Эксперты МВФ о финансовых перспективах стран-членов ССАГПЗ

Как сообщает Reuters, 6 февраля Международный валютный фонд заявил, что арабские страны Персидского залива, которые являются одними из самых богатых стран в мире, в течение следующих пятнадцати лет, в свете сокращения доходов от нефти и газа, могут исчерпать свое финансовое богатство, если только темпы финансовых реформ не будут ускорены.

Шесть государств-членов ССАГПЗ, чья денежная совокупная масса оценивается в 2 трлн долларов, вносят более одной пятой мировых поставок нефти, но экономика региона сильно пострадала от падения цен на нефть в 2014 — 2015 годах.

И, хотя, низкие цены на нефть заставляют правительства переориентироваться на генерацию и сбор доходов от не нефтяных ресурсов и, зачастую, в авральном режиме, исправлять свои финансовые условия, «влияние низких доходов от нефти и газа еще не полностью компенсировано», говорится в докладе МВФ.

Фонд добавляет: «В свете текущей финансовой ситуации, существующее финансовое богатство региона может быть исчерпано в ближайшие пятнадцать лет».

Вашингтонский международный кредитор и глобальный финансовый регулятор, МВФ считает, что мировой спрос на нефть может достичь максимума в 2040 году или раньше, если будут усилены меры по защите окружающей среды и рационализации потребления энергии.

В докладе МВФ недвусмысленно делается следующее предположение: «Все страны Совета сотрудничества осознают постоянный характер стоящей перед ними задачи … Однако ожидаемая скорость и размер этих мер финансового контроля в большинстве стран могут быть недостаточными для стабилизации их богатства».

И, пожалуй, впервые объясняется, разумеется, с позиций макроэкономических, в чем же причина такого, не внушающего оптимизм, положения вещей. Ведь, по сути, признается, что, мол, чтобы вы не предпринимали, ожидаемого эффекта вы не добьетесь. Проблема, по оценке МВФ заключается, не только в этом, но, в том числе, потому что случилось следующее.

В течение десятилетий государства Персидского залива мобилизовали свои богатства энергетических ресурсов, чтобы предоставить возможности трудоустройства миллионам граждан в рамках социального контракта, в соответствии с которым правители вознаграждали последних за политическое согласие, социальное спокойствие, предлагая им впечатляющие блага и хорошее обеспечение а всю жизнь.

Но, неизбежный рост числа рабочих мест в частном секторе, с высокой заработной платой, которые ввиду технического совершенствования ряда производственных процессов, с одной стороны, и приток не слишком квалифицированной рабочей силы из Индии и стран ЮВА, при том, что от нее не требовалось больших усилий или постоянного совершенствования навыков со стороны рабочих, с другой, привели, в итоге,  к кумулятивному  снижению производительности и культуры производства, а также к высоким издержкам при росте населения.

Бюджеты стали еще больше истощаться за счет щедрых государственных расходов на субсидии, социальные услуги и пенсии.

Осознав это, правительства стран Персидского залива начали принимать меры жесткой экономии, но только постепенно, чтобы предотвратить социальные волнения, поэтому и были предприняты такие шаги, как введение налога на добавленную стоимость в некоторых странах, в ОАЭ, например. Но большинству из них все еще трудно сбалансировать финансовую дисциплину, и обеспечить мало-мальский стабильный экономический рост.

МВФ заявил, что введение налога на добавленную стоимость и выборочных налогов было положительным шагом: «Для этого прогресса есть прекрасная возможность заложить основу, на которую можно опираться».

«По мере того как регион движется в сторону не нефтяной экономики, его переход от диверсифицированных сборов к менее распространенным налогам, например, может привести к столь необходимой диверсификации доходов»,- считает МВФ.

В прошлом месяце МВФ заявил, что Кувейту, который владеет одним из крупнейших суверенных фондов в мире, может потребоваться финансирование в размере около 180 мдрд долларов, в течение следующих шести лет, в отсутствие более радикальных финансовых мер.

Саудовская Аравия, крупнейшая арабская экономика и крупнейший в мире экспортер нефти, ожидает дефицит в этом году в размере 50 млрд долларов против 35 млрд долларов в 2019 году. Независимые эксперты склонны, как минимум, удвоить эту величину.

Вообще, если называть вещи своими именами, данные оценки МВФ представляют собой констатацию еще одного, на этот раз не экономического факта. Хотя, если учесть взаимосвязь политики и экономики, вывод о прозорливости и дальновидности новой генерации руководства в ОАЭ и предыдущего нынешнему, — в Саудовской Аравии, касается и экономики, и заключается в том, что последним, чем надо было заниматься, прежде всего, этим двум региональным «сверхдержавам», так это заняться внешнеполитической проекцией собственных непомерных амбиций, что вылилось в сооружение военных баз в Африке, вмешательство в гражданские войны в Йемене и в Ливии, вмешательство в гражданскую войну в Сирии, реализацию многочисленных затратных проектов в Африке и ЮВА, организацию и проведение разного рода мероприятий, типа ЭКСПО 2020 в Дубае. Иными словами, начать тратить просто огромные суммы денег на вот это вот все, плюс, поддержание собственного имиджа в глазах мирового сообщества.

И вот, денег не хватает. И понятно, что их начинает не хватать, было уже, как минимум, лет 10 тому назад. Но, видимо, думали, проскочат. Или успеют. Или хватит. Теперь одни начинают распродавать акции «Арамко», а другие уже не знают, что придумать, чтобы завлечь туристов и вводят дорожные сборы по 4 дирхама за въезд и выезд в Дубай. В Саудовской Аравии запускают процесс, фактически «раскулачивания» половины собственной элиты, а ОАЭ сворачивают участие в йеменских событиях почти до нуля, выводят свой военный контингент, и экономят, экономят и экономят, буквально на всем.  И лихорадочно начинают наращивать нефтехимический сектор промышленности, но это требует опять же огромных затрат и времени.

Тем не менее, оценки МВФ, на это раз, весьма объективны и подтверждаются повседневными реалиями.

Вот один из характерных примеров:

«Первый банк Абу-Даби2 сократил сотни рабочих мест, по словам людей, знающих об этом, став очередным финансовым учреждением в ОАЭ, который увольняет персонал, поскольку медленный рост экономики сказывается на финансовой отрасли.

Очевидцы сообщают, что крупнейший банк страны уволил в последние недели сотни сотрудников в нескольких отделениях, прося не называть их имени, потому что им строго запретили распространяться об этом под угрозой санкций.

«Первый банк Абу-Даби», который был создан в результате слияния двух крупных банков в 2016 году, насчитывает в своем штате, согласно его веб-сайту, около 5400 сотрудников по всему миру.

Пресс-секретарь «Первого банка Абу-Даби» от комментариев отказалась.

Банк пополнил список таких учреждений, сокращающих своих сотрудников, как Emirates NBD и Commercial Bank International.

Согласно недавнему опросу, экономика ОАЭ находится под давлением геополитической напряженности в регионе и слабого внутреннего спроса, а условия для бизнеса ухудшились впервые за более чем десятилетие. Консолидация между некоторыми из крупнейших кредиторов страны также привела к тысячам (!) сокращений. Об этом сообщается на портале Arabian business.

Впервые за много лет, в частных беседах, подданные ОАЭ признают, что готовы уехать из страны в поисках более оплачиваемой работы, или, как минимум, менее затратного места проживания. Сотни дипломированных специалистов не могут устроится на работу, а рынок недвижимости перенасыщен и практически не растет. Сотни объектов не достроены и попросту брошены, даже не законсервированы. Довести до такого положения дел экономику страны, это надо было постараться.

62.83MB | MySQL:102 | 0,601sec