О передислокации немецкого контингента в Ираке

Одним из основных последствий американского удара, во время которого был ликвидирован иранский генерал, командующий спецподразделением «Аль-Кудс» КСИР К.Сулеймани, для Германии стала ситуация в Ираке, ставящая под вопрос дальнейшее участие Бундесвера в миссии по борьбе с группировкой «Исламское государство» (запрещена в России). В связи с обострением проблемы безопасности в начале текущей недели было принято решение о передислокации 32 немецких военнослужащих. Основная их часть находилась в Таджи, откуда они были отправлены на базу Аль-Асрак в Иордании, трое военных, служивших в штабе в Багдаде, были перемещены в Кувейт.

Несмотря на это представители федерального правительства продолжают отстаивать идею необходимости присутствия в Ираке. Так, в письмах, от имени министров обороны и иностранных дел А.Крамп-Карренбауэр и Х.Мааса, направленных в соответствующие комитеты Бундестага и обнародованных немецкими СМИ, говориться, что Берлин «принципиально готов продолжать ранее продемонстрированную поддержку в скоординированных на международном уровне рамках, если этого пожелает Ирак, и позволит ситуация». Отдельно глава оборонного ведомства, лидер старшей коалиционной партии ХДС А.Крамп-Карренбауэр подчеркнула, что решение о переводе затронуло солдат, которые не задействованы в текущей работе, а потому власти считают нецелесообразным подвергать их рискам. Вместе с тем политик отметила, что сама по себе миссия должна быть продолжена поскольку окончательная победа над террористической группировкой «Исламское государство», еще не одержана, а потому создаваемый передислокацией вакуум силы рискует привести к тому, что боевики смогут укрепить позиции. Это нивелирует достигнутые ранее успехи, а также обострит террористическую угрозу не только на Ближнем Востоке, но и в Европе.

Помимо этого важным акцентом в действиях ФРГ в Ираке в связи со сложившейся ситуацией является опора на позицию партнеров. В серии заявлений А.Крамп-Карренбауэр подчеркнула, что находится в контакте с представителями США, Великобритании, Франции и Канады, а также с генеральным секретарем НАТО Й.Столтенбергом. С одной стороны, таким образом участники коалиции по борьбе с ИГ пытаются продемонстрировать, что она по-прежнему существует, свидетельством чего и должна считаться координация шагов. С другой стороны, Берлин явно не хочет нести ответственность в одиночку.

В дополнение к этому в заявлениях Х.Мааса и А.Крамп-Карренбауэр, соперничающих за распределение внешнеполитических полномочий, прослеживается стремление показать, что любое продолжение активности Бундесвера возможно только при условии согласия на это властей самого Ирака. Так, глава МИД ФРГ особо отметил, что Берлин будет «уважать любое решение» иракских властей относительно присутствия иностранных военных на территории страны. Стоит отметить, что законность такого рода мандатов имеет для Германии большое значение, которая по-прежнему входит в состав непостоянных членов Совета Безопасности ООН, а также стремиться к общей реформе организации для повышения своего статуса. Исходя из этого, требование соблюдения норм международного права – важный  элемент внешнеполитической активности.

Немецкие военнослужащие, находящиеся в Эрбиле, пока остаются на своих позициях. Однако А.Крамп-Карренбауэр ранее в этой связи отметила, что не исключена и частичная передислокация сил Бундесвера из курдских районов, хотя и в публикациях немецких СМИ, и в заявлениях политиков именно данная часть миссии рассматривается как имеющая особое значение. Так, представитель СвДП А.Мюллер полагает, что решение правительства о передислокации сил Бундесвера в других районах оправдано, в то время как обучение курдских сил пешмерга должно продолжаться. Кроме того, сами курды заявляют о том, что не хотели бы прекращения немецкого присутствия.  Так, старший внешнеполитический советник президента Курдского автономного региона Н.Барзани Ф.Мустафа заявил: «Нам нужны солдаты, в том числе немецкие, для борьбы с ИГ».

Противоположную позицию отстаивает младшая коалиционная партия СДПГ. Её представитель в комитете по обороне Бундестага В.Хельмих на специальном заседании парламента, посвященном ситуации в Ираке, высказался за то, чтобы Бундесвер был выведен и из курдских районов. По мнению политика, иранское нападение на американскую базу в Эрбиле говорит о высоком риске и для военнослужащих из ФРГ. Сопредседатель партии С.Эскен не призывает к немедленному выводу немецкого контингента, однако считает, что мандат требует корректировки с учетом новых реалий. Более того, на ее взгляд, пересмотр должен затронуть и вопрос о базировании самолетов «Торнадо» в Иордании. Примечательно при этом то, что мандат на эту часть миссии истекает в марте текущего года, а потому в комитетах Бундестаге уже развернулись дискуссии на данную тему.

Таким образом, ситуация на американо-иранском треке породила новую волну дебатов в политических кругах ФРГ относительно целесообразности антитеррористической миссии, причем споры распространяются не только на ее иракскую составляющую. Особенно заметно расхождение позиций коалиционных партий, что говорит о напряженной ситуации в правительстве. Вместе с тем на официальном уровне Берлин не стремиться принимать окончательных решений. С одной стороны, продолжение миссии – важный элемент ближневосточной политики страны, без которого она существенно утратит свое влияние и подорвет безопасность. С другой стороны, ФРГ явно боится обвинений в нелегитимности своего присутствия на иракской территории, т.к. это нанесет ущерб имиджу государства с учетом ее претензий на повышение статуса в ООН.

53.54MB | MySQL:105 | 0,625sec