Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (3 – 9 февраля 2020 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией, где на северо-западе страны правительственные войска продолжали успешное наступление на позиции боевиков террористических и экстремистских группировок.

В ночь на 3 февраля подразделения Вооруженных сил Турции начали продвижение в зоне безопасности «Идлиб» и попали под обстрел армии САР, которые вели огонь по террористам в районе города Саракиб. В результате погибли 5 турецких военных и 3 гражданских лица, 9 человек получили ранения. Российский Центр по примирению враждующих сторон в Сирии заявил, что турецкая армия не уведомляла Россию о своих перемещениях в Идлибе. Турция же настаивает, что предоставила РФ информацию о передвижении своих военных в Сирии. После этого инцидента президент Турции Р. Т Эрдоган заявил, что ВВС страны нанесли удары по 40 позициям армии САР. В Минобороны РФ опровергли информацию об авиаударах Турции по позициям сирийской армии в Идлибе. По информации МО РФ, турецкие самолеты не пересекали границу с Сирией. Турция в ответ на обстрел своих военных в Идлибе нейтрализовала 76 сирийских солдат, утверждал глава Минобороны страны Х. Акар. Турецкие ВС атаковали в районе Саракиба подразделения сирийской армии, которые преследовали отступающих террористов, сообщило сирийское правительственное агентство САНА. Российские и турецкие военные находятся в постоянном контакте по ситуации в Сирии. Главы МИД России и Турции С. Лавров и М. Чавушоглу 3 февраля обсудили по телефону ситуацию в Идлибе, подтвердив необходимость соблюдения договоренностей по нормализации обстановки в этом районе. Эрдоган позже выразил надежду, что «все заинтересованные стороны будут придерживаться своих обязательств в рамках астанинских и сочинских соглашений», касающихся прекращения огня и урегулирования конфликта в Сирии. Он также пообещал, что Анкара будет давать «жесткий ответ на воздушные и наземные атаки» в сирийском Идлибе.

Турция совместно с РФ прилагают усилия для снижения напряженности в Идлибе, заявил 4 февраля М. Чавушоглу. Кроме того, он назвал «неуместными оправдания России, что она не может полностью контролировать режим [Асада]». Со своей стороны С. Лавров заявил, что Анкара не выполнила несколько ключевых обязательств в рамках договоренностей с Москвой по нормализации обстановки в провинции Идлиб, не отмежевав вооруженную оппозицию, которая сотрудничает с турками и готова к диалогу с правительством в рамках политического процесса, от террористов «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в РФ). «Второй аспект, связанный с рисками и угрозами, проистекающими из идлибской зоны деэскалации, заключается в перемещении оттуда сотен боевиков, включая «нусровцев» и бойцов «Хайят Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ), в Ливию для участия в наращивании боевых действий в этой стране».

4 февраля Р.Т. Эрдоган провел телефонный разговор с президентом России В. Путиным. Он отметил, что обстрел турецких солдат в Сирии подрывает совместные усилия по установлению мира в этой стране и заявил, что Анкара будет использовать свое право на защиту в случае аналогичных атак. В. Путин обратил внимание Р. Т. Эрдогана на активизацию террористических группировок, нападения которых привели к множеству жертв среди мирных граждан. Два лидера условились «принять безотлагательные меры, прежде всего по линии МО РФ и Турции, в целях дальнейшего повышения эффективности координации действий в Сирии» и подтвердили поддержку межсирийскому диалогу в рамках Конституционного комитета в Женеве.

Президент Р. Т. Эрдоган выступил 5 февраля с требованием к правительству Сирии до конца февраля вывести своих военных за пределы турецких наблюдательных постов в Идлибе, заявив, что в случае невыполнения этого требования «Турция будет вынуждена сделать это сама».

Россия привержена договоренностям «астанинской тройки» и продолжит координацию с Турцией и Ираном для достижения безопасности в Сирии, заявили 6 февраля в МИД РФ, отметив, что «всплеск насилия в Идлибе стал результатом активизации террористов, на что были вынуждены отреагировать войска правительства Сирии».

8 февраля в Анкаре прошли переговоры по Идлибу делегаций России и Турции на уровне замминистров иностранных дел. По информации СМИ, на встрече Турция вновь «выразила надежду на достижение перемирия в регионе и отвод сирийской армии к границам, которые были установлены в сочинском соглашении», заявив, что в противном случае ВС республики «предпримут необходимые шаги». Кроме того, Турция подчеркнула, что «намерена реагировать на нападения на свои наблюдательные пункты и своих военных». В Москве сообщили, что «основное внимание уделялось шагам, которые могут быть предприняты для обеспечения спокойствия на земле и для продвижения политического процесса». Переговоры будут продолжены.

Тегеран готов помочь Анкаре и Дамаску разрешить их споры, заявили 8 февраля в МИД Ирана.

На минувшей неделе сирийские правительственные силы при поддержке авиации продолжали успешное наступление на юге провинции Идлиб и на юго-западе провинции Алеппо. Крупнейшим успехом сирийской армии стало овладение 6 февраля городом Саракиб, который имеет стратегическое значение и находится на пересечении автострад Латакия — Алеппо и Дамаск — Алеппо. От боевиков также освобождено большое число населенных пунктов в провинциях Идлиб и Алеппо. 8 февраля подразделения сирийской армии, наступающие навстречу друг другу из провинций Идлиб и Алеппо, встретились в районе Телль-Исс на шоссе Алеппо — Дамаск. В общей сложности восстановлен правительственный контроль над площадью в 600 кв. км на территории двух северных провинций. Турция усиливает свою военную группировку, действующую в сирийской провинции Идлиб, что происходит на фоне усиления напряженности в этом регионе.

6 февраля силы ПВО Сирии отразили ракетные атаки к западу от Дамаска, а также в районе городов Дераа и Эль-Кунейтра. Сообщается, что израильским ракетным ударам подверглись армейские позиции и объекты, где находятся иранские военные.

Турция не намерена обострять отношения с Россией из-за ситуации в сирийском Идлибе, заявил 4 февраля глава турецкого государства Р. Т. Эрдоган, отметив: «Нам не нужно вступать в конфликт или серьезное противоречие с Россией на данном этапе. У нас с ней есть стратегические проекты, такие как «Турецкий поток» и АЭС «Аккую». Нет речи о том, что мы откажемся от системы ПВО С-400. Тот, что встанет с гневом, сядет с ущербом для себя». При этом инцидент с обстрелом турецких военных в Идлибе президент назвал «явным нарушением» соглашения с Россией по зоне деэскалации. На следующий день, 5 февраля, Р. Т. Эрдоган дополнительно заявил по данному вопросу: «У нас нет абсолютно никаких намерений вступать в конфронтацию с нашими союзниками. Мы придаем особое значение продолжению нашей дружбы и сотрудничества с Россией. Нашим единственным ожиданием от России заключается в том, чтобы она лучше понимала нашу чувствительность в Сирии».

На прошедшей неделе Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель и глава МИД Ирана М. Д. Зариф провели в Тегеране два раунда переговоров, затронув «вопросы двусторонних отношений между Ираном и Европой, а также обсудили развитие обстановки в регионе, некоторые международные события». Тегеран будет продолжать сотрудничать с МАГАТЭ в том случае, если не будет новых обстоятельств, заявил 3 февраля президент ИРИ Х. Роухани во время встречи с Ж. Боррелем. При этом Тегеран может пересмотреть сотрудничество с МАГАТЭ в случае возникновения «новых обстоятельств», подчеркнул Роухани. По итогам переговоров в Тегеране Боррель сообщил 4 февраля, что, ЕС продлит на неопределенный срок период урегулирования споров с Ираном по его ядерной программе, чтобы избежать необходимости обращаться в Совет Безопасности ООН.

Президент России В. Путин 5 февраля пообещал, что Москва продолжит усилия для сохранения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, подчеркнув: «Считаем эту международную договоренность критически значимой для глобальной и региональной стабильности».

Соединенные Штаты могут в кратчайшие сроки отменить санкции против Ирана и помочь ему улучшить экономику, если Тегеран решит выполнить ранее оглашавшиеся Вашингтоном требования, заявил 5 февраля президент США Д. Трамп. Для этого, по словам Трампа, «иранский режим должен отказаться от попыток получения ядерного оружия, прекратить распространение террора, смерти и разрушений, а также начать работать на благо собственного народа».

6 февраля в МАГАТЭ сообщили, что Агентство не фиксировало со стороны Ирана новых нарушений СВПД по атомной программе с тех пор, как Тегеран объявил о пятой фазе отклонения от данного соглашения.

Иран должен увеличить свою военную мощь, чтобы не позволить другим странам атаковать Исламскую Республику. Об этом 8 февраля на встрече с руководством национальных ВВС заявил верховный лидер ИРИ А. Хаменеи, подчеркнув: «Мы должны быть сильными, чтобы предотвратить любую войну против страны. Слабость побудит наших врагов атаковать Иран». В то же время, по словам иранского лидера, Тегеран не представляет угрозы для других стран, он лишь следит за тем, чтобы его безопасность была гарантирована.

3 февраля премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху встретился в ходе посещения Уганды с главой переходного Суверенного совета Судана А. Ф. аль-Бурханом. Два руководителя обсудили вопросы, связанные с нормализацией двусторонних отношений. По словам А. Ф. Аль-Бурхана, он сделал это с целью «сохранения и поддержания национальной безопасности Судана и достижения высших интересов народа. Я подтверждаю, что налаживание и развитие отношений между Суданом и Израилем является прерогативой соответственных государственных учреждений, как это прописано в конституционном документе». При этом суданский лидер особо отметил, что, несмотря на встречу с Б. Нетаньяху, позиция Хартума по палестинскому вопросу остается неизменной. По словам А. Ф. аль-Бурхана, «встреча с Нетаньяху состоялась без каких-либо требований или условий и была организована США, а подготовка к ней началась еще за три месяца. Перед тем как встречаться с ним, я за два дня уведомил об этом премьера (Судана) А. Хамдука — он знал об этом. Мы не обсуждали мирный план США или палестинский вопрос».

Военный комитет Ливии, созданный по итогам конференции в Берлине из представителей Ливийской национальной армии фельдмаршала Х. Хафтара и Правительства национального согласия Ф. Саррдажа (по 5 человек от каждой стороны конфликта), на минувшей неделе в Женеве обсуждал вопросы укрепления режима укрепления перемирия и его трансформации в соглашение о прекращении огня. Сообщается о положительной динамике переговоров.

Потери Ливии в результате блокирования морских нефтяных терминалов и закрытия нефтяных месторождений страны превысили один миллиард долларов, сообщила 7 февраля Национальная нефтяная корпорация Ливии. При этом производство снизилось почти до 181,57 тыс. баррелей в сутки.

Новое правительство Ливана утвердило 6 февраля программу реформ, направленных на вывод страны из экономического кризиса. Документ предусматривает ряд «болезненных мер» по предотвращению экономического и финансового коллапса, учитывая, что госдолг Ливана достиг 85 млрд. долларов, а ливанский фунт обесценился на 33%. Кабинет министров готовит также судебную реформу и серию мероприятий по борьбе с коррупцией. По словам премьер-министра Х. Диаба, разработанный его кабинетом план «отвечает чаяниям народных масс». «Это образец государственной политики, которой будут придерживаться все последующие правительства в Ливане».

 

Приложение

О продовольственной проблеме в странах Ближнего Востока и Северной Африки

(часть III)

Значительный удар по сельскому хозяйству и продовольственной безопасности страны нанесла война в Сирии, которая негативно отразилась на объемах производства сельхозкультур в стране, которая раньше являлась одним из крупных экспортеров аграрной продукции, а теперь вынуждена полагаться на международную гуманитарную помощь и импорт продуктов питания. В Сирии существенные проблемы с продовольственным обеспечением испытывают 6.5 млн человек, а еще 4 млн человек находятся в группе риска.

Сельхозпроизводство в САР с 2011 г. неуклонно падало и продолжает находиться на очень низком уровне по сравнению с довоенным периодом, причем во многом не только из-за конфликта, но во многом по причине климатических аномалий, которые оказали и могут оказать в дальнейшем воздействие на национальный аграрный сектор. Война также привела к отсутствию устойчивости фермерских хозяйств ввиду дефицита семян и удобрений, повреждения инфраструктуры и сельскохозтехники и пр. Вместе с тем, окончание активной фазы вооруженного противостояния на большей части территории страны наметило тенденцию восстановления аграрного производства и фермерских хозяйств. Так, в 2019 г. в Сирии произведено 2.2 млн т зерновых, что на 54% больше по сравнению с 2018 г., однако ниже докризисного уровня в 4.1 млн т. И все же климатический фактор и военно-политическая нестабильность при слабой пока устойчивости фермерских хозяйств к новым вызовам может развернуть эту положительную тенденцию вспять.

Самая тяжелая ситуация сложилась в Йемене, где разрушена система продовольственного обеспечения на национальном уровне и страна практически полностью зависит от внешней помощи. Йемен сегодня – это крупнейший по масштабам гуманитарный кризис в мире. Здесь сказывается совокупность целого ряда факторов — длительный вооруженный конфликт, высочайший уровень бедности и экономической разрухи, высокие цены на продовольствие и топливо, нехватка водных ресурсов. К тому же вооруженные столкновения в непосредственной близости от ключевого логистического порта Ходейда ставят под угрозу устойчивость всей гуманитарной операции ООН в Йемене. Сказывается и блокада сухопутных границ со стороны Саудовской Аравии и ее союзников, что ограничивает как доставку гуманитарной помощи, так и коммерческие поставки продовольствия извне, создавая серьёзные риски для продовольственной безопасности. В 2020 г. общее число нуждающихся в продовольственной помощи составит 20 млн человек. При этом порядка 1.2-1.5 млн йеменцев будут находиться в шаге от гуманитарной катастрофы – в фазе острой потребности в продовольственном обеспечении.

Продолжающийся конфликт в Ираке остаётся главным риском для развития сельского хозяйства и продовольственной безопасности, хотя аграрный сектор постепенно восстанавливается. Прирост зерновых в 2019 г. составил 80% по сравнению с 2018 г. (произведено 5.6 млн т). Тем не менее, число нуждающихся в продовольственной помощи еще велико — 1.7 млн человек – в основном это временно перемещенные лица в результате вооруженного конфликта. Положительная тенденция вероятнее всего найдет продолжение, но при условии, если ситуация в области безопасности не будет деградировать и продолжится восстановление экономического потенциала и инвестиционных возможностей. Так, масштабные антиправительственные выступления, начавшиеся в стране осенью 2019 г., создают высокие риски для экономического развития, ожидается дальнейшее ухудшение продовольственной ситуации. Негативно сказывается и климатический фактор (засухи) и нехватка водных ресурсов.

По оценке экспертов, в Судане в 2020 г. ожидается самая большая в Африке группа населения, нуждающегося в продовольственном обеспечении – порядка 6 млн человек, большая часть которых проживает в зонах конфликтов (Дарфур) или в лагерях для временно перемещенных лиц. К основным факторам риска относятся также рост продовольственных цен, которые опережают уровень реальных доходов населения. Дополнительным фактором дестабилизации продовольственной ситуации в Судане остается и рост цен на топливо.

В Южном Судане в 2019 г. не менее 5 млн человек нуждались в продовольственной помощи, что является следствием длительного вооруженного противостояния в стране, резким падением уровнем экономического развития и отсутствием доступа большинства населения к продовольствию. Заключенный в 2018 г. договор о прекращении военных действий в стране, в случае его успешной практической реализации, позволит развивать аграрный сектор, а пока Южный Судан находится в зоне высокого риска сохранения массового голода.

Субсидирование внутренних цен является «весьма проблематичным» для властей Египта. Зависимость страны от импорта аграрной продукции, по мнению экспертов, с годами будет только увеличиваться. Соответственно, будут возрастать и риски, связанные с доступностью ресурсов и ценами. При этом главное препятствие на пути развития аграрного производства в АРЕ – это дефицит водных ресурсов. Ведь примерно 90% территории Египта занимают пустыни, поэтому сельскохозпроизводство сосредоточено в основном в дельте Нила. Попытки правительства оптимизировать производство, направив его по пути выращивания менее влагоемких культур, не всегда оказываются успешными. Тем не менее, площади, занятые под рисом и хлопчатником постепенно сокращаются. Одновременно потребители все в большей степени переключаются на зерновые продукты на основе пшеницы. В АРЕ построены предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, в том числе импортируемых соевых бобов. Египет стремится всеми силами диверсифицировать источники импорта сельскохозтоваров, в частности, зерна.

Сложности продовольственной проблемы в Сомали обусловлены многолетним вооруженным конфликтом и тяжелыми природно-климатическими условиями, вызванными длительной засухой. Благодаря масштабным мерам по оказанию гуманитарной помощи ситуацию удалось заметно улучшить, сократив число голодающих с 3.1 млн человек в 2017 г. до 2.1 млн в 2019 г. Тем не менее, «доля голодающих в общей численности населения значительная, что оказывает поистине колоссальный эффект на национальное развитие».

В Ливии факторами риска для продовольственной безопасности являются внутренняя нестабильность, противостояние, особенно вооруженное, политических сил и высокая зависимость от импорта продовольствия. Самые уязвимые категории, нуждающиеся в продовольственном содействии, — внутренне перемещенные лица и мигранты из других африканских стран. В продовольственном и ином гуманитарном содействии нуждается 11% населения.

В Афганистане ситуация обусловлена затянувшимся на десятилетия вооруженным конфликтом и массовыми переселениями населения в регионы, в доступ гуманитарных организаций в которые ограничен по условиям безопасности. Растет число беженцев и внутренне перемещенных лиц. Происходило также последовательное сокращение производства всех видов злаков (пшеница, рис, кормовое зерно). В итоге устойчиво увеличивается  (и этот процесс продолжится) зависимость Афганистана от импорта и внешней продовольственной помощи. На сегодня порядка 10.3 млн афганцев нуждается в продовольственном содействии, включая беднейшие и уязвимые фермерские сообщества. В 2019 г. в стране достигнут прирост производства зерновых на 30% (собрано 6 млн т), однако сложная военно-политическая ситуация и активизация талибов может подорвать этот положительный тренд. Сохраняется и угроза климатических катаклизмов, которые могут внести свои коррективы в прогнозы аграрного производства.

В соседнем Пакистане важная часть продовольственной проблемы – находящиеся в стране афганские беженцы, число которых достигает 1.4 млн человек. Их значительная часть нуждается в продовольственном содействии.

Серьезная озабоченность продовольственным обеспечением населения существует в Аравийских монархиях, где усиливается зависимость от импорта сельскохозяйственных товаров. Нормы питания в странах СААГПЗ находятся на недостаточно высоком уровне, хотя данный показатель и развивается в положительной динамике. В качестве варианта решения проблемы, страны Персидского залива приобрели несколько десятков тысяч гектар земли для сельскохозяйственных целей только Африке. Однако этот путь «вряд ли позволит странам ССАГПЗ кардинально решить продовольственную проблему». Решение видится преимущественно «в укреплении торговых связей с такими крупными сельскохозяйственными производителями, как США, Канада, Австралия, заключение с ними долгосрочных соглашений, наряду с инвестициями в создание продовольственных запасов». Кроме того, как полагают эксперты, следует больше внимания уделять развитию сотрудничества в сфере сельского хозяйства со странами Евросоюза, а также поиску новых поставщиков зерна и других продовольственных товаров.

42.47MB | MySQL:92 | 0,944sec