О движение мадхалитов в Ливии

В настоящее время в Северной Африке усиливает свои позиции движение мадхалитов. В перспективе оно может начать играть очень важное роль в регионе. Этот так называемый «тихий салафизм», ориентирован  на построение общества на основе шариата и прежде всего в Ливии и в меньшей степени в Алжире.

В сущности, мадхализм является салафитским течением, основанным Раби аль-Мадхали, богословом Исламского университета Медины, поддержанным его младшим братом Мухаммедом аль-Мадхали, который работал в том же университете. Его последователи следуют принципу «Вали аль-Амр» — непререкаемому подчинению правящей власти, кроме случаев, когда она устраивает гонения на мусульман и «распространяет ересь». Движение также характеризуется его непреклонным антагонизмом по отношению к другим исламистским движениям, включая «Братьев-мусульман» за их связи с Саидом Кутбом, которого мадхалиты считают «первобытным джихадистом». Они выступают против современных радикальных исламистских теоретиков. Учитывая это, неудивительно, что мадхалитам оказывали поддержку саудовские власти, особенно после 1990 года, когда они отказались поддержать движение «сахва», выступившего против американского военного присутствия в Саудовской Аравии с целью противодействия вторжению иракской армии в Кувейт. В результате они получили финансовую поддержку в 1990-х годах, хотя саудовский религиозный истеблишмент настороженно относился к последователям этого движения, считая, что в перспективе они могут представить угрозу и все больше стремились изолировать представителей этого движения.

На фоне уменьшения  влияния мадхалитов в королевстве, их позиции за рубежом — в Кувейте, Египте, Центральной Азии, Европе и Северной Африке начало укрепляться. В частности, наиболее прочные позиции движению удалось занять в Ливии.

Мадхалиты закрепились в этой стране по тем же причинам, что и в других государствах – в силу беспрекословного признания легитимности действующей власти. Последователи этого направления, оставляя в стороне политические преобразования, ориентированы на социальные перемены. В Марокко они столкнулись с маликитской традицией, положением монарха страны, утвержденном о статусе халифа, широко распространенной народной поддержкой суфиев. В Тунисе мадахалиты стали всего лишь одной из ветвей салафитского ислама.

Однако в Ливии потенциал мадхалитов наиболее высок. Сторонники течения появились в бывшей Джамахирии в 1990-х годах, чему способствовал режим М.Каддафи, привлекший мадхалитов на свою сторону в качестве противовеса группировке «Братья-мусульмане» и радикалов из «Ливийской исламской боевой группы». Они не поддержали события «арабской весны» начала 2011 г., поскольку демонстрации и революционные движения были направлены против существующей государственной власти. Движение первоначально оставалось в стороне от политических процессов в первые годы после революции, хотя его сторонники стояли за нападениями на суфийские святыни в г.Злитене и г.Триполи.

К 2012 году отношение мадхалитов к ливийской революции значительно изменилось, учитывая крах режима Каддафи. Когда лидер Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршал Халифа Хафтар начал претендовать на лидирующие позиции в стране в 2014 г., ситуация радикально изменилось. В июле 2016 года аль-Мадхали выпустил фетву, призывающую всех салафитов в Ливии присоединиться к коалиции Хафтара, чтобы уничтожить «Бригады обороны Бенгази» (БОБ). Он также выступил против ливийских «Братьев-мусульман» во главе с братьями Исмаилом и Али ас-Саллаби, поддерживаемых Турцией и Катаром.

В настоящее время последователи движения составляют около 10% населения Ливии. При этом число вооруженных сторонников достает порядка 25 000 боевиков.

Достаточно быстро, сторонники мадхали стали влиятельным игроком на внутриливийсой политической сцене. К середине 2016 г. движение поддерживало присутствие крупных вооруженных блоках бывшей Джамахирии — в Ливийской национальной армии, «Радаа» в Триполи и «Буньян Марсус» в Мисурате.

Мадхалиты стали важно боевой составляющей ЛНА Х.Хафтара. Нередко их направляют на те участки фронта, где другие формирования не могут справиться с поставленной задачей, и прежде всего в силу прочных родоплеменных связей. Подразделения мадхалитов же ставят идеологию выше клановости.

Первым среди мадхалитских формирований, перешедших на сторону Х.Хафтара стала «Бригада Таухид», основанная  в Бенгази Иззедином ат-Тархуни на ранних этапах операции «Достоинство», и группа во главе с А.Майаром, широко известная как «Салафитская бригада». Майар вошел в близкое окружение Хафтара и регулярно принимается в  Палате представителей (парламент, действующий на востоке Ливии) в городе Тобрук.   «Бригада Таухид» создал филиалы в городах Адждабие и Байде. В феврале 2015 г., после того как был убит основатель этого подразделения группировка была расформирована и вошла в состав военных подразделений Хафтара — 210-ый пехотный полк и 302-ую бригаду спецназа «Сайка» во  главе с Махмудом аль-Варфалли. В августе 2017 года Международный уголовный суд (МУС) выдал ордер на арест руководителя этой структуры по обвинению совершении военных преступлений, в связи с гибелью 33 человек с 3 июня 2016 г. по 17 июля 2017 г. Тем не менее, Хафтар в конце 2019 г. повысил его до звания подполковника.

Решение о роспуске «БригадыТаухида» было принято, в том числе после того, как жители Бенгази начали выражать серьезное недовольство ультраконсервативной идеологией доминирующих в бригаде мадхалитов. Жители этого города назвали бригаду «еще один Ансар аш-Шариа» (радикальная группировка, идеологически ориентированная на «Аль-Каиду», запрещена в России) Присутствие в вооруженных формированиях Х.Хафтара сторонников этого направления салафизма, вызывает все большее раздражение населения. Однако альтернативы им не просматривается. Последователи данного направления действуют так же, как «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). Они стремятся обеспечивать безопасность, предоставлять необходимые услуги населению в контролируемых районах, их вооруженные отряды в наименьшей степени подвержены коррупции.

В альянсе с фельдмаршалом Х.Хафтаром выступает также «Бригада Тарик ибн Зияд», придерживающаяся доктрины мадхалитов. Она заявила о себе в феврале 2017 г. после публикации видео казни боевика ИГ из Бенгази. Многие члены бригады принадлежат к племени фарджани, из которого происходит и сам Х.Хафтар. В марте 2018 г. эта бригада присоединилась к ЛНА, начавшей военные действия ​​в районе Себха на юге Ливии. Она также приняла участие в боях за Дерну, которые продолжались до февраля 2019 г.

Сыновья  командующего ЛНА Х.Хафтара Халед и Саддам возглавляют две бригады мадхалитов,  контролирующих Бенгази.

Вооруженные группировки мадхалитов играют ключевые роли в Сирте и Куфре, где с давних пор происходят вооруженные столкновения между арабами из племени звайя (доминирующее в этом районе) и меньшинством тубу (чья родина простирается через юг Ливии и север Чада). «Субул ас-Салам»  вооруженная группировка мадхалитов в г.Куфра, преодолев межэтнические противоречия, объединяет в том числе боевиков тубу и звая на идеологической основе. Эта структура поддерживает связи с мадхалитами упомянутого подразделения «Радаа» в Триполи. В декабре 2017 года члены «Субул ас-Салам» осквернили могилу, похитили и перезахоронили на соседнем кладбище останки суфийского шейха Сейида Мухаммеда аль-Махди ас-Сенусси (сына основателя тариката сенусийя Мухаммада ибн Али ас-Сенусси). Он провозгласил исламское государство в Сахаре и Сахеле, просуществовавшее с 1859 года до его смерти в 1902 г. Нападение было спровоцировано прибытием в Куфру из Триполи мадхалистского проповедника Майди Хафала.

В г. Сабратхе на стороне Х.Хафтара выступили мадхалиты из «Бригады Аль-Вади», которая вела в этом районе ожесточенные бои с вооруженными сторонниками клана Дабаши и «Бригадой 48», формально подконтрольных правительству Ф.Сарраджа, а в действительности занимающихся контрабандой оружия, нелегальным трафиком мигрантов.

Значение течения мадхалитов для Х.Хафтара подтверждается также приглашением командованием ЛНА в Ливию в начале 2017 г. мадхалитского проповедника из Саудовской Аравии Усамы аль-Отаиби. Идеолог совершил экскурсию по восточной части Ливии и был приглашен в Зинтан командующим западным регионом ЛНА Идрисом Мади.

Альянс между Хафтаром и мадхалитами чрезвычайно полезен для обоих. Мадхалиты стремятся получить сильное присутствие в общественной жизни Ливии, контролировать все большее число мечетей и привлекать в свои ряды безработную молодежь и другие «уязвимые слои» общества. Тем временем Хафтар нуждается в поддержке, в том числе для увеличения численности своих войск.

На западе Ливии наиболее могущественным ополчением мадхалитов, поддерживающим Правительство национального согласия (ПНС) во главе с Ф.Сарраджем – «Специальные силы сдерживания» («Куват ар-радаа аль-хасса» — широко известными как «Радаа»), которыми руководит Абдеррауф Кара . Это подразделение номинально подчиняется Министерству внутренних дел (хотя на практике оно функционирует автономно) и является одной из крупнейших структур безопасности в столице. А.Кара контролировал большинство районов в окрестностях столичного аэропорта Митига и значительную часть Триполи. Мадхалиты также обеспечивают личную безопасность премьер-министра поддерживаемого ООН ПНС Ф.Сарраджа и главы Центрального банка Ливии С.аль-Кебира. Договоренность ПНС с А.Кара является «заигрыванием» с политической системой. Руководитель «Радаа» считает, что Саррадж  работает на него и по его приказу.

Подконтрольные мадхалитам отряды функционируют также и в других частях на западе Ливии. Они включены в ряд более мелких вооруженных группировок, в частности в Сабратхе, Сурмане и Завие, а также в подразделения по борьбе с преступностью входящих в состав Министерства внутренних дел.

Влияние мадхалитов из «Радаа» усиливается.  Представители суфийской общины обвиняют мадхалитов в нападениях на их мечети и святыни в Триполи. Они арестовали священнослужителей из расположенного в Триполи Дар аль-Ифта (государственного органа, который издает фетвы) и Главного управления по делам религий и ислама, которые выступают против мадхализма.

Укрепление мадхалитов способствовали столкновениям с  другими вооруженными группами, 33-ей бригадой из района Таджура в январе 2018 года.

Особенно на востоке мадхалиты для реализации своей используют Высший комитет по фетвам. В частности, в июле 2016 г. этот орган выступил с заявлением, в котором утверждалось, что в рассматриваемом  тогда проекте конституции содержатся нарушения шариата, в том числе в отношении равенства между мужчинами и женщинами, и защиты свободы выражения мнений и собраний. Комитет также не согласился с положениями, касающимися формирования политических партий, которые они назвали источником конфликтов и разногласий. В июле 2017 года этот орган издал фетву, обвиняющую приверженцев ибадизма (ибадизм является одним из направлений в исламе; в отличие от шиизма, в котором верховная власть должна передаваться по наследству внутри Дома Пророка — имамов, потомков Али ибн Абу Талиба и его жены, дочери Пророка Фатимы, а также суннизма, в котором верховные правители мусульманской общины должны быть из Курайшитов, ибадиты считают, что имамом всей общины может быть любой мусульманин. В Ливии это направление ислама широко распространенно в амазигских районах Джебель Нафуса), распространенного среди ливийского меньшинства амазигов (берберов), в «девиантности» и в приверженности доктрине «неверных».

Следуя доктрине мадхалитов, Комитет издал распоряжения, запрещающие женщинам совершать поездки без сопровождения мужчины;  празднование дня рождения пророка Мухаммеда, традиционно популярного в Ливии;  демонстрации, назвав их «западным злом».

По оценкам полевых командиров отрядов, лояльных правительству национального согласия (ПНС): «Если Хафтар ворвется в столицу, мадхалиты выведут своих сторонников на улицы.

В январе 2017 г. в городе Аль-Мардж мадхалиты конфисковали партию книг, импортированных из Египта, в том числе работы Ф.Ницше, П.Коэльо и Н.Махфуза, назвав их «культурным вторжением» неисламской литературы, содержащей порнографические материалы и информацию о шиизме, христианстве и колдовстве.  Более 130 ливийских писателей и интеллектуалов ответили открытым письмом с критикой данной акции, назвав ее «интеллектуальным терроризмом» и «попыткой заглушить голоса, мнения и мысли».  Действия сторонников этой доктрины, в том числе в мечетях, школах, средствах массовой информации и других социальных институтах во многих регионах Ливии, угрожают социальной гармонии, усугубляют кризис в стране.

В марте 2017 г. мадхалиты, связанные с ЛНА, запретили митинг в г.Бенгази, посвященный «Часу Земли», международному мероприятию, организованному Всемирным фондом дикой природы для повышения осведомленности об окружающей среде, и провели аресты нескольких активистов, в том числе фотографа агентства Франс пресс, который сделал снимки этого мероприятия.

Ключевая фигура мадхалитов, участвовавшая в закрытии «Часа Земли», Абдул Фатех бен Галбун, командующий подразделением, связанным со спецназом ЛНА «Сайка», в декабре 2017 г. арестовал молодого певца после того, как в социальных сетях были распространены видеозаписи его выступления на школьном мероприятии для девочек. Бен Галбун обвинил певца в поощрении порока.

Аналогичные инциденты происходят и в западной части Ливии. В ноябре 2017 года «Радаа» закрыла выставку комиксов в Триполи и задержала организаторов и некоторых участников за нарушение «морали». В мае 2018 года это подразделение задержало двух человек, которые организовали ежегодную пресс-конференцию Septimus Awards. Причиной стала недопустимость совместного нахождения на мероприятии мужчин и женщин, а также запрещенный с точки зрения ислама стиль одежды. Мадхалиты активно стремятся взять под контроль систему образования, в особенности начального.

Лидер движения мадхалитов Саудовской Аравии Раби бен Хади аль-Мадхали в 2016 г. объявил о поддержке Халифы Хафтара в борьбе с «Братьями-мусульманами» и правительством национального согласия в  Триполи. Вместе с тем его последователи выступают на стороне подчиняющихся ПНС вооруженных формирований. Они следуют ориентированной на длительную перспективу стратегии, поддерживая обоих соперников, избегая прямого конфликта друг с другом. Мадхалитам выделяются значительные финансовые средства из Саудовской Аравии. Последователи мадхализма становятся инструментом реализации долгосрочных целей Эр-Рияда в Ливии. Такая выверенная стратегия позволяет сторонникам движения мадхалитов усиливать свои позиции в Ливии, вступая в перспективные союзы с военно-политическими группировками, а также племенами. Входящие в вооруженные формирования по обе противоборствующие стороны в нынешнем конфликте в Ливии вооруженные структуры мадхалитов стремятся избегать боевых столкновений друг с другом. Так, во время операции Х.Хафтара по освобождению г.Сирт на его сторону перешли многие мадхалиты-боевики из подконтрольной ПНС 604-й бригады.

Они объединяются вокруг харизматичных местных проповедников или полевых командиров. По сути, они занимают практически беспроигрышную позицию и останутся с тем из «центров силы» в Ливии, кто одержит верх в нынешней конфронтации.

И. Ф.Саррадж, и Х.Хафтар используют в борьбе за власть мадхалитов, финансируемых и поддерживаемых идеологически Саудовской Аравией. В перспективе усиление влияния в этой стране последователей этого направления салафизма рискует дестабилизировать всю Северную Африку и радикализировать новое поколение молодых людей.

53MB | MySQL:103 | 0,475sec