О развитии порта Khalifa (ОАЭ, Абу-Даби)

Морские порты Абу-Даби обеспечивают работой около 90 тыс. человек на территории монархии и формируют более 3% доходов эмирата, не связанных с экспортом нефти. Руководство Абу-Даби возлагает большие надежды на них, связанные с достижением целей, указанных в стратегическом плановом документе Abu Dhabi Economic Vision 2030. Управление портами осуществляет компания Dubai Ports, созданная в 2006 году, владельцем которой является государство.

Основным активом Abu Dhabi Ports является порт Khalifa Port, открытый в 2012 году и заменивший перегруженный на тот момент порт Mina Zayed. Стоимость строительства составила 7,1 млрд долл. США. Согласно утверждению Abu Dhabi Ports, он оснащен самой современной инфраструктурой и оборудованием, не имеющих аналогов на Ближнем Востоке. После ввода в эксплуатацию власти эмирата реализовали несколько проектов по расширению мощностей. В настоящее время порт способен обслуживать контейнерные и автомобильные (Ro-Ro) перевозки, навалочные грузы, оснащен 12 причальными кранами (на сегодняшний день, крупнейшими в мире) «судно-берег», 42 портальными кранами, имеется 20 самосвалов. В июне завершен важный проект, связанный с проведением дноуглубительных работ (до 18,5 м), благодаря которому порт может принимать полностью загруженные суда типа Capesize (крупнейшие в мире грузовые суда). На сегодняшний день Khalifa Port является единственным в регионе ССАГПЗ, способным обслуживать такие суда, а решение о реализации проекта об углублении порта соответствует тенденции к расширению использования судов, наблюдающейся на рынке морских перевозок. Порт обслуживает 25 судоходных маршрутов.

Кроме того, руководство Abu Dhabi Ports указывает, что Khalifa Port станет первым в стране, который будет интегрирован со строящейся системой национальных железных дорог. Напомним, что участки, соединяющие порты Khalifa и Jebel Ali (Дубай) с общей системой железных дорог ОАЭ, которые впоследствии должны быть интегрированы с КСА и, возможно, с Оманом, относятся к так называемой второй очереди на строительство в ОАЭ. Согласно заявлениям правительства ОАЭ, решение о финансировании участков этой второй очереди уже принято, а их ввод в эксплуатацию будет осуществлен в 2021 году (подробнее см. http://www.iimes.ru/?p=59900). В случае, если эти планы будут реализованы (перенос сроков вероятен), Khalifa Port получит важное преимущество в возможностях обслуживания логистических потребностей государств ССАГПЗ как по сравнению с Jebel Ali, так и по сравнению с портами Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна и Катара (на случай, если последний выйдет из режима изоляции, введенного в 2017 году). Кроме того, именно с интеграцией крупного порта с сетью национальных железных дорог последние могут получить повышенный спрос на свои услуги и существенно оправдать свою целесообразность. Что касается решения о «подключении» Khalifa Port к сети железных дорог первым из числа всех портов страны, то, вероятно, это является попыткой властей столичного эмирата обеспечить преимущество своему объекту перед потенциальным конкурентом из Дубая Jebel Ali.

Пропускная способность контейнерного терминала составляет 5 млн TEU в год, к 2022 году планируется расширить мощность объекта за счет ввода в строй нового терминала до 7,5 TEU в год, к 2025 году – до 9 млн TEU в год, а к 2030 году – до 15 млн TEU. Порт способен перевозить 12 млн тонн других видов грузов ежегодно, к 2030 году запланировано увеличение показателя до 35 млн тонн. Эта инфраструктура будет удовлетворять увеличивающиеся потребности страны в логистических услугах, обеспечивать транзит грузов в направлении соседних государств-членов ССАГПЗ, а также способствовать развитию крупного индустриального парка Kizad (Khalifa Industrial Zone), который расположен рядом с портом и является одним из приоритетных объектов, призванным обеспечить экономическую диверсификацию эмирата.

Эксплуатацию контейнерного терминала осуществляет MSC Mediterranean Shipping Company (Швейцария), а автомобильного терминала — Autoterminal Barcelona (Испания). Строящийся контейнерный терминал будет эксплуатировать китайская COSCO Shipping Ports, она же является генеральным подрядчиком по его строительству.

Объемы перевозок пока более скромны по сравнению с дубайским Jebel Ali и до 2019 года сосредотачивались главным образом на обеспечении потребностей эмирата Абу-Даби (более 90% перевозок), нежели чем на транзите. Так, по итогам 2018 года показатель контейнерных перевозок достиг 1,6 млн TEU, по итогам 2017 – 1,4 млн TEU. Однако по итогам 2019 года ожидается существенное увеличение объемов (до 3 млн TEU), что в значительной степени обусловлено ростом транзита.

Хотя показатель пока скромный по сравнению с Jebel Ali (почти 15 млн TEU в 2018 году), интенсивно реализуемые проекты по расширению указывают на то, что у дубайского порта может появиться новый конкурент. Стоит отметить, что основным аргументом критиков проекта Khalifa Port был именно факт его дублирования порта Jebel Ali, что должно не усилить общий потенциал страны, а обострить конкуренцию между двумя эмиратами. Хотя официальные представители Dubai Ports и Abu Dhabi Ports отвергли эту версию, дальнейшее развитие событий показало, что конкуренция между ними вероятна.

В целом инвестиции в объекты морской логистики в ССАГПЗ являются одним из наиболее доступных способов диверсификации экономики и привлекают инвестиции со стороны правительств государств региона. Причем амбиции, объемы вложений и скорость реализации проектов в развитие этой инфраструктуры превышают темпы роста рынка морских перевозок в регионе, что, скорее всего, обострит конкуренцию между монархиями Аравийского полуострова за долю рынка в этом привлекательном и доходном секторе.

62.82MB | MySQL:102 | 0,518sec