Иранская проблематика на Герцлийской конференции

23 декабря в израильском городе Герцлия завершила свою работу Восьмая международная конференция, обсудившая стратегические вопросы развития Израиля в контексте ближневосточного политического пространства. Этот форум – он основан в 2000 г. — проходит ежегодно в январе, собирая политиков и ученых не только из Израиля, но и из многих стран мира. На нем традиционно присутствуют главы государств и правительств, экономическая и военная элита, дипломатический корпус. Ныне он превратился в одну из престижнейших трибун для стратегических заявлений и важнейших инициатив. Именно с ее трибуны бывший глава израильского правительства Ариэль Шарон выдвинул план одностороннего отступления из сектора Газы, значительно изменивший расстановку сил в зоне израильско-палестинского конфликта.

Главная проблематика докладов и выступлений на Герцлийской конференции концентрируется в сфере государственной безопасности Израиля. В прошлом году главной темой форума были последствия второй ливанской войны и ее влияние на региональные и глобальные процессы. Учитывая, что одним из серьезнейших вызовов израильской безопасности является позиция Ирана по отношению к проблеме арабо-израильских отношений, понятно то место, которое отводится на Герцлийской конференции всему, что связано с Ираном. В 2007 г. на форуме прошла дискуссия, которая называлась «Изменения в парадигме израильско-палестинских отношений в тени иранской угрозы и войны против Хизбаллы». В этом году иранская проблематика вновь превратилась в одну из самых обсуждаемых на форуме. Тон дискуссии задал бывший представитель США в ООН Джон Болтон, который заявил, что США не планируют принимать решительные меры для ликвидации иранской ядерной угрозы: «Буш не намеревается действовать в этом направлении. Америка ничего не сделала, ничего не делает и ничего не сделает до конца нынешней президентской каденции. Израиль остается один на один перед лицом ядерной угрозы» [1]. По словам Болтона, который приобрел известность во время своей каденции в ООН последовательными произраильскими заявлениями, для Израиля пришло время решать, будет он мириться с иранской ядерной бомбой или же готов к военной операции. Американский политик выразил мнение, имеющее в Израиле много сторонников, что публикация в начале декабря 2007 г. доклада американской разведывательного сообщества, согласно которому Иран еще в 2003 г. свернул военную ядерную программу, дала Тегерану зеленый свет на продолжение ядерных разработок. Болтон заявил также, что пришло время рассекретить детали военной операции Израиля в Сирии, проведенной 24 сентября 2007 г. и имевшей своим результатом уничтожение сирийского ядерного объекта. По мнению Болтона, ядерное сотрудничество Сирии и Северной Кореи, способствовавшее созданию этого объекта, не обошлось без иранского участия.

Значимым было и выступление на Герцлийской конференции заместителя председателя Еврокомиссии по делам безопасности, юстиции и свободы Франко Фраттини, заявившего, что в Европе начинают понимать особые проблемы Израиля, особенно те из них, что связаны с исходящей от Ирана угрозой дестабилизации ситуации в регионе Ближнего Востока. Фраттини подтвердил, что иранская ядерная программа является не только израильской проблемой. Напротив, обретение Ираном ядерного оружия будет иметь разрушительные последствия для глобальной безопасности. Следует, сказал Фраттини, продолжить работу над введением Советом Безопасности ООН новых санкций против Ирана, поддерживая в то же время деятельность реформистских кругов в этой стране и пытаясь способствовать росту там демократии.

Израильская позиция по вопросу об иранской угрозе была изложена на конференции министром транспорта Шаулем Мофазом. Мофаз, имеющий немалый военный опыт – в течение ряда лет он был начальником Генштаба Армии обороны Израиля, затем – министром обороны — координирует в правительстве Эхуда Ольмерта вопросы безопасности. В стране он известен как политик, хорошо разбирающийся в сущности исходящих от Ирана угроз израильской безопасности. Уроженец Тегерана, приехавший в Израиль в малолетнем возрасте, Мофаз обладает широким видением проходящих в Иране процессов, и с его мнением в стране считаются. Видимо, именно поэтому ему поручено возглавить с израильской стороны проходящие сейчас в закрытом режиме израильско-американские переговоры по иранской атомной проблеме. С трибуны Герцлийского форума он заявил, что все усилия, предпринимаемые мировым сообществом по обузданию военного компонента иранской ядерной программы, пока не привели к ожидаемым результатам. Можно даже говорить о том, подчеркнул Мофаз, что реального продвижения в этом вопросе попросту нет. В свете этого должны быть использованы более серьезные методы противодействия. Мофаз считает, что в конце 2009 или начале 2010 г. Иран выйдет на тот уровень обогащения урана, который позволит ему создать запасы, необходимые для производства атомных бомб. К настоящему времени, по мнению Мофаза, использованы практически все возможности дипломатического давления на исламский режим в Иране. Имеющиеся для предотвращения реального перехода Ирана в клуб ядерных держав максимум два года являются во многом судьбоносными. Мировое сообщество должно быть готово к худшему сценарию развития событий и должно понять, что обладание Ираном ядерного оружия несет в себе глобальную угрозу.

Другой кадровый военный, депутат кнесета, бывший замминистра обороны генерал Эфраим Снэ, выразил сомнение в предпочтительности военной операции против иранских ядерных объектов, сказав, что пока еще имеется возможность воздействия на Иран различными экономическим и политическими мерами, «но уже в течение ближайшего года нужно думать и о других путях» [2]. В своем выступлении на форуме в Герцлии нынешний министр обороны, глава входящей в правительственную коалицию партии «Авода» Эхуд Барак предостерег от опасности преуменьшения значения иранской угрозы: «Она остается первостепенной опасностью на региональном и глобальном уровнях. Реализуемая Ираном атомная программа в состоянии нарушить хрупкий баланс стабильности». На данном этапе, по мнению главы израильского военного ведомства, еще есть возможность эффективного противодействия иранской угрозе. Нужно только меньше говорить и больше действовать. Израиль никогда не смирится с существованием у Ирана ядерного оружия. «Мы, — резюмировал Э. Барак, — будем противодействовать этому всеми доступными нам способами [3].

В такой оценке иранской угрозы мнение оппозиционных партий солидаризируется с подходами правящей коалиции. Глава парламентской оппозиции, экс-премьер-министр Израиля Б. Нетаниягу заявил на конференции в Герцлии, что угрозы израильской безопасности следует искать в подъеме радикального ислама. Он определил ядерное вооружение Ирана как величайшую угрозу, которая когда-либо висела над человечеством и над Израилем в равной степени. В таком контексте Нетаниягу заявил о необходимости создания международной ассамблеи, целью которой будет сдерживание Ирана. Разрушительный потенциал Ирана Нетаниягу связал и с поощряемыми этой страной экстремистскими организациями. Так, молниеносный отход из Ливана в мае 2000 г. привел к созданию иранской базы на северной границе с помощью ставленника Ирана – «Хизбаллы». Размежевание 2005 г. создало вторую иранскую базу в Газе, на южных рубежах Израиля, и с тех пор против Израиля были выпущены тысячи ракет. «Мы, — сказал Нетаниягу, — не должны допустить создания третьей иранской базы – на сей раз в центре страны и внутри Иерусалима [4].

Герцлийская конференция обсудила и ряд вопросов, связанных с проходящими в Иране политическим процессами. Докладчики представили подробную картину соблюдения прав человека в Исламской республике Иран, связей Ирана с действующими в Ближневосточном регионе террористическими организациями, проанализировали помощь, оказываемую таким экстремистским структурам, как «Хизбалла», ХАМАС, «Исламский джихад», коснулись политических разногласий среди религиозно-политической элиты страны, переживаемых Ираном финансово-экономических проблем. Достаточно обстоятельно анализировалась роль России в реализации иранской ядерной программы, в частности, проблема обеспечения ядерным топливом и пуска в строй АЭС в Бушире, дающей потенциальную возможность выхода на технологии реализации военного компонента национальной ядерной программы. По иранской проблеме высказались и видные европейские политики. Так, премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельд подчеркнул, что его страну больше всего беспокоят два аспекта иранской политики – ее атомная программа и поддержка террористических организаций. Каждый из них уже сам по себе в серьезной степени дестабилизирует международную ситуацию.

В целом, Герцлийская конференция 2008 г. выразила серьезную обеспокоенность международного сообщества исходящим от Ирана вызовам глобальной безопасности и призвала к более радикальным мерам по их нейтрализации.

1. «Исраэль хайом» (на иврите), 23 января 2008 г.

2. Ynet.co.il (на иврите), 23 января 2008 г.

3. Радио «Коль Исраэль» (на иврите), 22 января 2008 г.

4. http://ru.local.co.il/EventPage.asp?nav=3,64,5,1,23504.

52.28MB | MySQL:103 | 0,546sec