Федеральное правительство Ирака подтвердило во вторник 7 января, что решение об эвакуации «боевых» иностранных сил с иракской территории «является необратимым», вместе с этим, указав на продолжение сотрудничества с международной коалицией в области «реабилитации, подготовки кадров и оборудования».
Все это происходит на фоне того, когда Комитет по безопасности и обороне в Совете представителей заявил, что американские войска владеют, примерно, пятью военными базами в отдельных районах, прежде всего, «Айн-Асадом», выразив свой отказ возложить на Ирак расходы по этим базам, поскольку они «были созданы без его ведома». Что, конечно же не так, так как все основные контингенты ВС США размещались в Ираке с ведома властей и при их формальном одобрении, а также активном участии в оборудовании и содержании этих объектов. Тем не менее, официальные представители предпочитают придерживаться прежней линии, временами если не граничащей с фарсом, то наглядно демонстрирующей всю зыбкость громких заявлений о выводе войск, призванных, главным образом, успокоить недовольство проирански настроенной части населения.
«Решение правительства вывести иностранные боевые силы в Ирак является необратимым, и процедуры продолжатся до тех пор, пока все не нормализуется, поскольку национальные силы, рано или поздно, смогут выполнять свои обязанности наилучшим образом», — заявил официальный представитель Вооруженных сил Ирака генерал-лейтенант Абдул Карим Халаф.
Халаф добавил в интервью новостному порталу «Аль Сабах аль-Джадид», что «присутствие этих сил создало много проблем, и что эти сценарии, которые произошли в прошлом, не должны повторяться».
При этом он отметил: «Продолжение обучения использованию вооружения и сотрудничество с международной коалицией, основанное на официальных соглашениях, которые включают партнерство с Министерством обороны и соответствующими властями в этом отношении будет продолжено, поскольку приносит пользу Вооруженным силам Ирака».
Представитель МО Ирака пояснил: «Поддержка, не связанная с боевыми действиями, определяется иракским правительством, и оно не зарегистрировало возражений против его продолжения, поскольку наша проблема, в настоящее время касается только боевых подразделения».
Военный представитель подчеркнул, что «Ирак принял решение ограничить перемещения иностранных боевых подразделений наземным и воздушным транспортом, и поэтому им не разрешено предпринимать такие действия в будущем». При этом, следует подчеркнуть, что режим использования воздушного пространства Ирака таков, что силы коалиции предпринимают полеты на основе уведомительного характера и не более того.
По мнению Халафа: «Недавние нарушения, которые имели место в Ираке со стороны иностранных сил, представляют собой большую глупость, и те, кто их совершил, должны пересмотреть свои действия, особенно после инцидента с убийством иракского чиновника, занимавшего руководящую должность в вооруженных силах».
Далее Халаф продолжил рассуждения в том ключе, что «Ирак положил конец сохранению этих тенденций, чтобы не повторить такие нарушения в будущем. Мы не допустим нападений на иракцев, и есть меры, которые мы предпримем в этом отношении».
Со своей стороны, Бадр Аль-Зияди, член Комитета по безопасности и обороне в Совете представителей, заявил: «Правительство обязано прекратить иностранное присутствие на иракской земле».
В заявлении для портала «Аль-Сабах аль-Джадид» Б.аль-Зияди напомнил: «Ушедший в отставку премьер-министр Адель Абдель Махди попросил парламент на время ввести механизм вывода войск».
В то же время он пояснил: «Совет представителей осуществил свои конституционные полномочия, и сейчас мяч находится на рассмотрении правительства, которое несет ответственность за проведение встреч с высокопоставленными лицами и иностранными лидерами для создания механизма вывода иностранных сил».
Б.аль-Заяди отверг требование, что «Ирак обязан выплачивать суммы за американские базы, которые были созданы на наших землях, поскольку мы не согласились с ними относительно создания этих баз».
По его высказыванию «Американская сторона, ранее, односторонним решением ввела свои силы с оборудованием и оружием различного назначения». Что, конечно же, нонсенс.
ВС США имеют основную базу в «Айн-Асаде» в провинции Анбар и еще четыре базы, общие с иракцами в отдельных районах, таких как Баляд, Мосул («Спайкер») и Таджи. К слову, в той же Таджи, а также на базах «Спайкер» и «Аль-Баляд», иракским ВС досталась практически вся инфраструктура, оставшаяся после вывода основной части американских военных, включая жилой фонд, коммуникации, сотни единиц техники, оборудования, транспортных контейнеров, емкостей для воды, фильтрационных установок и т. п., переданного на безвозмездной основе.
7 января лидер «Национальной коалиции» Ияд Аллауи решил, что будущее иностранных сил должно быть оставлено на усмотрение парламента, «представляющего народную волю и сильное правительство».
На своей странице в Twitter Аллауи заявил, что «определение будущего иностранных сил должно быть оставлено на усмотрение парламента, который представляет истинную волю народа, и сильного правительства, которое ставит безопасность и интересы Ирака и его народа превыше всего». Он добавил, что это делается «посредством реальной программы реформ, которая удерживает от борьбы за власть и создает возможности для мира и стабильности в регионе, который переполнен конфликтами и структура которого разрушила продолжающиеся войны».
В том же духе высказался и глава «Фронта спасения и развития», Усама аль-Неджефи, заявивший во вторник, что Ирак является «единой родиной с разнообразием его религий и национальностей, и группа, претендующая на то, чтобы представлять один компонент, не может формировать политику страны».
У.аль-Неджефи в своем аккаунте в Twitter рассуждает, что «Ирак является единой родиной, и любая исключительность одностороннего суверенного решения, которое затрагивает всех в плане навязывания свершившегося факта и нарушения воли, является ударом по национальному единству».
«Группа, претендующая на то, чтобы представлять один компонент, не может самостоятельно наметить политику страны и судьбу нации»
В тот же вторник Государственный департамент США подтвердил, что вопрос о введении санкций в отношении Ирака пока не обсуждается, отметив, что дипломатические варианты «все еще находятся на столе переговоров с Ираком, который является нашим союзником».
«Сейчас нет намерения вводить санкции против Ирака», — заверила СМИ официальный представитель Госдепартамента Морган Ортагас в своем телевизионном заявлении.
Ортагас добавила, что лучшим вариантом является дипломатический, отметив, что Ирак является союзником США и что, в противном случае, между союзниками могут возникнуть проблемы.
The Washington Post сообщила, что администрация США начала готовить санкции против Ирака, потому что его парламент принял резолюцию, призывающую к выводу иностранных войск из страны.
Со ссылкой на представителей администрации США, имена которых не названы, газета заявила, что «Америка начала готовить санкции против Ирака, потому что его парламент принял резолюцию, призывающую к выводу иностранных войск из страны, в частности, изучается возможность запрета американским компаниям работать с иракскими компаниями, особенно после того, как президент США Дональд Трамп пригрозил Багдаду наложить на него экономические ограничения, если он будет придерживаться антиВашингтонской политики».
«Белый дом и Министерство финансов США возьмут на себя ведущую роль в случае введения санкций, и эти шаги станут очень необычным актом против союзника, поддерживаемого Соединенными Штатами в течение почти 20 лет», однако, «текущие обсуждения являются предварительными, и в конце концов неясно, будут ли приняты меры». По словам одного из источников, «Вашингтон намерен подождать еще немного, чтобы посмотреть, пойдут ли дела в Багдаде дальше заявлений».
«Ряд экспертов считают, что будет трудно, если не невозможно, ввести санкции, не ставя под угрозу американские интересы», — пишет газета.
Таким образом, все озвученные намерения касательно вывода иностранных войск носят чисто декларативный характер, а повседневное взаимодействие с ними в плане обучения и технического содействия будет продолжено без каких-либо ограничений – и это прямо признали иракские силовики. Все остальное, после возможного краткосрочного формального снижения в плане активности, также будет продолжено.