Ирак: сложная внутриполитическая обстановка в сочетании с кризисом в отношениях с США. Часть 2

В то же время в курдском спектре политической элиты Ирака действия Б.Салеха получили полное одобрение. Президент курдской автономии Нечирван Барзани сопровождал Б.Салеха в Давос и даже принял участие в его встрече с президентом США Д.Трампом. Здесь необходимо отметить, что американское руководство уже давно контактирует с курдскими лидерами в обход официального Багдада. 23 ноября 2019 года Эрбиль посетил вице-президент США Майк Пенс. При  этом второе лицо в американской иерархии демонстративно не приехало в Багдад и не провело встречу с премьер-министром Ирака Аделем Абдель Махди. М.Пенс посетил только военную базу Айн аль-Асад и столицу курдской автономии. Курдские политики рассматривают американское военное присутствие в Ираке как гарантию автономии Иракского Курдистана. Одновременно Н.Барзани недавно выразил свою поддержку участникам массовых протестов. Он отметил: «Нашим политикам важно понять, что иракцы не допустят возвращения той ситуации, которая была до 1 октября 2019 года. Иракцы заслуживают лучшей жизни, они донесли до властей свое послание в ходе протестов».  Глава Иракского Курдистана также заявил о необходимости сохранения в стране американских войск для того, чтобы продолжать борьбу против терроризма. «Мы верим, что цель борьбы с терроризмом недостижима без поддержки мирового сообщества, особенно США. Таким образом, войска США в Ираке должны остаться», — заявил Н.Барзани.

Суннитские политики и ряд независимых шиитских партий также поддержали усилия Бархама Салеха по нормализации отношений с США. У суннитов Ирака желание оставить американских военнослужащих в стране обусловлено тремя причинами. Во-первых, они опасаются возрождения на севере Ирака террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). Во-вторых, они опасаются усиления конфликтного потенциала в отношениях с господствующими в Ираке шиитами. В-третьих, суннитские политики опасаются, что вслед за военнослужащими США с севера Ирака уйдут и американские нефтяные компании. Это намерение уже обозначилось в начале января, когда вслед за обострением в иракско-американских отношениях нефтяные компании «Экссон Мобил» и «Шеврон» объявили об эвакуации своего персонала из этой страны. Известный суннитский лидер, бывший вице-президент Ирака Усама ан-Нуджайфи поддержал позицию президента Б.Салеха в Давосе. Он заявил: «Мы высоко оцениваем смелость президента Бархама Салеха в выполнении своих конституционных обязанностей, невзирая на давление с стороны противников». Лидер шиитской Партии национальной мудрости («Аль-Хикма») Аммар аль-Хаким также поддержал позицию Бархама Салеха в Давосе. Он отметил: «Усилия президента республики по установлению конструктивного международного диалога могут привести к выполнению законных требований нашего народа о суверенитете, политической независимости и экономическом процветании страны». Было бы однако опрометчиво полагать, что нежелание ряда иракских политиков вступать в конфронтацию с США означает безоговорочную поддержку авантюристической политики нынешней администрации США. Иракцы скорее стремятся соблюдать равноудаленность от Ирана и США, не желая, чтобы их страна превращалась в площадку для прокси-войны между Вашингтоном и Тегераном. Во всяком случае иракские политики будут выступать против использования территории своей страны для ведения какой-либо антииранской деятельности.

Примечательно, что проиранские вооруженные формирования «Аль-Хашд аш-Шааби» также воздерживаются, по крайней мере, пока, от прямых атак на американские военные объекты в Ираке. 27 января с.г. пять ракет попало во двор американского посольства в Ираке. Тем не менее, ни одна из фракций этой организации не взяла на себя ответственность за данную акцию. Источники, близкие к руководству «Аль-Хашд аш-Шааби», сообщили корреспонденту портала «Аль-Монитор» о том, что шиитские отряды работают над тем, чтобы предотвратить прямые столкновения с войсками США, размещенными в Ираке. По крайней мере, до тех пор, пока не прояснится  официальная позиция багдадского правительства по поводу нахождения в стране американского военного контингента. Этот же источник добавил, что фракции, вовлеченные в политическую деятельность, не хотят лишаться своих приобретений. Они желают разрешать споры политически, не прибегая к военным действиям. Что касается последней по времени атаки на американское посольство, проведенной 27 января, то и Хади аль-Амири, руководитель «Бригады Бадр», осудивший прошлое нападение в декабре 2019 года, и руководитель «Асаиб ахль аль-Хакк» Кайс аль-Хазали, угрожавший отомстить за гибель Сулеймани и аль-Мухандиса, поспешили заявить о своей непричастности к этому нападению. Организация «Катаиб Хизбалла», которую возглавлял убитый Абу Махди аль-Мухандис, не осудила это нападение, но заявила о том, что оно было совершено в неправильное время.  В заявлении командования этого вооруженного формирования говорится: «Относительно  нападения на средоточие зла – американское посольство. Несмотря на то, что это нормальная реакция возмущенных людей Ирака, она произошла в ненадлежащее время и может нанести вред иракскому правительству».

Директор иракского Центра стратегических исследований Васик аль-Хашеми пояснил, почему полевые командиры «Аль-Хашд аш-Шааби» не взяли на себя ответственность за недавнее нападение на американское посольство. Во-первых, сказывается страх перед возможными американскими санкциями: замораживанием иракских средств в американских банках и уходе американских нефтяных компаний с иракского рынка. Во-вторых, как это ни парадоксально, иракских шиитов сдерживает Тегеран. Определенные круги в иранском руководстве надеются на переговоры с США по иранской ядерной проблеме, и эскалация напряженности не соответствует их интересам. Прес-секретарь «Асаиб Ахль аль-Хакк» Махмуд аль-Рабихи заявил: «Движение сопротивления не обстреливало американское посольство. Оно решило дать шанс политическим и дипломатическим методам и общественному давлению. Тем не менее, такое терпение не будет продолжаться вечно. Наша политика также подвержена меняющимся обстоятельствам. Наше оружие всегда готово к бою, но мы приведем его в действие, когда не останется другого выхода». Одновременно Муктада ас-Садр после убийства К.Сулеймани и Абу Махди аль-Мухандиса призвал шиитские фракции не быть поспешными и не прибегать к оружию, пока все легальные и политические методы не будут исчерпаны. С этой целью он провел в конце января мирный «марш миллионов» против американского военного присутствия в Ираке.

Что касается самого лидера блока «Саирун» Муктады ас-Садра, то в последнее время ему, похоже, удалось упрочить свои политические позиции. Назначение нового премьера Мухаммеда Тауфика Алауи считается в Ираке компромиссом между блоками «Саирун» и «Фатах». Одновременно Муктадла ас-Садр, еще в конце прошлого года пытавшийся возглавить протестное движение в Ираке, сейчас решительно перешел в ряды его противников. Недавно садристы вытеснили протестующих с багдадской площади Тахрир. Муктада ас-Садр представляет собой интересный пример шиитского клерикала, пошедшего в политику. Он никогда не согласится войти в иракское правительство, тем более возглавить его. Идеальным статусом для него был бы пост верховного лидера (рахбара) по примеру Ирана. Однако в связи  с тем, что иракская политическая система такого пота не предусматривает, Муктада скорее хотел бы стать иракским аналогом Хасана Насраллы, могущественным харизматичным лидером, решающим главные политические вопросы в стране.

52.23MB | MySQL:103 | 0,527sec