Ситуация в Турции: декабрь 2007 года

В декабре основной задачей, которую решало высшее политическое и военное руководство Турции, оставалась курдская проблема и поиск путей ее урегулирования. Усилиями ООН, США, России, Европейского союза, Лиги арабских государств, сделавших заявления о необходимости продолжения поиска дипломатических путей для разрешения кризисной ситуации на турецко-иракской границе, удалось на нынешнем этапе снять с повестки дня проведение широкомасштабной сухопутной операции вооруженных сил Турции на территории Северного Ирака. Однако оснований для вывода о решении этой сложнейшей региональной проблемы или хотя бы о создании существенных для этого предпосылок в уходящем году так и не появилось.

Подтверждением этого стала массированная бомбардировка 15 декабря турецкими ВВС баз боевиков РПК, расположенных в ущельях горного хребта Кандиль. Это был самый мощный ракетно-бомбовый удар турецких ВВС за всю историю противостояния Турции и РПК. В нем участвовали 50 модернизированных самолетов F-4 и F-16. Операция была проведена в соответствии с разведданными, предоставленными американцами в соответствии с турецко-американской договоренностью по этому вопросу. Это подтвердила и Анкара, которая получила разрешение от США использовать для операции воздушное пространство Ирака.

Вашингтон предпочел умолчать о своей прямой причастности к этой военной операции. Представители Белого дома и Пентагона заявили, что Турция лишь информировала о возможности авиаудара. Начало же самой операции и ее масштабы – это, по их мнению, самостоятельное решение Анкары. Такая позиция «непричастности» понятна. Ведь бомбардировку жестко осудили центральное правительство Ирака и власти Иракского Курдистана. Они однозначно возложили вину за бомбардировки именно на Вашингтон, который, по словам главы автономного района Месуда Барзани, отвечает за охрану воздушного пространства Ирака. Более того, американцы обещали курдам дипломатическое урегулирование конфликта.

Однако сегодня, судя по всему, очередь курдов нести потери от «двойных стандартов» американской политики. Турция, устав от пустых обещаний США оказать реальную поддержку в борьбе с террором, поставила Соединенным Штатам жесткие условия. Вашингтон, не рискуя окончательно потерять Турцию как своего союзника в регионе, пошел на уступки и дал Анкаре «добро» на бомбардировку баз боевиков. Теперь американцам необходимо одновременно с демонстрацией поддержки позиции Турции «сохранить лицо» и перед курдами, ведь более 80% поставок в Ирак осуществляется через территорию Иракского Курдистана. К этому следует добавить нефтяные интересы США и планы создания крупной военной базы на севере Ирака. А потому Вашингтон всячески «отмахивается» от операции, утверждая, что решение принималось Турцией самостоятельно.

Эти попытки Вашингтона выглядят не совсем убедительно и говорят об отсутствии у американской администрации твердой и искренней позиции в реализации договоренностей как с курдами, так и с Анкарой о совместной борьбе с террором. В Турции, которая уже привыкла к пустым обещаниям Вашингтона, это понимают. Судя по жестким заявлениям Багдада и властей Северного Ирака, в которых ответственность за турецкие бомбардировки возлагаются прежде всего на США, «двойное дно» американской политики на иракском направлении начинают видеть и курды, лояльность которых по отношению к Вашингтону дала трещину. Подтверждением этого является отказ главы курдской автономии на севере Ирака М. Барзани встретиться с госсекретарем США К. Райс, посетившей этот район сразу же после проведения воздушной операции против боевиков РПК.

Анкара заявила о значительных потерях, которые понесли боевики РПК. Министр же иностранных дел Ирака Х. Зебари утверждал, что разведданные, в соответствии с которыми проводились бомбардировки, ошибочны, в результате чего пострадало мирное население курдских деревень. По данным аппарата Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в результате операции около 2 тысяч жителей были вынуждены покинуть места своего жительства. Тем не менее Анкара заявила о намерении и далее в случае необходимости проводить подобные операции, что нашло свое подтверждение в точечных авиаударах 22, 23 и 25 декабря, в результате которых, по заявлению турецких военных, «были уничтожены сотни террористов». Эти авиаудары были активно поддержаны огнем тяжелой артиллерии.

Примечательно, что желание Вашингтона балансировать между североиракскими курдами и турками для достижения своих целей в регионе сводят к минимуму эффективность запоздалых попыток США продемонстрировать активизацию своего сотрудничества с Турцией в борьбе с боевиками РПК. Об этом говорят данные очередного социологического исследования, проведенного в шести странах известной компанией Angus Reid Strategies по заказу одного из влиятельных канадских журналов. Результаты опроса общественного мнения показали, что 66% турок рассматривают США как глобальную угрозу для своей страны. Интересен тот факт, что Иран и Ирак считают угрозой только 1% турок, чуть менее 3% назвали Израиль. Турецкие эксперты, комментируя данные этого опроса, указывают, что они напрямую связаны прежде всего с противоречивой политикой Вашингтона на иракском направлении, его нежеланием прислушаться к мнению союзников и мирового сообщества в целом.

В декабре Анкара предприняла активные усилия по «оживлению» центрально-азиатского направления своей внешней политики, которое является важной составной частью тюркского аспекта деятельности высшего политического руководства Турции. 5-7 декабря состоялся официальный визит в Туркменистан президента Турции А. Гюля. В состав турецкой делегации вошли министр энергетики и природных ресурсов Х. Гюлер, министр промышленности и торговли З. Чаглаян, представители турецких деловых кругов. По итогам переговоров были подписаны совместное Заявление и Соглашение о создании межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Это был первый после семилетнего перерыва визит главы турецкого государства в Туркменистан.

Анкара, понимая возрастающую роль Ашхабада в определении политики поставок энергоресурсов из Каспийского региона на Запад, предприняла попытку реанимировать активный турецко-туркменский диалог на высшем уровне, практически замороженный семь лет тому назад С. Ниязовым. Эксперты полагают, что пакет официальных двусторонних документов, подписанный Турцией и Туркменистаном и насчитывающий сегодня 85 соглашений, малоэффективен и не отвечает планам Анкары по укреплению турецких позиций на туркменском, прежде всего энергетическом, рынке.

Наряду с этим сегодня в Туркмении насчитывается 428 предприятий с участием турецкого капитала, что составляет 33% всех зарегистрированных в стране иностранных компаний. Во внешнеторговом обороте Туркменистана Турция стабильно занимает 4-е место в экспорте и 1-е место в импорте. За 2007 г. товарооборот между двумя странами, по предварительным подсчетам, составил 1,2 млрд долларов.

Тем не менее Анкару не удовлетворяют эти показатели. Соглашение о создании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству должно, полагают турки, в корне изменить ситуацию в плане повышения весомости турецкого бизнеса в Туркменистане. Это поможет достичь главной цели, а именно: сформировать имидж Турции как надежного и выгодного партнера Ашхабада в энергетической сфере. Турецкой экономике нужен туркменский газ, а для укрепления статуса региональной державы Турции требуется его транспортировка через турецкую территорию. В этом плане существует два варианта: транскаспийский и по маршруту через Иран. При этом турецкая сторона, понимая сложность и отдаленную перспективу реализации транскаспийского варианта, отдает на нынешнем этапе предпочтение иранскому варианту, несмотря на противодействие США. Итоги переговоров в Ашхабаде убедили турок в правильности сделанного ими выбора.

Что касается визита президента А. Гюля в Казахстан, который состоялся 12-15 декабря, то его цели были аналогичны задачам, которые стояли перед турецкой делегацией в Ашхабаде. Стержневой вопрос переговоров – расширение сотрудничества в энергетической сфере. Турецкой стороне необходимо уже сегодня решать проблему заполнения трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан /БТД/, так как подаваемые на нынешнем этапе объемы азербайджанской нефти не оправдывают затрат на строительство и эксплуатацию этого нефтепровода, а также тормозят приток зарубежных инвестиций в крупное нефтехимическое производство, которое планируется организовать в районе турецкого порта на Средиземном море Джейхан. Для реализации этого проекта необходимо значительное увеличение объемов транспортировки нефти по трубопроводу БТД. И здесь не обойтись без казахской нефти.

Однако в ходе этого визита турецкой делегации так и не удалось добиться конкретной даты начала поставок уже обещанных Астаной 10 млн тонн нефти с использованием БТД. Тем не менее, учитывая большой интерес казахов к проекту нефтехимического производства в районе порта Джейхан, думается, что предстоит большой турецко-казахский энергетический торг. С одной его стороны будут выгодные для Астаны условия участия в реализации данного проекта, с другой – начало поставок казахской нефти, которая будет частично перерабатываться с участием казахской стороны на будущем нефтехимическом заводе в Джейхане. Часть этих вопросов, по мнению экспертов института, будет решена уже летом 2008 г. на заседании Межправительственной турецко-казахской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Из вопросов внутренней политики, на наш взгляд, следует обратить внимание на одну декабрьскую дату: 6 декабря исполнилось 100 дней с тех пор, как Турцию возглавил новый глава государства. Внутриполитический кризис, разразившийся в Турции весной нынешнего года, завершился 28 августа избранием нового, 11-го президента страны. Им стал Абдуллах Гюль. Его избрание состоялось после пятимесячного политического кризиса, вызванного нежеланием оппозиции голосовать за его кандидатуру. Однако убедительная победа правящей Партии справедливости и развития на досрочных парламентских выборах вновь дала ей право назвать своим кандидатом Абдуллаха Гюля, несмотря на обвинения в его адрес в исламистском прошлом. И он одержал победу, которая привела его на высший государственный пост в стране.

Спустя сто дней после принятия присяги можно констатировать уверенную работу главы государства на внешнеполитическом направлении. Этого следовало ожидать. Ведь Абдуллах Гюль, будучи государственным министром, курировал это направление в правительстве Неджметтина Эрбакана, а затем возглавлял дипломатическое ведомство страны в кабинете министров Реджепа Эрдогана. Большой плюс президента, да и Турции в целом в том, что налажено тесное взаимодействие в области внешней политики с правительством и большинством в парламенте. Президент, по сути, взял на себя решение ряда сложных ее аспектов. Как пример можно привести процесс ближневосточного урегулирования, проведение переговоров в Анкаре с лидерами Израиля и Палестины, которые увидели в Турции реального и эффективного посредника в разрешении конфликтной ситуации. Ощущается резкое оживление работы президента и его команды на тюркском направлении, о чем свидетельствуют результаты его визитов в Азербайджан, Туркменистан и Казахстан.

Без сомнения, Абдуллах Гюль, начиная с 2002 г., накопил громадный опыт работы и на российском направлении. Вызывает удовлетворение тот факт, что этот позитивный багаж в российско-турецких отношениях министра иностранных дел Гюля активно пополняется уже президентом Гюлем. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что развитие продвинутого многопланового партнерства с Россией остается одной из приоритетных задач внешней политики Турции. Москва и Анкара готовы к дальнейшему всемерному развитию взаимопонимания, которое является важным вкладом в обеспечение безопасности и стабильности в обширном Евразийском регионе. Именно эту готовность подтвердили в декабре в телефонном разговоре Владимир Путин и Абдуллах Гюль. И это говорит о том, что есть все предпосылки для превращения многопланового российско-турецкого партнерства в эффективный механизм региональной и глобальной политики.

О реальности достижения такой цели говорят и цифры российско-турецкого торгово-экономического сотрудничества в 2007 г., которые в декабре часто использовались экспертами при подведении итогов. Объем российско-турецких торгово-экономических связей достиг сегодня рекордного уровня в 25 млрд долларов. Объем турецких инвестиций на российском рынке составил в 2007 г. 5,6 млрд долларов. В прошлом году турецкие строительные компании получили подряды в России на сумму 3 млрд долларов. 25% всех работ, выполняемых на нынешнем этапе в мире турецкими подрядными фирмами, приходится на Россию. В денежном выражении это составляет около 22 млрд долларов. Более 2 млн российских граждан отдохнули на турецких курортах. Россия по этому показателю выходит на первое место среди стран, чьи граждане предпочитают отдыхать в Турции.

Стодневный отрезок работы Гюля на посту президента позволяет отметить также и его открытость перед общественностью, бизнесом и прессой, о чем свидетельствуют встречи с журналистами, представителями деловых кругов, науки, искусства, неправительственных организаций. Это отвечает выполнению его обещания отказаться от узкопартийных интересов ПСР и представлять всю Турцию.

Тем не менее, по мнению некоторых турецких экспертов, в частности, главы Комиссии по правам человека Турции Юсуфа Алаташа, цитирую: «создается впечатление, что Гюль не глядя подписывает все, что присылает ему правительство ПСР». Это говорит о необходимости скрупулезной работы над повышением уровня продуктивного диалога президента и его команды с оппозицией. Ведь от этого во многом зависит стабильность на важном для страны внутриполитическом направлении. Итоги работы президента и его команды за первые 100 дней можно признать в целом успешными.

И еще одна дата в декабре связана с историческим событием в истории внутренней политики Турции. 5 декабря 1934 г. в Турции был принят Закон, предоставляющий женщинам активное и пассивное избирательное право. Он был внесен на обсуждение в парламент по предложению премьер-министра Турции И. Иненю, которого поддержал 191 депутат. Из 317 членов парламента 258 проголосовали «за», после чего в избирательный закон и конституцию были внесены соответствующие изменения.

По результатам первых после принятия нового закона парламентских выборов 1935 г. женщины составили 4,6% общего числа депутатов. Число женщин, представленных в парламенте по годам, было следующим: 1935 – 18 человек, 1939 — 15, 1943 — 16, 1946 — 9, 1950 — 3, 1954 — 4, 1957 — 7, 1961 — 3, 1965 — 8, 1969 — 5, 1973 — 6, 1977 — 4, 1983 — 12, 1987 — 6, 1991 — 8. В ходе последующих выборов происходит постепенное увеличение числа женщин в парламенте: в 1995 г. они составили 13 депутатов, в 1999-м — 22, в 2002-м — 24, а в 2007 г. их численность в парламенте достигла 50 человек, что составляет 9,1% общего числа депутатов (450 человек). В органах местного самоуправления наблюдается иная ситуация: из 3 тыс. 225 мэров городов женщин только 18.

Женщины составляют в Турции 51% населения. В соответствии с этим эксперты полагают, что представительство женщин является недостаточным. Согласно результатам исследования, проведенного в 128 странах мира, Турция занимает только 118-ое место по участию женщин в экономике. На данный момент в Турции работает 24% женского населения. По уровню грамотности среди женщин Турция находится на 99-м месте в мире, по уровню участия женщин в политике – на 108-м.

В честь 73-й годовщины законодательного закрепления за женщинами Турции избирательного права женщины-депутаты во главе с государственным министром Н. Чубукчу посетили мавзолей основателя Турецкой Республики К. Ататюрка и возложили венок к его мавзолею. Государственный министр Н. Чубукчу оставила запись в Книге почетных гостей, в которой подчеркнула, что турецкие женщины приобрели равные права в голосовании с мужчинами раньше, чем аналогичные правовые нормы были приняты в ряде других европейских стран. Например, во Франции женщины получили право голосовать только в 1945 г., в Бельгии – в 1948 г., а в Швейцарии в 1971 г.

И еще один важный момент, на котором эксперты заострили свое внимание в декабре. По данным ученых, которые подтверждены фотоснимками из космоса, сделанными американским спутником, на территории Турции находится около 95% мировых запасов бора. Бор используется при производстве нанокристаллов, а потому в качестве сырья необходим в сфере высоких технологий. Турки уже осуществили ряд уникальных проектов с использованием бора, 2,5 млрд тонн которого находится в недрах Турции.

Этих запасов, считают ученые, хватит для удовлетворения мирового спроса на бор еще примерно на 1000 лет. Если учесть возможности использования бора и в энергетике, то понятно, что значение Турции с учетом ее географического положения будет возрастать не только как государства-транзитера энергоресурсов, но и как страны – источника энергоресурсов на основе бора. Ряд стран уже сегодня понимают эту особенность Турции и ведут переговоры с турецкой стороной о поставках кристаллов, изготовленных с пользованием бора. Важность вопроса заключается в том, чтобы не только импортировать бор в качестве сырья и кристаллы на его основе, но и инвестировать средства в турецкий рынок бора с целью закрепиться на нем в виде совместных научных и производственных предприятий. Делать это надо уже сегодня, когда уровень конкуренции на этом сегменте турецкого рынка относительно низок. Ведь все заняты нефтяным и газовым рынками, а также маршрутами транспортировки этих энергоресурсов.

52.24MB | MySQL:103 | 0,525sec