Программа египетских «братьев-мусульман»: принципы, задачи, решения

В августе 2007 г. на арабской версии сайта IslamOnline.com появился предварительный вариант программы египетских «Братьев-мусульман» [1]. Официально деятельность этой исламистской организации находится под запретом в Египте с 1954 г., поскольку, согласно египетской конституции, в стране запрещено формирование партий на религиозной основе.

Однако, несмотря на этот запрет и периодические гонения на членов организации со стороны властей, «Братья-мусульмане» пользуются широкой поддержкой в египетском обществе и пытаются активно участвовать в политической жизни страны. Так, на парла-ментских выборах осенью 2005 г. независимые кандидаты от организации «Братья-мусульмане» получили около 1/5 голосов (88 депутатских мест из 454).Успех, который одержали египетские исламисты, не на шутку испугал правящий режим во главе с Нацио-нал-демократической партией (НДП). Накануне и во время выборов в верхнюю палату парламента (Совет шуры) в мае 2007 г. египетские власти провели ряд мер против «Брать-ев»[2], в результате чего из 19 независимых кандидатов от организации в Совет Шуры прошли только трое.

Учитывая укрепление позиций «Братьев» в политической жизни Египта, появление программы их партии, пусть и в черновом варианте, выглядит вполне логично. В новых условиях организация должна определить свои основные задачи. Впрочем, то, что организация так и не утвердила ее официально в октябре прошлого года, как об этом было заявлено ранее, говорит о том, что в программе существуют спорные моменты, которые требуют дальнейшего обсуждения.

В своем нынешнем варианте программа «Братьев-мусульман» делает главные акценты на необходимости реформировать государственную систему Египта, а также на проблемах экономического развития страны.

Государственная система и политическое устройство Египта, по мнению «Братьев», должны базироваться на исламской модели и шариате. Основные принципы и цели партии в этой области следующие: обеспечение системе мусульманского права (шариату) главенствующего положения в законодательстве страны; проведение конституционной и политической реформ, которые должны быть инициированы народом, так как власть не способна в одиночестве нести на себе это бремя; шура есть форма (одна из основ) демократической системы; обеспечение всем гражданам равных прав и возможностей; превращение Египта в активного участника международных отношений на региональном и глобальном уровне, а также в арабо-мусульманском регионе; экономическое развитие, а также духовное и культурное воспитание египетского гражданина.

В программе подчеркивается, что «шариат не только служит гарантией прав человека, но и обеспечивает принципы справедливости и равенства возможностей гражданам госу-дарства. Как мусульмане, так и не мусульмане, которые живут в одном государстве, имеют право на вероисповедание и выражение своих религиозных чувств. Целью шариата является равное обеспечение потребностей человека в области веры, души, работы, зарабатывании денежных средств и так далее».

Шариат же, как следует из текста программы, «обеспечивает базовый принцип функционирования государства – разделение властей. Исполнительная власть наделяется функцией практического внедрения принимаемых законов в жизнь и обязана отчитываться перед законодательной властью, которая издает законы. Суды следят за тем, чтобы соблюдался принцип верховенства закона». Согласно положениям программы, предусматривается создание еще одной структуры, которая должна состоять из «религиозных деятелей» и которая избирается прямым и свободным голосованием. Эта структура абсолютно независима от исполнительной власти, а законодательная власть должна консультироваться с ней при принятии каких-либо постановлений или законов. Эта структура, по всей видимости, может рассматриваться как аналог института аятолл в Иране.

В программе «Братьев-мусульман» обосновывается необходимость применения именно исламской модели государства. Утверждается, что прежняя модель, западно-националистическая, привела к вестернизации (тагриб), которую партия считает, видимо, одним из пороков этой системы, коррупции и потери независимости стран мусульманского мира, поэтому ее необходимо кардинальным образом изменить.

Составители программы подчеркивают, что «отношения между государством и его граж-данами не подчиняются принципу верховенства одного над другим. Государство черпает силу в народе, а не наоборот, оно является «доверенным» субъектом мусульманской общины (вакиль аль-умма). Этот принцип воплощается в том числе и в участии граждан в выборах в Совет шуры, который есть базовый элемент демократического государства. Государство институтов (даулат аль-муассасат) обеспечивает независимость поли-тической системы от монополии власти какой-либо партии или силы и гарантирует целостность этой модели».

Отдельный пункт программы посвящен положению о принятии решения о начале войны государством: такое решение может быть законным только в том случае, если оно не про-тиворечит принципам шариата и соответствующим судебным постановлениям.

Одним из основных принципов внешней политики государства, согласно программе «Братьев-мусульман», является «невмешательство в его дела внешних сил, которые угрожают национальной безопасности государства и ее идентичности и которые осуществляются под предлогом реализации национальных интересов». В программе выделяются два типа вызовов – внутренние и внешние, которые взаимосвязаны между собой. «Внутренний вызов – это коррупция, ущемление политических и гражданских прав, угроза потери идентичности, бедность, недостаток продовольствия и т. д.». Первым из внешних вызовов «Братья-мусульмане» называют «сионистское образование» (кийан сухйуни — традиционный термин исламистов для государства Израиль), которое «представляет прямую угрозу для национальной безопасности Египта». Второй вызов – американские проекты Большого Ближнего Востока (ББВ). Третий вызов – присутствие иностранных сил в Персидском заливе, в районе Красного моря, в Ираке и Ливане, что также представляет прямую угрозу национальной безопасности Египта. Четвертый вызов – использование внешними силами внутринациональных конфликтов. Пятый вызов – внутренние конфликты в Судане, на Африканском континенте и на «двух великих морях» (Средиземное и Красное) и вмешательство внешних сил в эти конфликты. Бороться с этими вызовами «Братья-мусульмане» предлагают следующими методами: укрепление государственной системы и национальной армии, решение палестинской проблемы и «создание палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме (Аль-Кудс Аш-Шариф) на всех исторических палестинских землях»; укрепление региональных и международных связей и т.д. Партия также предлагает активизировать роль Лиги арабских государств (ЛАГ), организации «Исламская конференция» (ОИК) и Африканского союза и реформировать структуру ООН. Любопытно также положение о том, что те двусторонние международные договора и соглашения, которые окажутся «несправедливыми» и ущемляющими интересы страны или ее национальную безопасность, будут пересмотрены.

Если по мнению египетских исламистов в политической жизни государство должно иг-рать ограниченную роль (его функции, по сути, сводятся к контролю за тем, чтобы страна развивалась в соответствии с соответствующими исламскими законами и чтобы модель исламского государства сохранялась в равновесии), то в области экономики ему принад-лежит особая, регулирующая роль, хотя ее характер и не является всеобъемлющим. «Братья-мусульмане» оговаривают, что экономическое развитие государства должно происходить в соответствии с принципами исламской экономической системы и что это будет промежуточный вариант между коммунистической экономикой с ее государственным протекционизмом, и экономикой капиталистической, цель которой заключается в получении прибыли любой ценой. Таким образом, еще раз подчеркивается роль ислама, который должен пронизывать все сферы жизни государства, поэтому ни атеистическо-социалистическая, ни современная протестантско-капиталистическая модели для этого неприемлемы.

В программе говорится, что «исламская экономическая модель является открытой для иностранных инвестиций. Более того, привлечение инвестиций – одна из приоритетных задач развития Египта. И государство должно обеспечить соответствующие условия для этого. Оно должно взять на себя ответственность за возможные риски, а для этого гарантировать свободу частному предпринимательству, не допускать монополизации рынка, создать систему регулирования цен и курса национальной валюты, поддерживать частный сектор (частная собственность является в исламе базовым элементом в системе собственности)».

Однако приоритетным правом на инвестрирование в экономику Египта обладают, по мнению творцов программы, «страны арабо-мусульманского мира, затем «южные» страны и только потом все остальные государства и организации, так как главный двигатель экономического развития – это его соответствие основным принципам государственной системы, то есть шариату. А «другие» государства и организации используют принцип получения прибыли от процента с капитала, что противоречит исламской экономической модели». Впрочем, в программе вовсе не говорится о том, что экономические отношения с «другими» государствами и организациями нужно прекратить.

Египетские «Братья-мусульмане» считают, что «процесс приватизации необходимо поощрять. Однако для того, чтобы избежать неудачного опыта приватизации 1970-х гг., нужно, чтобы частный сектор достаточно окреп для того, чтобы взять на себя ответственность за приватизацию. Это одно из приоритетных направлений государства, так как оно является привлекательным для инвестиций».

Обширная программа партии «Братьев-мусульман», объем которой составляет почти 130 страниц, учитывает практически все сферы жизни государства и его граждан. Поднима-ются такие острые для Египта проблемы, как безработица и образование, а также развитие отдельных географических областей страны и ядерная программа. Как и в экономике, решение социальных проблем регулируется государством, так как именно оно ответственно за то, чтобы соблюдались принципы исламской модели. Настаивая на том, что исламская система государства выполняет сразу несколько задач, исполнение которых поможет Египту справиться с современными вызовами (среди этих задач: демократизация и политическая и конституционная реформы; обеспечение и гарантия прав и свобод всем членам общества; равноправные внешнеполитические и экономические отношения; забота о религиозном и духовном развитии граждан и т.д.), «Братья-мусульмане» предлагают вполне конкретные решения поставленных задач.

Несмотря на некоторые недоработки в тексте программы (в электронном варианте некоторые пункты программы были позже вычеркнуты или удалены), это серьезный шаг вперед в развитии теоретической базы египетской организации «Братья-мусульмане». Если в прошлом их не раз упрекали в отсутствии четкой стратегии, то теперь они имеют, пусть пока в черновом варианте, достаточно детализированный проект будущего развития Египта.

1. Барнамадж хизб аль-Ихван аль-Муслимин: аль-исдар аль-авваль // IslamOnline.com (электронный ресурс). – 25 августа 2007 г. – Режим доступа: http://www.islamonline.net/arabic/Daawa/2007/08/ikhwan.pdf.

2. Another Flawed Election: Democracy in Egypt has stalled // The Economist (электронный ресурс). – 14 июля 2007 г. – Режим доступа: http://www.economist.com/displayStory.cfm?story_id=9340432.

52.27MB | MySQL:103 | 0,558sec