Глава парламентского комитета по нефти и энергетике Хебат аль-Халабуси призвал 15 января, и. о. премьер-министра Аделя Абдель Махди направить в парламент на рассмотрение депутатов соглашение, заключенное между Ираком и Китаемв. Ряд из членов парламента подвергли этот документ резкой критике и расценили вероятность его реализации, как «третью оккупацию». Параллельно с активизацией антикитайской партии, бывший премьер-министр, Нури аль-Малики, представил проект по восстановлению инфраструктуры стоимостью 70 млрд долларов который также был отклонен «по политическим причинам», не в последнюю очередь потому, что и. о. премьер-министра «заложил строительный блок соглашения с Китаем». Таким образом, расчеты тех, кто утверждал, что, мол, в Ираке «только и мечтают о том, как избавиться от американской опеки и с радостью отдаться под китайскую», будут разочарованы. Ничего подобного нет. В Ираке прекрасно представляют всю жесткость китайцев и их практику многократно добиваться выгоды от любого вложенного или кредитного доллара, или юаня. Иракский рынок представляет крайне финансово емкий и платежеспособный субъект, способный поглотить и освоить сотни миллиардов вложений, так как, практически последние полвека, страна находилась в состоянии либо войны, либо осажденного лагеря. По сути, восстановление Ирака только-только начинается и за все эти потенциальные контракты развернется жесткая борьба. Собственно говоря, политика тут практически ни при чем, дела касается сугубо экономических аспектов, бизнеса, где китайцы уже способны по целому ряду направлений бросить серьезный вызов США и странам ЕС, той же Южной Корее и Японии. Единственный, кому это не грозит – это РФ, которой совершенно нечего предложить Ираку, кроме оружия (где, кстати, китайцы могут ее потеснить), и некоторых проектов в сфере нефти и газа.
Х.аль-Халабуси сказал в интервью новостному порталу «Аль-Сабах аль-Джадид»: «Мы направили официальное письмо премьер-министру, чтобы предоставить нам копию меморандума или соглашения о взаимопонимании, заключенного правительством с его китайским коллегой, которое включает пункты и приложения, которые он содержит, чтобы проинформировать Совет представителей о деталях этого соглашения». Политик также напомнил о том, что Ирак уже подписал более восьми соглашений и меморандумов о взаимопонимании с Китаем на сумму более 500 млрд долларов на следующие десять лет, а текущая структура нефтяных поставок из страны уже сделала Китай крупнейшим импортером иракской нефти. Рамочное соглашение о финансировании через финансовый целевой фонд должно основываться на подписании правительством Ирака соглашения, которое включает пункт о том, Китай одалживает иракскому правительству сотни миллиардов долларов на условиях гарантии и залога иракской нефти в течение следующих 50 лет, чтобы погасить кредит с вытекающими отсюда выгодами. Не слишком ли это много для одного внешнеэкономического партнера, задаются вопросом многие в иракском истеблишменте, тем более, что ставка делается на пропорциональное развитие сотрудничества с целым рядом государств.
Х.аль-Халабуси предупредил, что «это соглашение поставит под угрозу экономику Ирака и будущее его будущих поколений, если эти положения будут подтверждены в подписанном соглашении».
Председатель парламентского комитета по нефти и энергии подчеркнул, что «этот вопрос является суверенным вопросом, который должен быть ратифицирован парламентом». Он отметил, что «это влияет на будущее народа и его силу, и поэтому правительство не может решать его в одностороннем порядке без одобрения Совета представителей в качестве законного представителя, избранного иракским народом». Согласимся с этой оценкой и мы, на этот раз, апелляция к парламентскому рассмотрению не менее обоснована, чем тот же вывод иностранного воинского контингента с территории Ирака, поскольку речь идет о суверенитете страны в самом, что ни на есть, прямом значении этого слова.
Х.аль-Халабуси пояснил, что «парламент хочет быть проинформированным о уголовно-процессуальных процедурах в случае, если одна из сторон не придерживается условий соглашения, механизма запуска проектов и приоритетов провинций, в которых проекты будут запущены».
Член Совета представителей Абдулла аль-Харбит связал отставку премьер-министра Аделя Абдель Махди с подписанным соглашением, описав движение как «Китайские ворота» по фактическому возвращению последнего во власть, поскольку есть свидетельства того, что согласно меморандумам о взаимопонимании «ведется продажа будущего Ирака и его нефти Китаю, в чем, на самом деле Ирак не нуждается», так как это ни что иное, «как оккупация за счет кредитов и процентов, плюс отсутствие каких-либо рабочих мест для молодых людей».
Глава партии «Иракское решение», Джамал Карбули 15 января также охарактеризовал подписанное правительством отставного премьер-министра Аделя Абдель Махди соглашение с Китаем как, «третью оккупацию».
Дж.аль-Карбули в своей странице в Twitter написал: «Просто … Китайское соглашение — это план экономического спасения, который был разработан соседней страной и навязан иракскому правительству, чтобы финансировать экономику этой страны с помощью иракских денег через субподрядчиков — как это делалось годами — и оно стремится продлить жизнь временного правительства для обеспечения выполнения этого соглашения». Твит закончился тегом: «# China_Third Occupation Agreement}.
Кроме того, бывший министр транспорта Ирака, Амер Абдель-Джаббар назвал «катастрофической вещью», соглашение правительства и. о. премьер-министра Аделя Абдель-Махди с Китайской Народной Республикой.
А. Абдель-Джаббар сказал на встрече на канале Tigris, что «правительство должно заняться тщательным анализом соглашений, подписанных Багдадом с Пекином в течение последнего периода», добавив, что «многие защищают новое соглашение с Китаем, не зная его содержания».
Он отметил, что «заявители соглашения с Китаем были против любого подобного соглашения со времени первого правительства после его смены», отметив, что «покойный политик Ахмед Чалаби был первым, кто выдвинул идею нефти в обмен на официальные международные контракты». Слишком многое в этой идее напоминает о печально известной программе «Нефть в обмен на продовольствие», существовавшей во время экономической блокады страны.
Он указал, что «в соглашении есть катастрофические и пугающие положения, которые могут стать причиной коррупции и купли-продажи министерств».
«Соглашение, предусматривает залог иракской нефти в течение 20 лет, что означает, что существует вероятность значительного падения цен на нефть, и при этом договорились о том, что Ирак выплачивает деньги Китаю в соответствии с ценой на нефть, и это катастрофически, потому что никто не принял во внимание возможность низких цен на нефть, при этом требуется от 5 лет чтобы остановить действие договоренностей, если цена на нефть упадет», — считает он.
Ряд экономических экспертов в Ираке также считают, что иракско-китайский транспортный проект, включенный в соглашение, нанесет ущерб Ираку, указывая, что продвижение его правительством является не чем иным, «как обманом».
«Посмотрите на карту, по которой проходит Шелковый путь, он идет на пользу Ирану, хотя он проходит только через узкий коридор через регион Курдистана и совсем не пройдет в Багдаде» — заявляет Б.Хуссейн, экономический обозреватель, добавляя: «Морской путь проходит через порт Гвадар, затем через Джибути на материк Африки, затем на Средиземное море, что означает исключение из него строящегося нового иракского порта «Аль-Фао».
«Проект будет вредить «Аль-Фао», и любая попытка его продвижения — это обман общественного мнения и граждан», — убежден эксперт.
Президент Фронта спасения и развития, Усама Неджефи подтвердил 15 января во время своей встречи с американским послом в Ираке, Мэтью Толлером, что решение парламента о выводе иностранных войск было поспешным, и подчеркнул важность того, что Ирак не может быть ареной для какого-либо конфликта. Пресс-служба У.Неджефи заявила, что на встрече обсуждались «отношения между Ираком и Соединенными Штатами, развитие политической ситуации, народное движение и его отражение в воле и интересах иракского народа».
У.Неджефи предупредил: «Важно вывести Ирак из круга конфликта, потому что ситуация в Ираке не может служить ареной для любого конфликта». Он отметил, что «Соединенные Штаты являются дружественной страной, и между ними и Ираком заключены соглашения, и что любое решение должно исходить из общих интересов обеих сторон. Таким образом, решение палаты о выводе иностранных войск из Ирака является поспешным, омраченным явным недостатком его правовых аспектов, и представляет собой удар по национальному единству в отсутствие основных компонентов в вопросе, который затрагивает интересы страны в целом, поскольку он сеет семя для будущих споров, оказывающих негативное влияние на Ирак, и отражает направление опасной тенденции одностороннего подхода к принятию важных решений, особенно если правительство является временным правительством, которое не имеет права принимать решения или рекомендации по стратегическим вопросам».
Со своей стороны, М.Толлер подчеркнул «свое согласие с видением Неджефи и представил позицию своего правительства по политическим вопросам, особенно по вопросу вывода американских сил». Его последствия катастрофичны для Ирака, и это, безусловно, не будет отвечать его интересам».
В заявлении говорится: «Американский посол прокомментировал рост враждебной активности и нападений на базы, в которые входят силы международной коалиции», в частности сказав: «Это нападения есть ни что иное, как заговор призванный заставить замолчать голос демонстрантов, защищающих свой народ».
Таким образом, не все в Ираке так однозначно носит характер антиамериканский и проиранско-китайский, как это пытаются представить некоторые. Действительность гораздо многоплановее и у США в Багдаде имеется немало сторонников и агентов влияния, так же как и далеко не все не в восторге от планов китайской экспансии в стране.