Убийство Беназир Бхутто: первая реакция в арабском мире

Последние события в одной из крупнейших стран Расширенного Ближнего Востока и мусульманского мира, стране, обладающей ядерным оружием, вызвали (и это естест-венно) реакцию в арабском мире. Столь же естественно, что, вне зависимости от того, как себя идентифицирует то или иное государство арабского мира, эта реакция повсюду оди-накова – безусловное и категорическое осуждение убийства главы Пакистанской народной партии и кандидата от оппозиции на предстоящих президентских выборах Беназир Бхутто. Однако выражение этого осуждения стилистически (как, несомненно, и в смысловом отношении) различно. И, видимо, эти различия – наиболее существенный момент в контексте формального общеарабского единодушия в выражении скорби и неприятия произошедшего в Пакистане.

Сразу же после получения сообщения о гибели Б. Бхутто саудовский монарх направил послание президенту Пакистана П. Мушаррафу. В послании короля Абдаллы подчеркивается: «С чувством глубокой скорби мы узнали о трагической гибели благородной женщины и нашей сестры Беназир Бхутто от рук подлых предателей». Выразив свои соболезнования пакистанскому президенту и членам семьи бывшего премьер-министра Пакистана, саудовский монарх отметил: «Мы хотим сказать братскому пакистанскому народу, что мы и саудовский народ осуждаем это чудовищное преступление, совершенное жалкой кучкой злодеев, далеких от ислама и его ценностей и морали, ставших зверями, проливающими кровь невинных людей и стремящимися навязать обществу законы джунглей». «Мы уверены, — пишет далее король, — что братский мусульманский пакистанский народ проявит после совершенного преступления свою веру и терпение. … Мы не сомневаемся, что этот благородный народ никому не позволит нанести урон его единству, безопасности и стабильности, что он со всей решительностью ответит на вызов, брошенный ему врагами Пакистана и всей мусульманской нации, и не позволит преступникам осуществить их злобные и греховные цели. … Мы просим Всевышнего дать дорогому для нас Пакистану и его благородному народу необходимые силы, чтобы победить силы зла и тьмы».

Саудовская пресса («внутренняя», в первую очередь), опубликовавшая в полном объеме послание короля, сообщила о покушении и убийстве Б. Бхутто, и прокомментировала это событие, в полной мере следуя стилистике соболезнований монарха.

28 декабря эр-риядская «Аль-Ватан» в редакционной статье «Остановить террористов-смертников и их покровителей» написала: «Убийство лидера пакистанской Народной партии Беназир Бхутто не станет последним звеном в цепи террористических акций, совершаемых смертниками по призыву их руководителей, сделавших своей профессией убийство, прикрываемое не имеющими никакого отношения к религии фетвами. То, что сопровождало убийство Беназир Бхутто, по своему содержанию в большой мере напомнило и другие террористические операции в иных странах мира, исполнители которых, надев на себя пояса смертников, взрывали самолеты, поезда и автобусы. Все они лживо утверждали, что защищают ислам, но на самом деле своими словами и делами они превратили религию терпимости и любви в религию террора и насилия».

Далее «Аль-Ватан» отмечает: «Бхутто не будет последней жертвой террора, охватившего весь мир. Его жертвами стали многие, а многие также погибнут от рук террористов, да и все мы можем стать жертвами террористов-самоубийц, поскольку те, кто поощряют их и оправдывают их действия своими лживыми фетвами, продолжают действовать. Пора на-чать серьезный идейный диалог, который сможет парализовать действия теоретиков терроризма в Пакистане, Афганистане, Ираке, Алжире и Ливане. Пора Соединенным Штатам, поднявшим после 11 сентября 2001 г. знамя борьбы с терроризмом, понять, что их борьба никогда не увенчается успехом, если под лозунгом противостояния терроризму они и дальше будут оккупировать мусульманские страны или поощрять израильский террор против палестинского народа. «Если, — добавляет газета, — Вашингтон действительно стремится покончить с терроризмом, то там должны понять, что открытое американское присутствие в Пакистане и Афганистане – причина подстрекательств против правительств этих двух стран, причина того, что в террористические акции вовлекаются новые люди. Вашингтон должен отказаться от политики двойных стандартов в отношении арабов и Израиля, поскольку арабские и мусульманские народы способны сами обеспечить себе безопасную жизнь в своих странах, вовсе не нуждаясь при этом в американском покровительстве».

Сообщая 28 декабря об убийстве Б. Бхутто, саудовская газета «Аль-Хайят», выходящая в Лондоне, подчеркивает, что одним из наиболее вероятных последствий случившегося станет «вспышка межобщинного противостояния в Пакистане». По ее мнению, это доказывает не только заявление «второго лица в «Аль-Каиде» Аймана Аз-Завахири о том, что Бхутто была “марионеткой Запада”, но и новая вспышка межобщинных противоречий в районах, располагающихся в непосредственной близости от афганской границы».

Комментарий относительно произошедших в Пакистане событий «Беназир в джунглях, где действуют смертники», написанный ведущим внешнеполитическим обозревателем «Аль-Хайят» Гассаном Шербелем, был более подробен. Он, в частности, отметил: «Гибель Бхутто, как и гибель нескольких десятков других людей, предвещает начало нового сезона трупов в Пакистане. Мир вправе бояться Пакистана. Гибель Бхутто заставляет ставить много вопросов. … Как поступит Мушарраф в отношении выборов? Пойдет ли он на вооруженное противостояние с фундаменталистами после Красной мечети? Не обречен ли Пакистан повторить судьбу Ирака? Что будет с пакистанским ядерным арсеналом? Как в этой ситуации поступит Индия? Как будут развиваться события в Афганистане, если Пакистан взорвется? Как далее будет развиваться международная антитеррористическая кампания, и что будет с джихадом, объявленным Усамой бен Ладеном против Мушаррафа и его режима? … Миру придется затянуть ремни, если Пакистан пойдет по пути самоубийства, если государственные структуры этой страны подвергнутся дальнейшему разложению, если станет успешной “афганизация” и “бандитизация” Пакистана. Но главный вопрос заключается в другом — если разлагаются структуры государства, то тогда в них самих, в первую очередь в армии, возникают условия для распространения идей и практики террористов-самоубийц. А если лидеры этих государств неуступчивы и не желают идти на компромиссы, то не про-лагают ли они путь для действий этих самоубийц?»

Реакция Египта в связи с гибелью Б. Бхутто была выражена в опубликованном 28 декабря основными газетами этой страны заявлении для прессы министра иностранных дел Ах-меда Абу Аль-Гейта. Он подчеркнул, что совершенная «террористическая операция тре-бует от всех пакистанских политических сил и религиозных общин единства действий в интересах преодоления существующих между ними разногласий на этом сложном этапе для сохранения безопасности и стабильности дружественного государства». Египетский министр также отметил, что «для всех политических сил важен их совместный отпор силам экстремизма и терроризма, стремящимся подорвать стабильность Пакистана, что угрожает не только этой стране, но и положению во всем регионе». Иная стилистика, хотя с точки зрения содержания заявление А. Абу Аль-Гейта совпадает со словами саудовского монарха.

28 декабря в своем редакционном комментарии в связи с событиями в Пакистане «Побу-дит ли убийство Бхутто Америку к оккупации Пакистана?» египетская «Аль-Гумхурийя», в частности, написала: «Убийство лидера пакистанской оппозиции породило новые страхи в Белом доме, связанные с возможностью установления контроля пакистанских экстремистов над ядерным оружием этой страны. Это обстоятельство вызывает серьезный вопрос — входит ли в американские планы вмешательство в ситуацию в случае падения не пользующегося народной поддержкой правительства Мушаррафа?»

Конечно, отмечает «Аль-Гумхурийя», «Соединенные Штаты не могут безучастно наблюдать за тем, как пакистанское ядерное оружие пропадает в “черной дыре”. Это заставляет кандидатов на пост американского президента, а также официальных лиц правительства Буша говорить о необходимости ввода войск в Пакистан или, по крайней мере, ставить вопрос о возможности использования американских войск, сосредоточенных в Афганистане, и войск союзников Америки на территории этой страны для проведения краткосрочных военных операций на пакистанской территории без предварительного согласия пакистанской стороны». Разумеется, замечает газета, речь может идти лишь о заявлениях, «необходимых для ведения предвыборной кампании». Однако, по ее мнению, «сохранение Пакистана остается одним из приоритетов американской внешней политики после 11 сентября».

Вместе с тем, по мнению «Аль-Гумхурийи», «нынешнее повышенное внимание Америки к Пакистану определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, страх за судьбу паки-станского ядерного арсенала в случае, если падет нынешний режим. Этот страх усиливается в связи с ростом влияния суннитских исламистов после событий вокруг Красной мечети, авторитета религиозных школ на пакистанской улице и их способностью с помощью оружия противостоять власти, а также в связи с расколом в пакистанском военном истеблишменте и продолжением сотрудничества некоторых пакистанских спецслужб с исламскими активистами. Во-вторых, рост недовольства народа существующим режимом, начавшим настоящие битвы с адвокатами и юристами после кровавой схватки с исламистами. Это означает, что, возможно, срок жизни, отведенный режиму, завершается в то время, когда обстановка в Афганистане становится все более шаткой».

Вне сомнения, отмечает «Аль-Гумхурийя», «нельзя точно предсказать, как будут в ближайшем будущем развиваться американо-пакистанские отношения, тем более в кон-тексте американских опасений в связи с пакистанским ядерным оружием». Однако же, по ее мнению, есть несколько сценариев будущего развития событий. Во-первых, речь может идти о «шелковом вмешательстве», предполагающем, что «в координации с пакистанской армией Соединенные Штаты снизят уровень “возможной опасности”, установив некий совместный контроль над ядерными объектами». Во-вторых, вероятен и «жесткий сценарий», когда речь будет идти о «прямом вооруженном вмешательстве под предлогом восстановления безопасности в приграничных с Афганистаном районах, поскольку сам Пакистан “неспособен” противостоять терроризму. В ходе осуществления этого сценария будут изолированы ядерные объекты, над которыми будет установлен американский контроль». «Но, — добавляет газета, — если этот сценарий станет реальностью, что тогда ожидает Иран?»

Стоит обратиться и к точке зрения «свободной» ливанской прессы, по крайней мере, к ведущему бейрутскому изданию – газете «Ан-Нахар». 28 декабря эта газета опубликовала комментарий в связи с гибелью Б. Бхутто, названный «Кровь “несостоявшегося государства”». В нем говорится: «Убийство Беназир Бхутто было двойным убийством – мощного (а, быть может, мощнейшего) гражданского политического деятеля, с одной стороны, и “приоритетности” демократического развития Пакистана, с другой». Далее газета продолжает: «Убийство Беназир Бхутто — сокрушительный удар по сильному политическому движению, направленному против экстремизма и поддерживаемому Америкой и пакистанским народом. Этот удар даст неоспоримые преимущества «Аль-Каиде» и ее внутрипакистанским союзникам. Но равным образом этот удар укрепит позиции армии в руководстве Пакистана, что вовсе не означает, что генерал Мушарраф сохранит свой нынешний пост. Напротив, скорее он станет “жертвой”, которую армия принесет на алтарь необходимости сохранения единства раздираемого множеством противоречий Пакистана». Но если, пишет «Ан-Нахар», развитие событий пойдет по этому сценарию, предполагающему «прямое столкновение между армией и «Аль-Каидой»», то не станет ли тогда Пакистан «несостоявшимся ядерным государством»?

Вновь иная стилистика, и вместе с тем иное смысловое содержание.

52.36MB | MySQL:103 | 0,509sec