Израиль: о работе 13-ой международной ежегодной конференции INSS. Часть 9

Институт исследований национальной безопасности (INSS) провел ежегодную международную конференцию в Тель-Авивском университете 28-30 января 2020 года. Тема конференции этого года – «Стратегическая оценка Израиля: взгляд в следующее десятилетие». Действующие политики, лица, принимающие решения и формирующие общественное мнение, а также эксперты из Израиля и других стран обсуждали проблемы безопасности и открывающиеся в следующем десятилетии возможности по четырем основным направлениям: международная арена, Ближний Восток, вызовы внешней безопасности Израиля и внутренние социальные проблемы еврейского государства.

Конференция проходила в дни первого визита в Вашингтон председателя оппозиционного блока «Кахоль-лаван», генерал-лейтенант (в отставке) Бени Ганца. 27 января 2020 года в Белом доме  он встретился с президентом США Дональдом Трампом. На следующий день американский лидер в присутствии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху обнародовал параметры «сделки века», американского плана урегулирования палестино-израильского конфликта. В целом, тема ближневосточного предложения администрации Д.Трампа легла в основу большей части выступлений, особенно с учетом того, что в Израиле, где 2 марта 2020 года пройдут очередные всеобщие выборы, полным ходом идет сложная предвыборная кампания.

Панельную дискуссию «Иран против США: единственный способ продвинуться вперед – с помощью дипломатии и переговоров», провела Сима Шайн, старший научный сотрудник INSS, специалист по Ирану и бывший руководящий сотрудник в Моссаде. В дискуссии приняли участие: д-р Майкл Доран, американский аналитик по международной политике на Ближнем Востоке, старший научный сотрудник Института Хадсона; г-жа Холли Дагрес, ирано-американский аналитик и комментатор по Ближнему Востоку, внештатный сотрудник вашингтонского аналитического центра «Атлантический совет»; посол Эрик Данон, заместитель генерального директора по политическим вопросам и вопросам безопасности МИДа Франции; и генерал-майор (в отставке) Гиора Айленд, старший научный сотрудник INSS[i].

Холли Дагрес полагает, что сообщения, посланные администрацией Дональда Трампа, усложнили ситуацию вокруг иранской проблемы. Иран отчасти проявляет агрессию из-за того, что считает целью США смену режима в Тегеране, к тому же американские лидеры и официальные лица открыто об этом заявляли.  Поэтому иранская позиция ясна, они не могут вести двусторонние переговоры с такой администрацией США. По словам Х.Дагрес, ни одна из сторон не хочет войны, шансы 50:50, что она начнется. По ее мнению, единственно возможный путь вперед – через дипломатию с помощью Европы. Кроме того, любые будущие переговоры с Ираном будут многосторонними, так как после убийства генерала Касема Сулеймани иранцы не пойдут на двусторонние переговоры с администрацией США. Однако любая многосторонняя инициатива, вероятно, приведет к соглашению аналогичному Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД от 2015 года).

Д-р Майкл Доран считает, что Д.Трамп хотел вступить с иранцами в переговоры. Президент США хоть и вышел из СВПД, но в его администрации по-прежнему сильны позиции тех, кто настаивает на исправлении ядерной сделки. По мнению М.Дорана, администрация Б.Обамы сделала различие между ядерной программой Ирана и его региональной политикой, направленной на распространение влияния, и Д.Трамп принял такое разделение. Эксперт считает, что  наиболее действенным инструментом надавить на Иран является Ирак.

Он отметил, что иранцы испытывают огромные финансовые и экономические проблемы из-за американской политики максимального давления. В стране прокатилась волна антиправительственных демонстраций. В дополнение к этому в Ираке и Ливане проходили акции протеста, направленные против Ирана. По словам М.Дорана, любые реальные переговоры, направленные на достижение результатов с Ираном, могут произойти только после президентских выборов в США. Иранцы мастерски заставляют американцев платить за то, чтобы они сели за стол переговоров, поэтому и сейчас они проведут их таким образом, чтобы получить максимум от Соединенных Штатов.

По мнению посла Эрика Данона, никто не знает как будет развиваться ситуация вокруг Ирана. На данный момент ясно, что с разрушением СВПД иранцы решили дестабилизировать регион. В ядерной сфере они шаг за шагом также выходят из соглашения. Непонятно также сработают антииранские санкции или нет, но на данный момент можно сказать, что они не привели к желаемому результату. СВПД рассматривается ЕС и в частности Францией как наиболее удачное соглашение, возможное в нынешних условиях, поэтому его необходимо придерживаться. На это направлен механизм разрешения споров, предусмотренный статьей 36 договора. Что касается действий Ирана в регионе, то он не видит предпосылок для изменения его поведения. После президентских выборов в США президент, может, захочет сесть с иранцами за стол переговоров, и тогда ситуация будет интересной.

Что касается вопроса о формате потенциальных переговоров с Ираном – по ядерной программе, баллистическим ракетам и региональному влиянию или это будет глобальное соглашение – Э.Данон не считает, что в нынешних условиях возможно всеобъемлющее соглашение. Он также не верит, что сбудутся мечты и Иран ослабнет под санкциями до такой степени, что пойдет на невыгодные для него условия. Тегерану придает сил позиция России и Китая. К тому же Иран – это такая страна, которая знает, что такое страдания и как их преодолевать. Дипломатические усилия в принципе подрываются, когда нет единства мнений внутри группы государств (Р5+1), подписавших ядерную сделку с Ираном. Французский дипломат считает, что Иран не видит смысла в переговорах еще и по той причине, что подписав СВПД, США взяли и вышли из договора в одностороннем порядке. В этих условиях иранцы задаются вопросом: «Какой смысл подписывать бумагу, если подписи на ней не уважаются самими же подписантами?» Поэтому существует большая проблема с доверием между сторонами.

Г.Айленд постарался представить позицию Ирана. Он рассказал, что в Тегеране объясняя стремление заполучить ядерное оружие, привносят в это, помимо прочего, религиозный фактор, утверждая, что все религии имеют ядерное оружие (США, Великобритания, Россия, Китай, евреи и даже мусульмане сунниты в лице Пакистана). Шииты единственные, которые остались без атомной бомбы. Что касается вступления Ирана в переговоры по ядерной сделке, то иранцы рассуждали следующим образом. Они как искусные бизнесмены заключили сделку, потому что отдали Х, а взамен получили Y, который больше, чем X. Когда США вышли из СВПД и ввели еще более жесткие санкции, то Y стал равен 0,6 или 0,7 от одного Х, а значит меньше того, чем они поступились. В таком случае в сделке они не видят смысла. Значит необходимо уменьшить Х, чем они и занимаются, увеличив обогащение урана выше дозволенного по СВПД.

По мнению Г.Айленда, Иран сейчас старается предотвратить выход европейцев из СВПД, потому что ему нужен договор, который легитимирует режим и приносит экономические выгоды. Поэтому иранцы сейчас будут ждать ноября 2020 года и надеяться на приход в Белый дом другого президента США, который вернется к СВПД. Если этого не произойдет, то понадобится такой креативный посредник, который выступит с предложением внести поправки в ядерную сделку от 2015 года. Эти поправки должны быть такими незначительными, что иранцы согласятся подписать документ, а Д.Трамп заявит, что поправки очень серьезные, даже хуже изначального соглашения, подписанного Б.Обамой, «и тогда все буду счастливы», считает Г.Айленд.

В целом, сегодня ситуация не очень хорошая. Если цель введения антииранских санкций состояла в том, чтобы отбросить Иран от ядерного оружия, то, похоже, происходит обратное, значит политика США в отношении Ирана провалилась. По мнению Г.Айленда, Д.Трамп пропустил некоторые более эффективные меры, которые можно было бы предпринять в отношении Ирана. Ливан, который полностью контролируется Ираном через «Хизбаллу», находится на грани экономического коллапса и запрашивает долгосрочные кредиты у Европы и международных валютных организаций. Запад мог бы настоять на том, чтобы Ливан не импортировал и не производил оружие в обмен на экономическое восстановление страны. Это окажет давление на «Хизбаллу» и, в свою очередь, ослабит власть Ирана.

По мнению Г.Айленда, правильная политика любой сверхдержавы состоит из политической, военной и экономической составляющей. Ошибка Д.Трампа заключалась в том, что он сконцентрировался на экономике, отказавшись от использования военной мощи, за исключением убийства К.Сулеймани. Что касается политической составляющей, он, по сути, игнорировал европейских и других потенциальных партнеров. Только экономическими инструментами нанести Ирану значительный ущерб невозможно.

Если посмотреть, где больше всего добился успеха Иран, то это не Ирак, Сирия или Йемен, а Ливан, который фактически оккупирован Ираном и находится под его контролем. Сегодня появилась замечательная возможность изменить ситуацию, т.к. Ливан переживает серьезный экономический кризис на грани коллапса. Необходимо потребовать от ливанского правительства, которое контролируется «Хизбаллой», а значит Ираном, подписать взять на себя следующие обязательства: 1) Бейрут не допускает производство высокоточных ракет на ливанской территории; 2) все, что принадлежит на данный момент «Хизбалле», остается в ее распоряжении, но в страну больше не будет поступать продвинутое вооружение из Сирии, Ирана и откуда-либо еще. «Хизбалла» должна взять на себя эти умеренные обязательства, которые помогут выйти стране из экономического кризиса. Израиль называет ее «террористической организацией», но это не правильно, т.к. легитимность «Хизбаллы» основана на поддержке граждан Ливана. Настаивая на ее террористическом характере, Израиль помогает Ирану держать под контролем и организацию, и страну.

Что касается опасений в Израиле, что Иран действительно решится на военные действия против еврейского государства, то это произойдет только в том случае, если Тегерану удастся достичь хотя бы одной из трех целей: 1) стать обладателем ядерного оружия; 2) добиться такого же закрепления в Сирии, как это удалось в Ливане посредством «Хизбаллы»; 3) «Хизбалла» получит критический запас высокоточных ракет. Без реализации хотя бы одного из этих пунктов Иран не решится атаковать Израиль.

[i] Iran vs. the United States // INSS — https://www.inss.org.il/iran-vs-us-escalation-or-negotiation/?offset=undefined&posts=undefined&outher=undefined&from_date=undefined&to_date=undefined

52.25MB | MySQL:103 | 0,517sec