О третьих внеочередных парламентских выборах в Израиле. Часть 6

Коррупция и Кнессет

Прошедший политический год в Израиле в основном прошел под лозунгом «впервые в истории страны». Впервые Израиль идет на третьи досрочные выборы, впервые две попытки подряд создать правительство, как левое, так и правое не увенчались успехом. Впервые, ключ от правительства был в руках малой секторальной партии и впервые она им дважды не воспользовалась. И в заключении, впервые премьер-министр, лидер правящей партии идет на выборы при трех предъявленных ему обвинений в уголовных преступлениях и впервые на выборы идут сразу три лидера партий, которым так же предъявляются обвинения в уголовных преступлениях.

Перед новым годом, в соответствии с прецедентным решением БАГАЦа, о не возможности руководить министерством, в случае предъявления министру обвинений в преступлениях, глава переходного правительства Биньямин Нетаньяху отказался сразу от трех дополнительно контролируемых им министерств.

Исходя из этого решения вновь министром здравоохранения был назначен, фактически контролирующий это министерство, заместитель министра, лидер партии «Еврейство Торы» Яаков Лицман. Министерские портфели так же получили представители Ликуда. Ципи Хотовели получила пост министра по делам диаспоры и Иерусалима, бывшая министр строительства Ифат Шаши-Битон стала министром социального обеспечения, а еще год назад являвшийся подозреваемым в деле о коррупции Давид Битан назначен на пост министра сельского хозяйства. Также новую должность получил депутат от партии ШАС Ицхак Коэн, назначенный на пост министра строительства.

В свете последних событий, можно отметить, что как минимум двое из назначенных министров уже находятся под полицейским расследованием и им так же предъявляются обвинения и в обмане общественного доверия и получении взяток.

Я.Лицман является заместителем министра с ноября 2017 года, а до этого два года был министром здравоохранения. Он вернул главе правительства портфель министра в знак протеста против работ на транспортных инфраструктурах по субботам. Министром тогда стал Нетаньяху, а Лицман сохранил контроль за здравоохранением, оставаясь его заместителем.

Возвращение Лицмана в кресло министра здравоохранения может быть непродолжительным: полиция рекомендовала отдать его под суд по обвинению в коррупции, мошенничестве и обмане общественного доверия по двум уголовным делам. В сентябре канал «Кан» сообщил, что прокуратура решила принять рекомендации полиции и представить обвинительные заключения против Лицмана.

Первое дело касается помощи фактического главы Минздрава обвиняемой в педофилии бывшей директрисе австралийской религиозной школы Малке Лейфер и другим подозреваемым в сексуальных преступлениях, принадлежащих к ультра-ортодоксальным общинам. По данным следствия, Лицман оказывал давление на подчиненных с целью получить выгодные для обвиняемых экспертные заключения.

Второе уголовное дело было возбуждено по факту заступничества заместителя министра за иерусалимское пищевое предприятие «Голди», расположенное по соседству с домом Лицмана. Минздрав решил закрыть это предприятие по итогам санитарной проверки, обнаружившей в его салатах патогенные бактерии — сальмонеллу и листерию. Узнав о приказе Минздрава, Лицман потребовал его заморозить и настоял на повторной проверке при своем личном участии.

Лидер партии ШАС  Арье Дери уже отбывал тюремный срок за мошенничество и коррупцию, а в настоящий момент снова находится под следствием по подозрению в коррупционных правонарушениях.

В 1990 году против него было возбуждено уголовное дело по результатам журналистского расследования  газеты «Едиот ахронот». Обвинительное заключение против Дери было подано 20 июня 1993 года и он был обвинен в мошенничестве при отягчающих обстоятельствах, нарушении общественного доверия, фальсификации документов. Дери оставался главой МВД в правительстве Ицхака Рабина даже после подачи обвинительного заключения, но вмешался БАГАЦ, постановивший, что Дери должен уйти. Он подал в отставку и отказался от депутатской неприкосновенности.

Суд над Дери продолжался почти пять лет. В 1999 году окружной суд Иерусалима после 400 заседаний вынес приговор: 4 года тюремного заключения и штраф в размере 250 000 шекелей. Рассматривая апелляцию адвокатов Дери, Верховный суд Израиля сократил срок на год в итоге на свободу он вышел 15 июля 2002 года. В октябре 2012 года, перед выборами в кнессет 19-го созыва, Арье Дери возвратился в руководство партии ШАС, однако из-за конфликта с раввином Овадией Йосефом, духовным лидером партии ШАС отказался от места в Кнессете. В парламент он вернулся в марте 2015 года, а потом и в правительство. 10 января 2016 года правительство единогласно утвердило назначение Арье Дери на пост министра внутренних дел Израиля.

И вот уже в марте прошлого года подразделении полиции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью «Лахав 433» допрашивало Арье Дери, по подозрению в отмывании капитала, мошенничестве, обмане общественного доверия и в налоговых правонарушениях. Следствие было сосредоточено на вероятном незаконном переводе денег со счета амуты «Мифалот Симха», которую возглавляет его супруга Яффа Дери, на счета Арье Дери и его родственников.

Еще в июне прошлого года после очередного допроса источники в полиции заявили, что следственные мероприятия в отношении Арье Дери завершены, а в прокуратуре Тель-Авива заявили, что намерены вскоре после выборов  выдвинуть обвинительное заключение. Первоначально планировалось предъявить Дери обвинения в мошенничестве до выборов, однако, как тогда сообщила радиостанция «Решет бет», «все силы были сосредоточены на делах Нетаньяху» поэтому решение по делу главы МВД было отложено. Тогда также сообщалось, что в прокуратуре нет однозначного мнения по поводу формулировки обвинительного обвинения. В полиции утверждают, что Дери может быть обвинен в отмывании капиталов, мошенничестве, злоупотреблении должностными полномочиями и других правонарушениях, а также подозревается и в получении взятки. Однако с того момента прошло уже пол года и до сих пор нет никаких дополнительных решений.

В партии Ликуд , кроме расследования дел против премьер-министра проходило еще два уголовных расследования, против министра труда и социального обеспечения Хаима Каца и против председателя фракции Давида Битана.

Так еще два месяца назад  юридический советник правительства Авихай Мандельблит извеестил министра труда и соцобеспечения Хаима Каца о том, что он предстанет перед судом по обвинению в мошенничестве и обмане общественного доверия. Согласно готовящемуся обвинительному заключению, Кац продвигал в Кнессете законопроект, который должен был помочь его другу финансисту Мордехаю Бен-Ари, который более пяти лет фактически работал личным инвестиционным брокером депутата, а затем министра Хаима Каца и управлял всеми его сбережениями, принеся политику миллионные барыши, — в том числе путем «слива» инсайдерской информации, к которой он имел доступ по работе в компании «Аквиталь».

Мордехай Бен-Ари не получал за этот квалифицированный труд ни зарплаты, ни комиссионных, которые обычно выплачиваются таким посредникам. Его «гонорарами» являлись выгодные компании «Аквиталь» решения государственных органов, принятие которых обеспечивал влиятельный депутат Кац, до назначения на министерский пост возглавлявший комиссию Кнессета по труду и социальному обеспечению.

Хаим Кац лично продвигал через «свою» комиссию Кнессета законопроект, имевший большую важность для компании «Аквиталь» и написанный лично Мордехаем Бен-Ари.

Несмотря на все это, из обвинения будет исключена самая тяжелая статья — получение взятки. Адвокаты подозреваемого убедили юридического советника правительства в недоказуемости такого обвинения.Однако в итоге Хаим Кац был вынужден подать в отставку с министерского поста и обратиться к Кнессету с просьбой предоставить ему депутатскую неприкосновенность.

И поэтому, как и в деле Нетаньяху , пока парламентская комиссия не создана Хаим Кац остается в неприкосновенности. Однако события последних дней могут лишить  его данной неприкосновенности в связи с требованиями партии «Кахоль-лаван» созвать эту комиссию, а так же на возможное большинство в ней и в Кнессете, противников партии Ликуд.

После отказа от дополнительных министерских постов, одним из назначенных на новую должность, стал бывший глава фракции Ликуд, депутат Кнессета Давид Битан, несмотря на то, что он все еще находится под подозрением в коррупционных преступлениях и является основным фигурантом по «делу -1802». Давид Битан подозревается в получении многомиллионной взятки от главы организованной преступной группировки и в ряде других нарушений, относящихся к периоду его пребывания на посту заместителя мэра Ришон ле-Циона. В подобных преступлениях подозревают и арестованного мэра Ришон ле-Циона Дова Цура.

Как сообщается, один из подозреваемых по делу о коррупции в мэрии Ришон ле-Циона, бизнесмен Моше Йосеф дал развернутые показания в отношении Давида Битана. Согласно его показаниям, он служил каналом для перевода средств, которые поступали от подрядчиков к Битану. В общей сложности он передал 5 млн шекелей.

Предполагается, что проблемы Битана начались в 2008 году, когда он, будучи также попечителем местного футбольного клуба, взял крупную сумму денег на «сером рынке», чтобы расплатиться с долгами команды. Расплатиться с кредиторами своевременно Битан не смог, поэтому, как считает следствие, был вынужден искать «альтернативные» источники дохода. В частности, он подозревается в том, что содействовал продаже земли некоему бизнесмену. Однако предприниматель, как полагают в полиции, был фактически подставным лицом, который действовал в интересах члена преступного клана, также арестованного по этому делу, и чье имя запрещено к публикации. Битан якобы получил защиту преступного клана от угроз кредиторов,  взамен продвигая проекты своих «благодетелей». Еще 20 декабря позапрошлого года, на фоне проводимого расследования, Давид Битан подал в отставку с поста председателя коалиции.

Сейчас после вступления в должность Давид Битан находиться как бы в подвешенном положении, до тех пор пока против него не подано обвинительного заключения, он может находиться на министерском посту. Вопрос лишь как долго это будет продолжаться.

В последние месяцы представители партии Ликуд всеми силами, через прессу, пытаются добиться начала уголовного расследования против главы партии «Кахоль-лаван» Бени Ганца,  относительно банкротства возглавляемой им компании.

Как выяснилось из отчета службы Госконтроля опубликованном еще в марте 2019 года, компания «Пятое измерение» («Га-меймад га-хамиши»), которую возглавлял Бени Ганц, получила от полиции заказ «по блату», без положенного в таких случаях конкурса, на сумму 50 млн шекелей. Кроме того, согласно отчету, эту сделку продвигал лично генеральный инспектор полиции Рони Альшейх.

В отделе закупок полиции при утверждении данного контракта исходили из того, что компания существует четыре года, у нее в клиентах числятся пять оборонных структур, а поставляемые технологии существуют в уже готовом виде. В реальности компания существовала три года, клиентов у нее не было, а продукция находилась на стадии разработки.Поскольку компания разорилась в 2018 году, она не успела приступить к выполнению 50-миллионного заказа, однако 4 млн шекелей из бюджета полиции компания «освоила». В связи с этими выводами в Ликуде потребовали начать уголовное расследование по «делу о 50 миллионах» против Бени Ганца. Однако дело так и не открыто до сих пор.

Вот уже более трех лет тянется расследование против бывшего генерального директора партии «Наш дом- Израиль», бывшего депутата Кнессета и бывшего заместителя министра внутренних дел Фаины Киршенбаум. Экономический отдел прокуратуры подал еще в августе 2018, в окружной суд Тель-Авива обвинительные заключения против 10 фигурантов по «делу 242», которое также известно как «дело НДИ».

В числе центральных обвиняемых — бывший заместитель министра внутренних дел Фаина Киршенбаум. Ей инкриминируются многочисленные преступления коррупционного характера. В частности, ей предъявлены обвинения в получении взяток, понуждении даче взяток, мошенничестве, отмывании капиталов, нарушении общественного доверия.

Согласно обвинительному заключению, с 2006 года и до декабря 2014 года, когда следствие по делу перешло в открытую фазу, Фаина Киршенбаум систематически совершала преступления, которые, как следует из материалов обвинительного заключения, были заранее спланированы. Предположительно, Киршенбаум, используя служебное положение, особенно причастность к распределению государственных средств, принуждала к даче взяток, а также получала взятки от государственных ведомств, общественных организаций и частных лиц. Следствие считает, что средства, полученные незаконным путем, поступали не только лично Киршенбаум и членам ее семьи, но и партии НДИ и ее приближенным.

По данному делу уже было осуждено несколько человек, в том числе Давид Годовский, глава организационного отдела партии НДИ. После ряда решений окружного суда и протестов, в декабре прошлого года Верховный суд смягчил приговор Давиду Годовскому. Срок его тюремного заключения сокращен на год — с 7 до 6 лет. Одновременно с этим суд отклонил апелляцию на обвинительный приговор, в рамках которого он был призван виновным в получении взятки, вымогательстве взятки и отмывании денег.

Выборы должны состояться 2 марта и вполне возможно, что еще «всплывут» ряд полицейских расследований, против известных политиков и кандидатов. Однако как показывают опросы общественного мнения, уголовные дела открытые против ряда лидеров партий, практически никак не отразились на их рейтингах, так как большинство их избирателей, несмотря на все предъявленные обвинения, считают все открытые дела против своих представителей политически мотивированными и не верят в объективность полицейских расследований.

52.31MB | MySQL:103 | 0,633sec