О причинах и рисках наращивания военного присутствия Турции в сирийской провинции Идлиб

Сирийская армия вступила в населенный пункт, в котором расположен наблюдательный пост турецких сил. Об этом в среду 5 февраля сообщил телеканал «Аль-Арабия». По поступившей информации, отряды сирийской армии установили контроль над деревней, расположенной восточнее города Саракиб (провинция Идлиб), в которой находится наблюдательный пост турецких сил. Практически одновременно с этой информацией поступили сообщения о направлении Турцией военных подкреплений к границе с Сирией. Официальных подтверждений турецкой стороны о передислокации своих войск к сирийской границе не поступало. Некоторое время назад президент Турции Р.Т.Эрдоган выступил с требованием к правительству Сирии до конца февраля вывести своих военных за пределы турецких наблюдательных постов в сирийском Идлибе. Ранее агентство САНА передало, что бойцы сирийской армии освободили за сутки 22 населенных пункта в окрестностях Саракиба в провинции Идлиб, где находится форпост террористов из группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ).  Саракиб находится на пересечении шоссе Латакия — Алеппо и Дамаск — Алеппо. Город прикрывает проход с востока к провинциальному центру Идлиб (320 км от Дамаска). Быстрое продвижение правительственных сил позволило им перекрыть линии снабжения противника, чтобы принудить боевиков к капитуляции. Сирия в свою очередь расценивает ввод турецких сил в провинцию Идлиб как нарушение Аданских соглашений от 1998 года, предусматривающих двустороннюю координацию по обеспечению безопасности на совместной границе. Об этом говорится в распространенном в среду 5 февраля агентством САНА заявлении МИД республики. «Действия [президента Турции Тайипа] Эрдогана нацелены на защиту террористических группировок, которым Анкара оказывает всестороннюю поддержку», — утверждается в коммюнике. Как подчеркивает МИД республики, Турция «не выполняет также своих обязательств, вытекающих из соглашений, подписанных в Астане (Нур-Султане) и Сочи, которые касаются урегулирования ситуации в провинции Идлиб». «Поведение Анкары свидетельствует о том, что она произвольно трактует подписанные документы и вводит в заблуждение международную общественность», — отмечается в заявлении внешнеполитического ведомства Дамаска. Президент Турции Р.Т.Эрдоган в свою очередь выступил 5 февраля с требованием к правительству Сирии до конца февраля вывести своих военных за пределы турецких наблюдательных постов в сирийском Идлибе. «Нападение на наших военных начинает новую эпоху в Сирии. Мы не можем допустить, чтобы подобное продолжалось. Вчера вечером в ходе разговора с [президентом России Владимиром] Путиным я сказал ему, что режим [президента Сирии Башара Асада] должен выйти за границы сочинского меморандума, за пределы турецких наблюдательных постов, — заявил турецкий лидер во время выступления в парламенте. — Если режим в течение февраля не отведет своих военных за пределы наших наблюдательных пунктов, то Турция будет вынуждена сделать это сама». Эрдоган также отметил, что ВС Турции «имеют право на самооборону в сирийском Идлибе».
В этой связи американские эксперты полагают, что все более успешное наступление сирийского правительства в Идлибе вынудит Турцию принять более решительные меры, чтобы замедлить наступление, поставив под угрозу ее отношения с Россией. Эти меры будут включать тактику дипломатического и военного давления с целью повышения риска наступления на Сирию, Россию и Иран. Эта стратегия, однако, может сделать более вероятным, что сирийские, российские и иранские войска перейдут к прямому противостоянию с турецкими военными подразделениями. Альянс Москвы и Анкары на сирийском направлении в этой связи стоит перед серьезным испытанием на северо-западе Сирии. Поддерживаемое Россией и Ираном наступление сирийского правительства с целью отвоевать Идлиб, похоже, грозит самым серьезным образом минимизировать турецкое влияние в этом районе и стимулировать новую волну беженцев в Турцию, которая и так уже принимает 3 млн перемещенных сирийцев. 3 февраля сирийские военные во время обстрела убили пять турецких солдат в Идлибе, что побудило Турцию ответить серией ударов по позициям сирийских правительственных сил. Эта ситуация предвещает новую, опасную фазу конфликта в Идлибе, поскольку сирийские правительственные войска продвигаются все глубже в провинцию, что вынуждает Турцию ответить развертыванием новых сил непосредственно на пути наступающих войск. До настоящего момента Турция и Россия работали над тем, чтобы избежать серьезной конфронтации в Сирии, несмотря на их стратегически противоположные цели там. Но продолжительные наступательные операции сирийского правительства в Идлибе испытывают эти отношения на прочность, и ситуация развивается так быстро, что предыдущие линии деэскалации между Турцией и Россией ухудшаются до такой степени, что между ними может возникнуть военный или дипломатический кризис в отношении будущего северо-западной провинции. Для Анкары это игра в формате военного давления с высокими ставками, чтобы выиграть время для переговоров и гарантировать, что в Турцию не хлынет новый поток беженцев и что ее влияние в Северной Сирии остается неизменным. Анкара рассчитывает, что ее стратегия не приведет к серьезному военному кризису с Москвой, но чем больше сирийских войск вторгнется в Идлиб, тем больше вероятность того, что Турция будет вынуждена направить туда достаточно войск, чтобы они оказались на прямой линии огня. Турция в конечном счете рискует начать крупный военный кризис с Россией, который может быстро разрушить их тщательно культивируемые отношения в Сирии, и не только там.
В Идлибе проживает 4,5 млн сирийцев, перемещенных из других районов страны, и Турция не хочет увеличивать свое и без того значительное бремя в рамках содержания сирийских беженцев. На всем протяжении гражданской войны в Сирии Анкара поддерживала различные сирийские повстанческие группировки в рамках их борьбы с Дамаском и его российскими и иранскими союзниками, а также привлекала свой дипломатический ресурс для того, чтобы тормозить наступление правительственных сил через договоренности с Москвой. Но на фоне своего стремления восстановить свой контроль над всей Сирией, Башар Асад нашел несколько эффективных стратегий, чтобы добиваться неуклонного подрыва позиции Турции в провинции Идлиб. Например, Астанинский процесс предоставил Турции полномочия на создание 12 (теперь расширенных до 18) наблюдательных пунктов в провинции и вокруг нее в рамках усилий по деэскалации с Россией, но Сирия просто обошла их время своего последнего наступления, полностью отрезав три из них. И хотя Турция попыталась использовать свои связи с повстанческими силами, чтобы максимально затруднить дальнейшее продвижение правительственных сил, им удалось неуклонно продвигаться вперед по удерживаемой повстанцами территории. Американцы отмечают, что Дамаск похоже решает в рамках своего наступления задачу по захвату городов на автомагистралях М4 и М5, которые соединяют провинцию с центральной частью страны. Учитывая поступательное продвижение сирийских войск вперед, у Анкары есть веские причины постараться избежать нового потока беженцев, особенно в связи с тем, что хрупкая экономика Турции и рост антиарабских настроений в обществе максимально затрудняют правительству президента Реджепа Тайипа Эрдогана прием большего числа перемещенных сирийцев. При этом планы турецкого президента построить цветущие города на севере Сирии для беженцев за деньги ЕС похоже окончательно потерпели фиаско. В то же время Турция хочет удержать Идлиб, поскольку эта провинция обеспечивает буферную зону, позволяющую ей сохранить свое влияние в других районах Северной Сирии. Быстрая победа Асада в этой провинции совершенное точно стимулирует сирийские войска обратить свое внимание на другие районы турецкого влияния, включая буферные зоны на северо-востоке страны, а также оккупационные зоны в кантоне Африн и Северном Алеппо.
В ответ на новые военные успехи Дамаска Турция продолжит развертывание дополнительных сил в Идлибе. Анкара, вероятно, будет стремиться всячески помешать сирийским войскам окружить большее количество турецких наблюдательных пунктов и дислоцировать турецкие войска таким образом, чтобы блокировать их дальнейшее продвижение. В целом Турция будет стремиться увеличить риски дальнейших наступательных действий для Сирии и при этом постоянно обращаться к Москве с целью оказания давления на Асада, чтобы замедлить или остановить его атаки, пока стороны конфликта ведут переговоры об окончательном статусе провинции. При этом направив больше турецких сил в Идлиб, Анкара может не преуспеть в своем дипломатическом прессинге на Москву, что означает, что Турция может оказаться втянутой в борьбу с сирийскими, российскими и / или иранскими силами. Анкара сейчас делает ставку на то, что у Москвы не хватит духу для того, чтобы дать такому кризису возникнуть в полной мере, она будет настаивать на начале долгого обсуждения этой темы с остановкой любых наступательных операций. Это, однако, ставка, основанная на тактической балансировке с большим количеством возможностей для просчетов и ошибок. Насколько такая тактика сейчас срабатывает? Президент Российской Федерации Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган обсудили во вторник 4 февраля по телефону ситуацию в Сирии. Об этом сообщила пресс-служба Кремля. «Подробно рассмотрена ситуация в Сирийской Арабской Республике. Выражена обоюдная обеспокоенность обострением обстановки в Идлибской зоне деэскалации», — говорится в сообщении. В беседе была подчеркнута необходимость неукоснительного выполнения российско-турецких договоренностей по Идлибу, предусматривающих наращивание совместных усилий по нейтрализации экстремистов. «Владимир Путин обратил внимание на резкую активизацию террористических группировок, атаки которых привели к многочисленным жертвам среди мирного населения», — отметили в Кремле. В связи с этим собеседники условились принять «безотлагательные меры, прежде всего по линии министерств обороны России и Турции, в целях дальнейшего повышения эффективности координации действий в Сирии». Кроме того, стороны подтвердили поддержку межсирийскому диалогу в рамках Конституционного комитета в Женеве. Рискнем в этой связи предположить, что пока туркам не удается в полной мере убедить Москву воздействовать в нужном ключе на сирийцев, и остановить дальнейшее наступление в Идлибе. Если говорить прямо, то туркам было прямо сказано, что им следует выполнять свои обязательства, прежде чем просить Москву прекратить решение своих военных задач в Идлибе самостоятельно. Напомним, что 22 октября президенты России и Турции В.Путин и Р.Т.Эрдоган на встрече в Сочи приняли меморандум о совместных действиях по урегулированию ситуации на северо-востоке Сирии. Согласно документу, российская военная полиция и сирийские пограничники с полудня 23 октября были введены в районы, граничащие с создаваемой Турцией 30-километровой зоной безопасности. Министерство национальной обороны Турции 10 января сообщило, что Анкара и Москва договорились о введении режима прекращения огня в зоне деэскалации в Идлибе на севере Сирии с 12 января. Идлиб — единственный регион Сирии, который остается в руках незаконных вооруженных формирований. В 2017 году там была создана северная зона деэскалации, куда переместились боевики, отказавшиеся сложить оружие в дамасском предместье Восточная Гута и южных областях арабской республики. На территории провинции действуют 12 наблюдательных постов турецкой армии. Суть нынешних проблем состроит в том, что Анкара хочет за счет устойчивого перемирия сохранить в Идлибе автономный от Дамаска оплот вооруженной оппозиции. При этом саботируя размежевание умеренной оппозиции и джихадистов, что в принципе сделать на сегодня уже фактически нереально. То, что эти переговоры не принесли Анкаре нужного результата, свидетельствует и тот факт, что фактически синхронно с этим телефонным звонком Дамаск выдвинул ультиматум Анкаре. Командование ВС Сирии предъявило во вторник 4 февраля ультиматум бандформированиям, окруженным в городе Саракиб на юго-востоке провинции Идлиб. «Сирийская армия дает боевикам последний шанс и предлагает им сложить оружие во имя сохранения жизни мирных жителей», — говорится в заявлении ВС республики, переданном агентством САНА. Членам бандформирований в Саракибе и Телль-Тоукане рекомендовали не удерживать мирных граждан и не «использовать их в качестве живого щита в расчете на военную помощь со стороны Турции». «Командование вооруженных сил считает незаконным нахождение турецких войск в Идлибе и выражает готовность сирийской армии на немедленный отпор любым враждебным действиям с их стороны», — подчеркивается в документе.  Ранее агентство САНА передало, что бойцы сирийской армии освободили за сутки 22 населенных пункта в окрестностях Саракиба, где находится форпост террористов из группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ). Таким образом, очевидно, что как и на первом этапе наступления сирийских сил в Идлибе (тогда была поставлена задача взятия Хан-Шейхуна, и она была выполнена, несмотря на все крики со стороны Турции), сейчас такие консультации начнутся после взятия Саракиба. И только после этого можно ожидать неких переговорных процессов. Причем рискнем предположить, что затеваться они будут только с точки зрения необходимости перегруппировки сирийских сил, а не в надежде на то, что турки начнут выполнять свои обязательства и искоренять террористов в Идлибе. Не начнут по целому ряду причин: эти силы не являются их врагами, в отличие от курдов; у них нет достаточных сил и ресурсов для этого; и у них нет никакого желания своими руками убирать силовую и государственную альтернативу Дамаску. В этой ситуации «хорватская тактика» (постепенное выдавливание противника с территорий путем рваного ритма наступательных операций) является видимо единственным оптимальным алгоритмом действий по зачистке Идлиба.      Турция сейчас сигнализировала, что она будет наращивать свои военные усилия, выходя за рамки простого ответного возмездия в попытке повысить ставки для России, чья воздушная и материально-техническая поддержка имеет решающее значение для успеха наступления. Но такая тактика рискует создать все более глубокие циклы эскалации. Это, в свою очередь, может спровоцировать широкомасштабный военный кризис, в котором у России и Турции не останется иного выбора, кроме как вернуться к переговорам с высокими ставками и пересмотреть — если не полностью отказаться — Астанинский процесс, который Турция все чаще считает исчерпавшим себя. В этой связи турки стараются играть на самой болезненной точке Москвы — Астанинском процессе, который затевался в Москве, как альтернатива Женеве. И собственно не случайно во время последнего телефонного разговора была акцентирована тема Конституционного комитета в привязке именно к Женеве. Таким образом, Анкаре было дано понять, что Астана не является более для Москвы безальтернативным фетишем и переговорным форматом.
Но в любом случае такие переговоры просто затушуют российско-турецкие разногласия, а не решат вопрос о статусе Идлиба. Это, напротив, будет предметом переговоров не только между Турцией и Сирией, но и между различными группировками, включая местное ответвление «Аль-Каиды» (запрещена в России), «Хаят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в России) и Дамаском. Но низкий уровень успеха переговоров между Дамаском и повстанцами, вкупе с собственной идеологической приверженностью ХТШ к продолжению борьбы, говорит о том, что такие переговоры, скорее всего, провалятся, и что Асад продолжит прибегать исключительно к военной силе для восстановления контроля над Идлибом. В результате Турции в конечном счете придется сделать решающий выбор: либо углубить свое участие в Идлибе, чтобы резко повысить свои переговорные козыри на любых будущих переговорах, либо, что менее вероятно, найти способ прийти к компромиссу таким образом, чтобы как-то предотвратить очередной кризис беженцев. Пока Анкара готовится к реализации обоих вариантов развития событий. Ввиду того, что правительственные войска вплотную приблизились к административной столице провинции Идлибу, Турция резко принялась наращивать свое военное присутствие в регионе. Только за сутки с 5 по 6 февраля в район населенных пунктов Кафр-Хая, Сармада, Маарет-Мисрин, Бниш и Тафтаназ прибыло около двухсот единиц турецкой военной техники, в том числе порядка пятидесяти бронеавтомобилей, несколько десятков орудий полевой артиллерии и минометов, а также сотни военнослужащих, преимущественно из состава формирований коммандос. Переброска подкреплений с территории Турции продолжается. С учетом проявленной в боях с правительственными силами слабости джихадистов, «обеспечение безопасности оппозиции и населения в Идлибе», которое, прикрываясь Меморандумом о создании зоны деэскалации, Анкара использует как предлог для ввода войск, численность турецкой группировки в районе Идлиба может в ближайшее время вырасти до 2,5 тысяч человек. По факту, турецкое руководство стремится взять под защиту своих войск развалившиеся бандформирования, с целью сохранить в отрыве от Дамаска стратегически важный регион, ну и одновременно пошантажировать Москву.
В итоге, по оценке американцев, Турция будет готова рискнуть военным кризисом с Россией, чтобы избежать очередного притока беженцев и предотвратить крах своей стратегии в Сирии. При этом Анкара делает ставку на то, что у Москвы не хватит духу для допуска такой возможности в принципе, и она вынуждена будет пойти на переговоры. Это, однако, тактика с большой долей развития рискованных сценариев: любые жертвы среди турецких или российских военных резко ускорят полномасштабную эскалацию. Со своей стороны рискнем предположить, что турки вряд ли готовы к серьезной военной эскалации именно с российскими военными, они будут ввязываться в локальные бои именно с сирийскими силами. При этом у Дамаска много способов осложнить жизнь турецким военным: в том числе и через стимулирование через каналы спецслужб подрывной активности против них со стороны курдов, организации минно-фугасной войны на каналах логистики снабжения турецких военных, и т.п. Но в любом случае главный вывод из предыдущей практики выстраивания отношений с турками гласит о том, что все дипломатические шаги должны в обязательном порядке сопровождаться военными мероприятиями.

52.25MB | MySQL:103 | 0,520sec