О внутри- и внешнеполитических последствиях судано-израильских переговоров

Переговоры с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в Уганде не затрагивали предложенную США «сделку века» или права палестинцев и их вопрос. Об этом, как передает телеканал «Аль-Арабия», заявил в среду 5 февраля глава управляющего Суверенного совета Судана Абдель Фаттах аль-Бурхан, комментируя его встречу с Нетаньяху, вызвавшую немало критики и вопросов, как в у него на родине, так и за рубежом.   О факте встречи в Кампале с аль-Бурханом премьер Израиля написал в понедельник 3 февраля  на своей странице в «Твиттере», указав, что он договорился о начале сотрудничества для налаживания отношений между странами. Между тем в МИД Судана сообщили, что им ничего не было известно об этих переговорах, а во вторник 4 февраля правительство страны собралось на экстренное заседание для прояснения обстоятельств незапланированного и прошедшего без его ведома рандеву.  «Встреча с Нетаньяху состоялась без каких-либо требований или условий и была организована США, — указал аль-Бурхан в заявлении, зачитанном для прессы одним из представителей армейского командования, сообщив, что подготовка к ней началась еще за три месяца. — Перед тем как встречаться с ним, я за два дня уведомил об этом премьера (Судана) Абдаллу Хамдука — он знал об этом. Мы не обсуждали мирный план США или палестинский вопрос».  По словам главы Совета, военные «стремятся защитить переходный период» в стране. «Мы не жаждем власти <…> суданцы подвергаются удушающей блокаде, поэтому необходимо было найти ключи, чтобы избавиться от нее, — отметил он. — Мы должны стучаться во все двери, чтобы прорвать эту осаду, а встреча с Нетаньяху была в интересах национальной безопасности Судана, она будет способствовать интеграции нашей страны в мировое сообщество, ведь мы имеем право жить в международной системе, как и другие, и никто не помешает нам идти по этому пути».    «Этой встречей мы открываем себя миру, а не только Израилю, и такой шаг отвечает интересам Судана. Ее целью было исключение страны из списка государств — спонсоров терроризма, что, как я ожидаю, скоро произойдет, — сказал аль-Бурхан, подчеркнув при этом, что не просил Нетаньяху содействовать в этом вопросе. — Я договорился с ним о будущем сотрудничестве между двумя странами, и следующий шаг будут принимать наши исполнительные органы власти. Ожидаем, что встреча принесет Судану большую пользу, а суданцы скоро увидят результаты наших договоренностей. Если этого не произойдет, тогда мы прекратим наше взаимопонимание».  «Судан предпринимает шаги в своих интересах, не входя в противоречие со справедливостью палестинского вопроса, а эти переговоры не затрагивает наших принципов и констант по отношению к нему и правам палестинцев, — заверил глава Совета. — Более того, сближение с Израилем может помочь палестинцам решить их проблемы». Аль-Бурхан подтвердил, что среди практических итогов переговоров стала договоренность об открытии воздушного пространства Судана для пролетов самолетов следующих из  Израиля и в Израиль. «Мы сформируем комитет в составе представителей Суверенного совета и правительства для изучения преимуществ и недостатков отношений с Израилем», — заключил он. Стоит отметить, что из арабских государств только у Египта и Иордании есть дипломатические отношения с Израилем. На африкаснском континенте Уганда является одной из 11 стран, имеющих дипотношения с еврейским государством. Хартум как член ЛАГ никогда не имел с ним официальных связей.   Судан дал принципиальное согласие на полеты над своей территорией коммерческих самолетов, которые направляются в Израиль, однако не позволил использовать воздушное пространство страны лайнерам израильской авиакомпании «Эль-Аль» (El Al). Об этом, как сообщила в своей электронной версии арабская газета «Аш-Шарк аль-Аусат», заявил в четверг представитель командования суданских вооруженных сил Амер Мухаммед аль-Хасан.  По его словам, между Суданом и Израилем «было достигнуто принципиальное соглашение о том, что коммерческие самолеты, выполняющие рейсы из Южной Америки в Израиль, могут использовать суданское воздушное пространство». Он пояснил, что по данному вопросу «еще изучаются некоторые технические аспекты». Он вместе с тем указал, что Судан «не давал согласия на пересечение своего воздушного пространства самолетами [израильской авиакомпании] «Эль-Аль». Как указал аль-Хасан, Судан не объявлял о нормализации отношений с Израилем, а встречу в Кампале представитель командования ВС Судана назвал «обменом мнениями по интересующим [обе стороны] вопросам». Если брать все эти события по сути, то надо отметить, что Хартум предпринимает титанические усилия для того, чтобы всячески умаслить Вашингтон с точки зрения предстоящего визита премьера Хамдука в Вашингтон и решения наконец-то главной проблемы для Судана на сегодня в экономической сфере — аннулировании американцами присутствия Судана в черном списке «стран-спонсоров терроризма». Ровно для этого и затевалась вся эта в большей степени чисто демонстративная встреча с израильским премьером, но при этом помимо собственно самого факта этой встречи никаких иных позитивных итогов резкого сближения двух стран не наблюдается. Если взять итоги в сухом остатке, то Хартум пытается усидеть на двух стульях: потрафить Вашингтону в свете их уже практически провалившегося плана БВУ (реакция ЛАГ и ОИС про этому вопросу была прогнозируемо негативной) и одновременно попытаться дистанцироваться от возможной критики как внутри страны, так  и мусульманском мире. Отсюда передача «первой скрипки» военным (а они как раз и являются главным объектом критики со стороны Вашингтона); официальное дистанцирование государственных структур от этой встречи; и  особенное акцентирование в официальных комментариях на теме  дистанцирования во время этой встрече от обсуждения  «сделки века», и т.п. И собственно промежуточной цели суданцы вроде бы добились. Госсекретарь США Майкл Помпео приветствовал встречу главы Суверенного совета Судана Абдель Фаттаха аль-Бурхана с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Представитель Госдепартамента Морган Ортагус опубликовал заявление по итогам встречи, в котором подтвердил, что Помпео в воскресенье разговаривал по телефону с аль-Бурханом. Она также сообщила, что американский чиновник пригласил аль-Бурхана в Вашингтон в конце года, не вдаваясь в подробности. «Госсекретарь Помпео поблагодарил генерала аль-Бурхана за его руководство в нормализации отношений с Израилем в результате недавней встречи генерала аль-Бурхана с премьер-министром Биньямином Нетаньяху в Уганде по приглашению президента Уганды Йовери Мусевени», — говорится в заявлении. У Ортагуса создалось впечатление, что Помпео знал о запланированной встрече аль-Бурхана и Нетаньяху. Пресс-секретарь Нетаньяху Офир Гендельман подтвердил, что израильский премьер говорил с Помпео о своей встрече с аль-Бурханом. «Премьер-министр Нетаньяху считает, что Судан движется в новом позитивном направлении, и он выразил свое мнение государственному секретарю Соединенных Штатов Америки», — сказал Гендельман в твиттере после встречи. Правительство Уганды не выступило с заявлением по поводу этой встречи. Кроме того, никаких фотографий об этом не было выпущено. Однако суданский военный чиновник сообщил агентству Ассошиэйтед Пресс, что встреча координировалась Объединенными Арабскими Эмиратами, чтобы помочь Судану в его усилиях по исключению из списка террористов, учитывая тесные отношения между Израилем и США. Официальной реакции арабских стран на встречу аль-Бурхана и Нетаньяху не последовало. Однако палестинская правящая организация в Рамалле быстро осудила эту встречу. «Эта встреча является ударом в спину палестинского народа и вопиющим отступлением от арабской мирной инициативы»,-заявил Саиб Эрикат, генеральный секретарь Организации освобождения Палестины (ООП) в заявлении официального информационного агентства ВАФА. Эрикат далее подчеркнул, что это происходит в то время, когда президент США Дональд Трамп и премьер-министр Израиля Нетаньяху пытаются ликвидировать палестинское дело, имея в виду новую американскую инициативу по установлению мира в регионе.

На этом фоне военные и гражданские власти также провели кампанию по отвлечению внимания внутри страны от этого эпизода, довольно неубедительно сымитировав внутренний скандал по теме встречи с Нетаньяху. Глава Суверенного совета и премьер-министр Судана в четверг 6 февраля договорились преодолеть политический кризис, вызванной встречей с премьер-министром Израиля, и усилить совместную координацию для достижения целей переходного периода. Встреча Абдель Фаттаха аль-Бурхана и Абдаллы Хамдука состоялась в четверг вечером после отдельных встреч с ними трех членов Суверенного совета: Мухаммеда Хамдана Дагло (Хемити), Айши Мусы и Сиддика Тавера. В первый раз последние согласились с премьер-министром о необходимости совместной работы для достижения целей революции и осуществления переходного периода, говорится в короткой депеше официального информационного агентства Суна. Позднее пресс-секретарь суданского правительства и член Суверенного совета Мухаммед аль-Факи опубликовал лаконичное заявление, в котором сообщалось, что аль-Бурхан и Хамдук провели встречу в суданском председательстве с участием трех членов Суверенного совета, ставших посредниками. «Совместное совещание подчеркнуло важность продолжения консультаций между институтами переходного органа для достижения стабильности (в стране)»,-сказал далее аль-Факи. Официально встреча аль-Бурхана с премьер-министром Биньямином Нетаньяху спровоцировала разногласия между ним и Хамдуком, поскольку тот позже заявил, что глава Суверенного совета нарушил переходную Конституцию, когда встречался с главой израильского правительства. В соответствии с Конституционной декларацией Суверенный совет имеет ограниченные полномочия, перечисленные в тексте, в то время как правительство ведет внутренние и внешние дела страны.  Глава Переходного Суверенного совета Абдель Фаттах аль-Бурхан в среду заявил, что проинформировал премьер-министра Абдаллу Хамдука о своей встрече с Нетаньяху двумя днями ранее. «Я проинформировал Хамдока (о встрече) за 48 часов до визита в Уганду и встречи с Нетаньяху, и он сказал  «вперед»,-сказал аль-Бурхан на брифинге для некоторых журналистов в среду. 4 февраля глава коллегиального президиума выступил с заявлением, в котором заявил, что он не проинформировал правительство о встрече и превысил свои полномочия в соответствии с переходной Конституцией. Заявления аль-Бурхана вызвали еще одно заявление пресс-секретаря кабинета мМинистров Фейсала Мухаммеда Салеха, который отрицал, что Хамдуку не было известно о встрече. «Премьер-министр не был проинформирован ни о визите председателя Суверенного совета в Энтеббе, ни о его встрече с премьер-министром Израиля. Соответственно, никакого уведомления или консультаций по этому вопросу не было», — сказал Салех. Министр информации также напомнил, что Конституционная декларация является правовой основой, регулирующей переходный период, как это было согласовано на совместном заседании Суверенного совета, кабинета министров и лидеров правящей коалиции. Таким образом, военные и светские довольно оперативно разыграли «непонимание» и его дальнейшее преодоление; при этом подчеркнем, что ссылки Хамдука на превышение полномочий аль-Бурханом не случайны: таким образом создается юридическая основа для дистанцирования официального Хартума от любых обвинений в рамках сближения с Израилем и вообще аннулирования в случае необходимости достигнутых в ее рамках договоренностей. Например, аннулирование разрешения на проет самолетов. По этому поводу министр информации Судана заявил в своем заявлении в среду вечером, что их правительство является правительством суданской революции и отказ от дела угнетенного народа не является его приоритетом. «Отношения с Израилем-это вопрос, который выходит за рамки компетенции переходного правительства, имеющего ограниченный мандат, и он должен быть рассмотрен законодательным органом и конституционной конференцией», — заявили в правительстве. Дальше спектакль продолжал разыгрываться. Перед началом брифинга аль-Бурхан встретился с командованием Вооруженных сил Судана  и проинформировал их о своей встрече с Нетаньяху. Представитель армии сообщил журналистам после встречи, что суданская армия одобрила инициативу аль-Бурхана и подтвердила свою поддержку ему. При этом ряд внутрисуданских политических сил подвергли критики эту встречу, подчеркивая  свою поддержку палестинского народа и неприятии позицию Нетаньяху. Так, лидер Национальной партии «Умма» Садык аль-Махди отверг нормализацию отношений с Израилем, заявив, что это «наносит ущерб национальным, арабским и исламским интересам». С.аль-Махди далее сказал на пресс-конференции, состоявшейся в Хартуме, что встреча аль-Бурхана с Нетаньяху «имеет горькие плоды, и ее результаты отрицательны».

Но промежуточная цель всех этих в общем-то наивных маневров была достигнута:  глава Суверенно совета Судана Абдель Фаттах аль-Бурхан получил приглашение посетить Вашингтон на этой неделе, сообщило 2 февраля официальное информационное агентство СУНА. Агентство, не называя даты визита, заявило: «Аль-Бурхан приветствовал приглашение и обещал выполнить его в ближайшее время». Как мы теперь знаем,  такое приглашение предусматривает визит только в конце нынешнего года. При этом общий курс Вашингтона продолжает заключаться в том, чтобы заставить суданских военных передать власть гражданскому правительству. В частности,  американские официальные лица в первые месяцы существования переходного правительства заявили, что не исключат Судан из списка государств-спонсоров терроризма из-за участия суданских военных в правительстве. Таким образом, выбор кандидатуры именно аль-Бурхана на проведение встречи с израильским премьером должен быть нивелировать этот момент в американской позиции. При этом суданские власти уже заявили, что,  каков бы ни был характер этого приглашения, оно знаменует собой новое развитие в отношениях между двумя странами и восприятие США роли суданской армии в демократических переменах в Судане. Рискнем в этом усомниться. Пока ясных перспектив снятия санкций с Хартума не видно.  Даже несмотря на все лоббистские усилия  на этом направлении стран Персидского залива и Афросоюза. Совет мира и безопасности Африканского союза (СМБ) выразил обеспокоенность по поводу того, что американская администрация продолжает называть Судан государством-спонсором терроризма. На очередном заседании, состоявшемся 30 января, СМБ обсудил ситуацию в Судане. Совещание проводилось в присутствии  суданского представителя в АС, а также заместителя министра иностранных дел Судана и специального посланника США по Судану. В заявлении, опубликованномв среду 5 февраля, Совет приветствовал дипломатическое сближение между США и Суданом и решение Вашингтона исключить Судан из своего списка правительств, которые занимаются систематическими и продолжающимися нарушениями свободы вероисповедания или терпимо относятся к ним. Однако СМБ с обеспокоенностью отметил, что США продолжают включать Судан в список государств-спонсоров терроризма, подчеркнув, что это «продолжает негативно сказываться на политическом, экономическом и социальном переходе Судана». Орган Африканского союза также напомнил, что такая  озабоченность уже была выражена на мероприятии высокого уровня по Судану, созванном в кулуарах Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке 27 сентября 2019 года, и на 884-м заседании КПП, состоявшемся 10 октября 2019 года. Совет приветствовал представленные правительством Соединенных Штатов заверения в том, что обе стороны продолжают предпринимать активные усилия по решению вопроса о включении Судана в черный список террористов. Американские официальные лица в кулуарах этого заседания заявляют, что они находятся на грани исключения Судана из списка, указывая, что единственным остающимся вопросом является компенсация, которую Судана, исходя из принципа ответственности государства, должен выплатить жертвам террористических атак. От себя заметим, что верить в это наивно. Участники совещания «приветствуют выраженное правительством Судана обязательство выплатить компенсацию семьям жертв террористических нападений за взрывы посольств Соединенных Штатов в Кении и Танзании в 1998 году и военного корабля USS Cole в 2000 году в рамках усилий по исключению Судана из списка государств-спонсоров терроризма», — говорится в сообщении СМБ. 13 января Верховный суд США отклонил апелляцию Судана, чтобы избежать выплаты 3,8 млрд долларов в качестве компенсации ущерба членам семей людей, убитых или раненых в результате взрывов «Аль-Каидой» (запрещена в России) посольств США в Кении и Танзании в 1998 году. 24 февраля Верховный суд рассмотрит еще одну апелляцию Судана, в которой будет отказано истцам в возмещении штрафных убытков на сумму около 4,3 млрд долл.

В этой связи рискнем предположить, что дело совсем не компенсации. Это своего рода поправка «Джексона-Вэнника», которая нужна для того, чтобы постоянно подвешивать ситуацию со снятием санкций. Хамдук  посетил Вашингтон с  целью добиться отмены экономических санкций, введенных против военной исламской диктатуры Омара аль-Башира, еще 2 декабря. И тогда, похоже, все пошло не так, как планировалось, несмотря на объявление о возобновлении нормальных дипломатических отношений между Суданом и США. Конгресс потребовал от Хартума большей финансовой прозрачности в управлении аппаратом безопасности, учитывая продолжающееся присутствие там исламистских агентов из несуществующей Национальной службы разведки и безопасности (NISS). Но вскоре стало ясно, что истинная озабоченность американцев лежит в другой плоскости, и Вашингтон сообщил, что его возражения против отмены санкций были вызваны скорее существованием отделений ХАМАСа и «Хизбаллы» в Хартуме. На политическом уровне в Вашингтоне Хамдук встретился только с заместителем госсекретаря Дэвидом Хейлом, сторонником Дональда Трампа, не имеющим реальных полномочий для принятия решений. А министр финансов США Стивен Мнучин напомнил ему, что снятие санкций потребует одобрения Конгресса и что это может занять некоторое время. Кроме того, недавнее убийство иранского генерала Касема Сулеймани может еще больше затянуть этот процесс, поскольку Вашингтон теперь вновь потребовал (по-видимому, только в декабре), чтобы суданское правительство достигло соглашения с семьями жертв нападений на посольства США в Найроби и Дар-эс-Саламе в августе 1998 года. В то время Усама бен Ладен уже покинул Судан. При этом американские разведслужбы активно питают Конгресс откровенной дезинформацией, указывая на то, то хотя Усама бен Ладен был суннитом, ему помогала в этом материально-техническая помощь иранского КСИР. Кстати, в то время   Хамдук был противником режима О.аль-Башира и работал в Зимбабве на аудиторскую фирму Deloitte & Touche. Ровно по этой причине его и высталяют вперед с точки зрения ведения переговоров с американцами. Но суть не в этом: Вашингтон не будет снимать все санкции с Хартума до тех пор, пока не додавит суданских военных до конца, окончательно дистанцируя их от власти и стимулируя передачу их досье  под юрисдикцию МУС. И все маневры суданских властей и военных, а также лоббистские усилия их партнеров в Персидском заливе и АС, вряд ли принесут какой-то позитивный результат. Вашингтон предпочитает держать Хартум на постоянном крючке, дожимая ситуацию до нужного себе положения вещей, и чем больше суданские власти будут прогибаться, тем больше новых условий снятия санкций будут возникать. Сама по себе такая политика лимитирует для суданских военных поле для дальнейших уступок: вскоре встанет вопрос вообще об их присутствии во власти и возникнут перспективы их юридического преследования. А это уже открытый конфликт с перспективой возникновения  полномасштабной  гражданской войны.

52.28MB | MySQL:103 | 0,553sec