О развитии порта Jebel Ali (ОАЭ, Дубай)

В 2019 году порт Jebel Ali отметил 40-летний юбилей с момента начала своей эксплуатации. Достигнутый за этот период успех заслуженно является предметом гордости руководства эмирата, которое считает его самым успешным коммерческим проектом в истории современного Дубая. В настоящее время вместе с индустриальной зоной Jafza порт Jebel Ali формирует более 25 % ВВП эмирата, обслуживает половину экспорта ОАЭ, не связанного с углеводородами (в т.ч. реэкспорта), и аккумулирует до 20 % иностранных инвестиций в страну. Он также входит в десятку крупнейших контейнерных портов мира (исходя из объемных показателей по грузообороту) и является самым большим центром морской логистики не только на Ближнем Востоке, но и на всем пространстве между Роттердамом и Сингапуром, одновременно считаясь важным транспортным звеном, соединяющим Европу, Ближний Восток, Африку и Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Можно предположить, что без Jebel Ali Дубай не сумел бы превратиться в один из центров торгово-экономической жизни Ближнего Востока, каковым он является сегодня.

Развитие сектора морской логистики в Дубае началось в начале XX столетия, чему способствовала активизация торговой деятельности прибрежного города, превратив его в важный центр обслуживания грузоперевозок регионального значения (в масштабах Персидского залива). При этом порт в заливе Хор-Дубай стал важным активом и одним из главных источников доходов для жителей Дубая того времени, которые были вовлечены в процесс перевозки грузов, поступающих сюда. Однако до начала 1970-х гг., несмотря на некоторые преимущества, уровень развития инфраструктуры и качество сервиса, предоставляемые местными предприятиями, не соответствовали передовым стандартам. К примеру, многие объекты (складские помещения, оборудование) представляли собой сооружения из подручных материалов, уровень механизации был крайне низким, места хранения не обладали необходимой технической оснащенностью, владение грузовым автомобилем оставалось недоступной роскошью для многих семей, процесс обслуживания судов был длительным и неудобным. С годами обострялась проблема загрязнения прибрежной зоны залива Хор-Дубай, на берегу которого осуществлялся процесс обслуживания судов.

Ситуация изменилась после появления нефтяных доходов в ОАЭ, которые позволили инвестировать средства в создание современного на тот момент порта Mina Rashid, открытого в 1972 году. Благодаря этому погрузочно-разгрузочные работы были перенесены на новый объект, а залив Хор-Дубай сосредоточился на развитии торговли, коммерческой и жилой недвижимости, превратившись в одну из основных туристических достопримечательностей Дубая. Порт Mina Rashid быстро стал основным центром логистики ОАЭ, ежегодно увеличивались контейнерные перевозки, расширялась инфраструктура. Так, к концу 1970-х гг. в эксплуатации находились 35 причалов, возможности которых позволяли обслуживать контейнерные перевозки до 1,5 млн единиц 20-футового эквивалента (далее – TEU) в год, принимать самые крупные на тот момент грузовые суда, а также обеспечивать перевозки с использованием автомобилей. Глубина порта – 13 метров. Однако с конца 1970-х до середины 2000-х гг. его роль сводилась не только к удовлетворению логистических потребностей Дубая, но и к функционированию в качестве транзитного центра (более 70 % грузов реэкспортировались без ввоза в столицу эмирата). После 2008 года значение Mina Rashid как грузового порта существенно снизилось, и сегодня он больше известен как пункт обслуживания круизных лайнеров и яхт.

Строительство нового порта в деревне Джебель Али, расположенной в 35 км от Дубая, началось в 1976 году. Согласно одной версии, создание логистической инфраструктуры должно было стать первым этапом плана по развитию здесь крупнейшей в эмирате индустриальной зоны. Превращение его в порт мирового значения изначально не планировалось и осуществилось позднее под влиянием ряда обстоятельств. В национальных СМИ популярна версия, что идея строительства порта, которому будет отведена роль транзитного пункта, принадлежала лично первому эмиру Дубая Рашиду аль-Мактуму, который принял это решение вопреки мнению своего окружения и советников, видя в этом стратегический шаг по обеспечению экономического будущего эмирата и превращению его в один из центров мировой логистики.

При этом первое десятилетие функционирования порта Jebel Ali нельзя охарактеризовать как успешное. Управление инфраструктурой осуществляла компания Sealand Shipping (США), она же была основным потребителем портовых услуг. Многие другие перевозчики воспринимали компанию как конкурента, что способствовало снижению спроса и интенсивности использования порта. Важным препятствием было и его расположение в стороне от городской черты. Все это значительно снижало значение таких конкурентных преимуществ, как современная техническая оснащенность и наличие опытных специалистов, осуществляющих эксплуатацию порта.

В тоже время, Jebel Ali и Mina Rashid управлялись разными компаниями (Sealand Shipping и Dubai Ports Authority соответственно) и конкурировали друг с другом за привлечение клиентов. На конец 1980-х гг. Mina Rashid был перезагруженным, а уровень его оснащенности и некоторые показатели уже начинали отставать от передовых портов того времени (глубина, мощности оборудования) и требовали модернизации. Также создавались проблемы для развития Дубая как туристического направления по причине портовой активности. А Jebel Ali оставался незагруженным на полную мощность при значительно больших возможностях. В этих условиях государство в лице властей эмирата приняло решение расширить свое присутствие в отрасли. В 1991 году контракт с американской компанией был расторгнут, а оба порта стали функционировать под управлением единой структуры Dubai Ports Authority. Это привело к положительному результату.

В 1990-е и особенно в 2000-е гг. наблюдался существенный рост показателей грузооборота Jebel Ali. Если в начале 2000-х гг. количество обслуживаемых контейнеров не превышало 5 млн TEU, то уже в 2005 году оно достигло 6,3 млн TEU, в 2010 году 11,6 млн TEU, а по итогам 2015 года достигнут рекордный показатель 15,6 млн TEU. Этому способствовали такие факторы, как высокий и не имеющий аналогов в регионе уровень его технической оснащенности и качества сервисного обслуживания, существенные темпы экономического роста ОАЭ, стран Персидского залива и, как следствие, активизация их торговли с другими государствами, особенно расположенными в АТР, высокий уровень разносторонней государственной поддержки отрасли, географическое расположение Дубая, укрепление позиций компании DP World на рынке международной логистики, активное расширение мировой торговли в предыдущие годы. Непродолжительный спад (около 10 %) наблюдался только в период экономического кризиса в 2009 году, после чего траектория роста восстановилась. Большая часть грузов, которые проходят через Jebel Ali, предназначены для реэкспорта в соседние эмираты, либо в государства ССАГПЗ, Иран, Ирак. До 2/3 от них приходятся на импорт из других регионов (АТР, в меньшей степени, стран Европы и других направлений), 1/3 – экспорт из ССАГПЗ и транзит между АТР, Африкой, Европой и Суэцем (Египет).

Одновременно шло расширение инфраструктуры порта. Первый терминал имеет мощность 9 млн TEU в год, является основным и наиболее загруженным объектом порта. В 2007 году открыт второй терминал мощностью 6,5 млн TEU в год, при его строительстве большое внимание было уделено экологической безопасности. В 2014 году введен в эксплуатацию третий терминал мощностью 3,8 млн TEU в год, оснащен оборудованием с высокой степенью автоматизации, предпочтителен для обслуживания наиболее крупных грузовых судов. Помимо причалов и кранов, Jebel Ali оборудован самыми большими в регионе складскими мощностями, холодильным оборудованием. Глубина порта – 17 метров.

Общая мощность Jebel Ali позволяет обслуживать более 18 млн TEU в год. В 2016 году началось сооружение четвертого терминала. Его создание расширит мощность до 22 млн TEU в год. В настоящее время большая часть строительных работ окончена, однако ввод в эксплуатацию отложен по причине «изменения условий на рынке морской логистики».

В 2005 году после реорганизации в виде слияния управление портом осуществляет компания DP World. При этом порт Jebel Ali следует рассматривать скорее как государственное стратегическое предприятие, нежели частную бизнес структуру.

Однако с 2016 года тенденция к росту прекратилась, а по итогам 2018 года показатель достиг 14,95 млн TEU. Практически, в течение последних 3-х лет наблюдается стагнация. Статистика по итогам 2019 года пока не раскрыта, однако, по мнению специализированных СМИ, существенного роста за этот период не ожидается. Судя по масштабным инвестициям в развитие порта, власти Дубая ожидали увеличения показателей загруженности и доходов, поэтому упомянутая тенденция воспринимается ими как неблагоприятная.

Для оценки причин замедления темпов роста грузооборота Jebel Ali отметим, что важными толчками к развитию морской логистики Дубая в период с конца 1990 по 2015 гг. послужили следующие причины:

— исторически сложившийся статус эмирата как одного из центров региональной торговли;

— отсутствие собственных доходов от экспорта углеводородов (они сосредоточены в Абу-Даби и, соответственно, распределяются в адрес Дубая столицей) и, как следствие, появление наиболее ранних инициатив в регионе ССАГПЗ по диверсификации экономики. Как следствие, конкуренция со стороны соседей была крайне низкой в предыдущие годы;

— высокие темпы роста торговли (до 7-8 % в год) в мире, еще более высокое значение показателя в регионе (до 10 %  в отдельные годы).

В настоящее время влияние этих факторов значительно снижено.

Как мы отмечали в других статьях, амбиционные инициативы по развитию собственной морской логистики имеются во всех государствах ССАГПЗ. Причем некоторые из них были вдохновлены успехом Дубая в этой отрасли. Рост конкуренции со стороны соседних государств негативно отражается на позициях Jebel Ali на рынке морских перевозок. Кроме того, крупнейший порт Дубая создан в конце 1970-х гг., за 40 лет многие его характеристики, которые были передовыми на тот момент, перестали быть таковыми. Например, введенный в эксплуатацию в 2012 году Khalifa Port (Абу-Даби) имеет большую глубину (18 м), что обуславливает возможности обслуживания самых крупных грузовых судов, некоторые из которых уже не смогут пользоваться услугами Jebel Ali. С учетом некоторых тенденций в мировом судостроении со временем эта слабость порта Jebel Ali может оказать более негативный эффект.

Согласно данным ВТО, рост объемов мировой торговли в 2019 году оценивается в 2,6 %. В 2020 году прогнозный показатель составляет 3,0 %. Это более чем в 2 раза ниже по сравнению с темпами, которые наблюдались в 2000-х и первой половине 2020-х гг. Схожая тенденция наблюдается и в регионе ССАГПЗ. Этот фактор тоже негативно отражается на темпах роста грузооборота порта Jebel Ali.

Вклад в стагнацию логистического сектора Дубая внесли и политические факторы, а именно обострение обстановки в Ормузском проливе, блокада Катара со стороны ОАЭ и Саудовской Аравии, ослабление экономических отношений с Ираном. Стоимостные показатели торгового оборота с последним снизились примерно на треть в 2019 году по сравнению с предыдущим годом. До событий 2017 года Катар был одним из активных направлений для движения товаров, реэкспортируемых из Дубая, но после объявления бойкота Дохе двусторонняя торговля усложнилась. Однако преувеличивать значение этих политических факторов важное, но не определяющее: значительная часть товарооборота между ОАЭ и двумя соседними государствами (Ираном и Катаром) осуществляется контрабандным путем, либо через третьи страны (Кувейт и Оман), при котором порты Дубая тоже задействованы.

Как и в случае с гражданской авиацией и туризмом, беспрецедентный успех в развитии морской логистики Дубая был бы невозможен без ряда сопутствующих факторов и огромных финансовых ресурсов государства. В тоже время, возможности развития сектора имелись и в других государствах ССАГПЗ, но только руководство Дубая сумело превратить эмират в логистический центр регионального и мирового значения. Особо отметим, что эта политика в предыдущие годы не имела каких-либо шаблонов и поэтому оценивалась как рискованная с коммерческой точки зрения. Поэтому, достигнутый результат все же стоит рассматривать как успех экономической стратегии, которой следовал эмират.

Несмотря на стагнацию в течение трех последних лет, Jebel Ali пока остается передовым, наиболее востребованным и лучшим по качеству портом в Персидском заливе. Признаков кризиса пока не наблюдается. Однако дальнейшему расширению доли на рынки услуг по перевозке товаров для Jebel Ali препятствуют некоторые факторы регионального и всемирного масштаба. Стоит предположить, что в изменяющихся условиях новый успех не придет сам собой, а будет возможен только в результате эффективных и нешаблонных мер со стороны DP World и руководства Дубая. Помимо грамотной маркетинговой политики, к таковым следует отнести стимулирование использования порта со стороны DP World благодаря ее присутствию на рынке морской логистики, а также появление принципиально новых и привлекательных предложений со стороны Дубая участникам этого рынка.  Некоторые возможности для реализации этого потенциала у эмирата имеются, а развитие морской логистики, вероятно, будет оставаться одним из приоритетных направлений его экономической политики в последующие годы.

52.33MB | MySQL:103 | 0,512sec