Макроэкономическое развитие Пакистана на современном этапе

Официальные экономические публикации правительства Пакистана, включая ежеквартальные отчеты Государственного банка страны, дают возможность составить представление как о современном состоянии экономики этого государства, так и о возможном развитии ситуации в национальном хозяйстве в ближайшем будущем.

Однако прежде чем рассмотреть макроэкономический рост Пакистана, следует остановиться на многочисленных спекуляциях, появившихся как в пакистанской, так и в зарубежной прессе о крайне негативном воздействии сложной внутриполитической ситуации на макроэкономику страны, включая внешнеэкономические связи (открытое противостояние в марте текущего года Верховного суда и президента Первеза Мушаррафа, крайне неудачный штурм в июле с.г. мечети Лал Масджид, введение в начале ноября чрезвычайного положения и очередное противостояние с юристами и судебными органами и др.).

Следует начать с цитирования сделанного в самом конце ноября заявления федерального министра финансов страны д-ра Салмана Шаха: «В Пакистане продолжится высокий экономический рост, несмотря на существующую в стране сложную политическую ситуацию» [1]. Конечно, можно считать, что это своего рода стремление показать ситуацию в неких розовых тонах, особенно если учесть, что заявление было сделано на заседании Торгово-промышленной палаты иностранных инвесторов. Однако есть много оснований полагать, что оно соответствует истине.

Самое же главное заключается в том, что многие политические обещания, данные ранее Первезом Мушаррафом и опосредованно влияющие на макроэкономический рост, были им выполнены: он ушел с поста главнокомандующего сухопутными войсками и стал гражданским президентом, 15 декабря отменил чрезвычайное положение, и — пожалуй, это главный показатель доверия третьей власти к президенту — он был утвержден на посту президента тем же Верховным судом, с которым не раз в этом году наблюдалось открытое противостояние.

Но вернемся к макроэкономике. Остановимся на темпах экономического роста как на одном из важнейших показателей состояния национального хозяйства страны. В последнем финансовом году (2006/07 г.) они составили выше 7%. Более того, за последние пять лет (период нахождения у власти Первеза Мушаррафа) этот параметр в среднем за год колебался от 6 до 8%. Для сравнения отметим, что, например, в 2000 г. темпы роста валового национального дохода (ВНД) составили лишь 2%. А в 90-е годы, когда Наваз Шариф и Беназир Бхутто активно сменяли друг друга на посту премьер-министра, не стесняясь брыкнуть своего соперника, темпы экономического роста составляли в среднем менее 4%, причем скачки по годам наблюдались едва ли не от 0 до 6%.

Говоря же о перспективах роста, отметим, что по 10-му плану экономического развития Пакистана (июль 2005 г. — июнь 2011 г.) среднегодовые темпы роста ВНД во второй половине этого срока должны составить не менее 10% в год [2]. Здесь надо учитывать, что макроэкономическая ситуация в Пакистане зависит и будет зависеть от множества внешних и внутренних факторов, например, от погодных условий (влияние на ситуацию в сельском хозяйстве и по цепочке — в ряде отраслей промышленности, в первую очередь текстильной), от дальнейшего развития ситуации на мировом рынке, в первую очередь рынке нефти (учитывая постоянный рост затрат Пакистана на импорт этого энергоносителя), от положения на мировом рынке текстиля – главного экспортного продукта страны. Да и политическая ситуация в стране может оказывать потенциальное воздействие на развитие экономики. Разумеется, существует множество и других факторов.

Любопытно сравнить экономическое положение в Пакистане с экономическим положением соседних государств. Так, за последние три года темпы экономического роста в Индии (а именно с ней, как правило, сравнивают Пакистан) колебались от 7 до 9%, на Шри-Ланке – от 6,0 до 7,5%. В Китае, демонстрирующем самые высокие темпы роста в мире за последние пять лет, этот показатель в среднем в год был стабильно выше 10%. На Ближнем Востоке отличается Кувейт – около 10% в среднем в год. (Отметим параллельно, что рост мирового ВНД за последние пять лет составлял в среднем за год 4-5%).

Что касается стран региона Ближнего и Среднего Востока, то Иран демонстрировал в целом неплохой рост экономики: в 2003-2007 гг. он был, по вполне понятным причинам (нефть), на уровне 5,5%. Примерно такие же показатели были у Турции. Естественно, что об Афганистане на макроуровне сказать ничего невозможно, кстати, и на микроуровне отметить что-либо конструктивное в развитии экономики этой страны тоже практически нечего; основные разговоры сводятся к производству наркотиков.

Но вернемся к Пакистану. Другой не менее важный макроэкономический параметр – доход на душу населения. Сейчас он составляет, по официальным данным, 925 долл. В прошлом году он был равен 830 долл., а в 2000 г., например, доход на душу населения составлял 520 долл. По мнению премьер-министра страны Шауката Азиза, этот показатель уже в текущем финансовом году (2007/08 г.) достигнет 1000 долл. [3] (Попутно отметим, что в настоящее время курс рупии к американскому доллару составляет 60 рупий за 1 долл.).

Теперь несколько слов о том, каков вклад отдельных отраслей в создание ВНД. Здесь следует выделить три сферы экономики – сельское хозяйство, промышленность (включая энергетику и строительство) и производство услуг. Сейчас в сельском хозяйстве создается 20% всего ВНД (в аграрном секторе занято 45% экономически активного населения, и от него зависит жизнь примерно 2/3 населения страны), свыше 25% создается в промышленности, а остальное – т.е. более 50% — в сфере услуг [4].

Тенденция перераспределения ролей этих сфер в создании ВНД по времени вполне логична и характерна практически для всех стран, в том числе и для Пакистана: постепенное падение значения аграрной отрасли, рост промышленности и рост сферы услуг. Для примера: в 1970 г. вклад сельского хозяйства составлял около 40%, а промышленности – чуть более 20%, сферы услуг – около 40%. В 2000 г. ситуация стала иной – сельское хозяйство давало 24%, промышленность – 24%, а сфера услуг – около 50%.

Следует отметить, что хорошая экономическая ситуация в стране в последние годы была основана на довольно стабильном росте сельского хозяйства (достаточно сказать, что в минувшем финансовом году – 2006/07 г. — урожай пшеницы был рекордным – почти 24 млн тонн). Правда, по предварительным данным, в предстоящем финансовом году из-за прогнозируемых менее благоприятных погодных условий весной 2008 г. (урожай сезона «раби») он может быть меньше. Однако если ощутимых перемен здесь не произойдет, то едва ли следует в перспективе ожидать заметного снижения роста сельскохозяйственного производства.

Аналогичная позитивная ситуация сложилась в целом и в промышленности, хотя определенные сложности здесь были. Они связаны с застоем в производстве хлопка и даже с небольшим падением его производства, правда, лишь на 0,1%. Соответственно, мощности текстильной промышленности были загружены недостаточно. Кроме того, ощущалась нехватка металла и, конечно, немалое влияние оказывала негативная для Пакистана ситуация на мировом рынке с нефтью – цены на нее значительно возросли. Рост промышленности составил в истекшие несколько лет в среднем 9% в год. Но здесь следует сделать оговорку: во-первых, это – усредненный показатель, включающий помимо крупной промышленности и мелкую, а также энергетику и строительство; крупная промышленность показывала темпы роста в среднем в размере 14%.

Кроме того, нельзя не отметить относительно невысокие темпы роста инфляции – 8% в последние годы. Скорее всего, этим данным можно верить. Но надо учитывать, что это опять-таки усредненный уровень. Рост цен на продовольственные товары составил 10%, на непродовольственную продукцию – 6%. Правда, правительство намеревалось снизить ее в целом до 6,5%, но это не удалось в силу различных причин. Для сравнения отметим, что в 90-е годы размеры инфляции колебались в среднем от 10 до 13%.

Но все же за счет чего непосредственно был обеспечен экономический рост в последние годы? Преимущественно за счет внешней помощи и иностранных инвестиций, а не за счет внутренних накоплений и последующих капиталовложений. Хотелось бы сослаться на мнение пакистанских экспертов, поскольку в данном случае есть все основания доверять их мнению. В «Экономическом обзоре Пакистана за 2006-2007 г.» записано следующее: «53% экономического роста страны было обеспечено за счет иностранных инвестиций» [5]. При этом нужно подчеркнуть, что речь идет только об инвестициях, а не об иностранной помощи (а она весьма велика).

В минувшем финансовом году общая сумма иностранных инвестиций составила 5,3 млрд долл., причем подавляющая их часть – это прямые инвестиции (4,3 млрд), а не портфельные. На первом месте – США (почти 1,5 млрд долл.), на втором – Англия (чуть более 1 млрд долл.), на третьем – Голландия (760 млн), далее – Китай, Эмираты и т.д. Так что никакая сложная внутриполитическая ситуация в Пакистане не повлияла на иностранных инвесторов. И с нашей точки зрения, не повлияет и в дальнейшем. Особенно с учетом сказанного выше ослабления напряженности во внутриполитической ситуации в стране.

Посмотрим, куда идут иностранные инвестиции? 80% зарубежных капиталовложений направляются в четыре основные сферы: телекоммуникации, кредитно-денежная система, энергетика и производство некоторых продовольственных товаров, различные напитки, сигареты.

Несколько в меньшей степени, но все же остаются привлекательными для зарубежных капиталовладельцев такие отрасли, как нефтепереработка, нефтехимическая промышленность, текстильная отрасль, производство цемента и некоторые другие.

И конечно, как рост национальной экономики в целом, так особенно и благосостояние населения страны обеспечили поступления от пакистанцев, работающих за границей. За десять месяцев, с июля прошлого года по апрель нынешнего в Пакистан поступило почти 4,5 млрд долл. Если экстраполировать эту сумму на потенциальные годовые поступления, то получится 5 млрд долл. Для сравнения отметим, что в прошлом году эта сумма составила 3,6 млрд долл. Предположительно в 2007/08 г. эта сумма возрастет до 5,5 млрд долл.

Внешняя торговля. Пакистанский экспорт составил в истекшем финансовом году чуть более 17 млрд долл., хотя планировалось 18,7 млрд. Структура его традиционна: на первом месте товары хлопковой группы – хлопок-сырец, хлопчатобумажная пряжа, ткани, готовые изделия (65% всего объема экспорта), далее идут продовольственные товары, преимущественно рис, рыба и рыбопродукты, затем некоторые продукты переработки нефти, спорттовары, кожа и кожаные изделия, хирургические инструменты. В географической структуре вывоза также ничего не изменилось. Основные импортеры пакистанских товаров – США, затем идут Великобритания, Германия, Япония, ряд арабских стран – ОАЭ, Саудовская Аравия и некоторые другие.

Что касается импорта, то он составил почти 31 млрд долл. Это означает дальнейший рост торгового дефицита почти до 14 млрд долл., что даже превышает валютные запасы страны, которые насчитывают 13,7 млрд долл.

Правительство планировало сократить размеры ввоза хотя бы до 28 млрд долл., но этого сделать не удалось, хотя и проводилась соответствующая импортная политика по сокращению импорта целого ряда товаров – удобрений, автомобилей, металла и металлоизделий (с учетом того, что Пакистанский металлургический завод вышел на полную мощность в 1,1 млн тонн стали в год после всех баталий с его приватизацией), некоторых других товаров.

Но рост цен на нефть свел все усилия на нет, к тому же увеличилось количество ввозимого продовольствия (порошковое молоко и молокопродукты, растительное масло, а из-за плохого урожая бобовых пришлось увеличить их импорт), а также машин и машино-технического оборудования и др. Если рассматривать структуру импорта, то здесь на первом месте стоят сырая нефть и некоторые виды нефтепродуктов (свыше 30% всего объема ввоза), машины и оборудование (22%), затем, как ни странно, оборудование для телекоммуникационной связи – только ввоз сотовых телефонов по стоимостному объему составил около 25% всего импорта. Телекоммуникационный сектор в настоящее время – одна из наиболее быстроразвивающихся сфер экономики, и этот фактор существенно влияет на рост импорта.

Рост импорта был обусловлен также увеличением ввоза других, помимо нефти, сырьевых товаров – 11% от всего объема импорта, химикалии – 6,5%, сотовые телефоны – 27,6%. В целом, экспорт в 2006/07 г. вырос лишь на 3,5%, в то время как импорт — на 8,1% по сравнению с 2005/06 г.

Что касается географического распределения импорта, то здесь тоже ничего нового; поэтому очень кратко: на первом месте – Саудовская Аравия, причем с большим отрывом, далее США, Япония, Кувейт, Германия, Малайзия и лишь потом Великобритания.

Несколько слов о демографической ситуации в стране. На 1 января 2007 г. население страны, по официальным данным, составляло 159 млн человек. Среднегодовые темпы прироста были чуть меньше 2%. Распределение на сельское и городское не претерпело каких-либо изменений – 2/3 сельское и 1/3 – городское. Население весьма молодое – около 37% составляют дети до 14 лет. Если дальше посмотреть на возрастную структуру населения страны, то окажется, что помимо указанной цифры 57% — лица от 15 до 60 лет и 6% — свыше 60 лет. Трудоспособное население составляет примерно 100 млн человек (это лица старше 10 лет), а экономически активное – 50 млн человек. Безработных насчитывается, по официальным данным, 3,1 млн человек [6].

И в заключение несколько слов об отношениях с Россией. Двусторонний товарооборот просто ничтожный – по словам бывшего премьер-министра М. Фрадкова, сказанным им журналистам в аэропорту Исламабада по прибытии туда в апреле 2007 г., он составляет примерно 400 млн долл. в год. Три четверти российского экспорта — это минеральные удобрения, металл, ферросплавы, древесина, целлюлозно-бумажная продукция, некоторые другие товары. Из Пакистана к нам поступают текстиль и текстильные изделия, кожа и кожаные изделия, рис, фрукты, медикаменты.

Визит М. Фрадкова был практически пустым – продлили на 10 лет Соглашение о незаконном обороте наркотиков, подписали новую Программу культобменов на 2007-2009 гг. (по существу, продлили прежнюю, подписанную во время визита Первеза Мушаррафа в феврале 2003 г. в Москву). И еще подписали три Меморандума о сотрудничестве – с КАМАЗом, «Российскими железными дорогами» и Агрохимической корпорацией «Азот».

Конечно, предыдущие двусторонние встречи Путина и Мушаррафа на различных международных форумах способствовали какому-то продвижению вперед, но это, естественно, крайне незначительные шаги. Небольшое значение имела также поддержка Пакистаном вступления России в качестве наблюдателя в организацию «Исламская конференция» и аналогичная поддержка Россией вступления Пакистана в таком же качестве в Шанхайскую организацию сотрудничества.

Беда, с нашей точки зрения, отчасти заключается в том, что Москва упорно не хочет продавать Пакистану какое-либо оружие, несмотря на многочисленные просьбы со стороны Исламабада. А это могло бы принести России миллиардные доходы, да и товарооборот вырос бы на десяток позиций. Но Москва в этом вопросе постоянно оглядывается на Индию.

А Индия не оглядывается на Россию и благополучно закупает то, что ей нужно, у Израиля и США. (Индийцы закупили у России гражданский ИЛ-76 и делают из него АВАКС с закупленной у Израиля электронной начинкой). Во время визита в 2004 г. Кондолизы Райс в пять стран Азии, включая Индию и Пакистан, в Дели ей были высказаны претензии по поводу продажи Исламабаду истребителей F-16. Реакция госсекретаря США была мгновенной – мы готовы поставлять вам (Индии) и F-16, и F-18. Индийская сторона призадумалась.

И еще несколько слов о перспективах развития экономики в 2008 г. Темпы экономического роста вновь запланированы в размере 7%, но пока что из-за снижения роста агросферы — это ожидается уже сейчас — они будут на уровне 6%.

Немалую роль в экономическом росте будет играть внешняя помощь. В частности, отметим, что в середине августа с.г. в Пакистане с официальным визитом побывал Генеральный директор Западно-азиатского департамента Азиатского банка развития (АзРБ) Хуан Миранда, который в ходе длительной беседы с премьер-министром Шаукатом Азизом сообщил, что уже одобрено выделение Пакистану в течение предстоящих трех лет (начиная с 2008 г.) низкопроцентных кредитов на сумму 6 млрд долл. (каждый год по 2 млрд) на реализацию проектов, которые одобрены банком (81 проект). Среди них – энергетический сектор, развитие городского хозяйства, рациональное использование природных ресурсов, транспорт, коммуникации и, конечно, борьба с бедностью [7]. Кроме того, АзРБ готов предоставить деньги на строительство трансиранского газопровода, который сейчас стоит 7,4 млрд долл.

Кстати сказать, на переговорах с представителями пакистанского правительства во время апрельского визита Фрадкова «Газпром» предложил разработать генеральную схему развития газовой промышленности страны, а также участвовать в сооружении трансиранского газопровода.

1. Dawn. 28.11. 2007.

2. Pakistan Economist. July 19-25, 2004.

3. The News. 17.08.2007.

4. Pakistan Economic Survey 2006-2007. Islamabad, 2007, c. 1-14.

5. Pakistan Economic Survey 2006-2007. Islamabad, 2007, c. i.

6. Все данные о демографической ситуации в Пакистане почерпнуты из Pakistan Economic Survey 2006-2007. Islamabad, 2007, c. 189-207.

7. The News. 17.08.2007.

52.29MB | MySQL:103 | 0,428sec