурсов двигателя, модуля ОВТ, а также фюзеляжа на предмет определения межремонтного интервала силовой установки, ресурса поворотного сопла и уровня деформации конструкционных материалов, используемых при сборке фюзеляжа.

Кроме того, два истребителя с модифицированными двигателями предназначены для проверки целесообразности применения ОВТ в маневренном воздушном бою. В качестве доказательства, в китайских СМИ периодически появляются фотографии данных истребителей, выполняющих сложные фигуры пилотажа, которые не характерны для боевых самолетов третьего поколения в силу особенностей конструкции.

По оценкам китайских специалистов, авиастроительное предприятие «Камра» способно выпускать ежегодно не менее 12 истребителей JF-17. Указанная производительность будет сохранятся до 2025 г., поскольку к настоящему моменту отсутствует ясность в вопросе производства истребителя следующего поколения.

Обозреватели китайских и пакистанских военно-технических изданий посетили новый сборочный цех авиазавода и отметили высокий профессионализм сотрудников, дисциплину сотрудников в присутствии посетителей, отличные условия работы – чистота в помещениях, бесшумная вентиляция и освещение. По данным китайских источников, в настоящее время, пакистанские самолетостроители ведут активные переговоры с ВВС Азербайджана и Арабской Республики Египет на предмет поставки в эти страны полковых комплектов истребителей JF-17 (по 24 самолета).

 

         Истребитель JF-17 Block III

Достоверно известно, что 18 декабря 2019 г. на заводском аэродроме Чэндусского авиастроительного предприятия первый тестовый полет выполнил прототип новейшей модификации истребителя JF-17 Block III с бортовым номером 3000.  По данным китайских источников, Командование ВВС Пакистана еще в 2015 г. приняло решение о необходимости приобретения JF-17 Block III, а в 2017 г. был размещен заказ на 50 самолетов.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий обратили внимание на несколько моментов.

Во-первых, в передней части фюзеляжа, непосредственно за кабиной пилота на наплывах в местах стыковки крыльев расположены оптические элементы новой системы обнаружения пусков зенитных и управляемых ракет, которая будет предупреждать летчика об обстреле на встречном курсе. Подобная двухплоскостная оптико-электронная система позволит летчику быстрее определять оптимальный курс для ухода от обстрела и, в целом, легче ориентироваться в ходе воздушного боя. Кроме того, в хвостовой части расположена модернизированная система о радиолокационном облучении.

Во-вторых, китайские конструкторы пересмотрели оборудование кабины и заменили три стандартных дисплея на один широкоформатный, который каждый пилот может адаптировать под свои привычки и предпочтения. Концепцию применения широкоформатных многофункциональных дисплеев типа «тач-скрин» китайские специалисты заимствовали у американских конструкторов, создававших истребитель пятого поколения F-22, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Также, китайские специалисты написали новое программное обеспечение для JF-17 Block III.

В-третьих, боевая информационно-управляющая система JF-17 Block III полностью собрана на компонентах национального производства (процессоры и платы), что гарантирует устойчивость к попыткам электронного взлома, которые могут предпринять ВВС Индии. Новая БИУС позволяет в полной мере реализовать возможности комплекса Yingsun-II, который позволяет обнаруживать воздушные цели в инфракрасном диапазоне по  курсу самолета без включения бортовой радиолокационной станции. Данный комплекс передает данные наведения в шлем пилота и позволяет выполнять пуски ракет по принципу «увидел-выстрелил-забыл».

В-четвертых, боевая эффективность JF-17 Block III повышена за счет применении нового индикатора лобового стекла (ИЛС) под обозначением EHUD-2 «Предельный свет». Данное устройство первоначально было разработано специалистами 613-ого НИО Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации для малозаметного тяжелого двухмоторного истребителя четвертого поколения «Цзянь-20», который принят на вооружение ВВС НОАК. После определенных доработок ИЛС EHUD-2 был внедрен в бортовой оптико-электронный комплекс JF-17 Block III. Рассматриваемый ИЛС позволяет пилоту истребителя новой модификации выполнять большее количество задач по сравнению с JF-17 Block I или Block II.

В-пятых,  китайские авиастроители значительно увеличили долю композитных материалов  в конструкции истребителя. Так, углеволокно марки Т-700 (аналогично материалу примененному в F-22 ВВС США) использовано при изготовлении центральной части фюзеляжа, крыльев, хвостового киля, боковых панелей кабины пилотов. Суммарная доля композитных материалов JF-17 Block III составляет более 20%, т.е. отвечает международным требованиям к боевым самолетам четвертого поколения. По количеству арамидных, кварцевых, стекло- и углеволоконных материалов истребитель JF-17 Block превосходит даже истребитель «Цзянь-10С» ВВС НОАК.

В дополнение к вышесказанному отметим, что строевые огни, расположенные на фюзеляже, а также фары на передней стойке шасси изготовлены с применением LED-элементов.  Очевидно, что китайские конструкторы, производители военной электроники и материаловеды уделяют значительное внимание совместной разработке – истребителю JF-17, который имеет высокий экспортный потенциал.

53.18MB | MySQL:103 | 0,539sec